" Кейс-технологии в дошкольном образовании"
методическая разработка
Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_keys-tehnologii_v_doshkolnom_obrazovanii-1.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании»
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели
Дидактический материал: презентация по теме «Кейс-технологии в дошкольном образовании».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для работы.
Ожидаемые результаты: Участники получат знания:
- что представляет собой кейс-технология;
- разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
- правила разработки кейсов для обучения;
Выработают умения:
- применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин
1.Введение | Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. |
Теоретическая часть | 1. История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США. Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет |
2. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. | |
3.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы. | |
4.Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. | |
5. Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи | |
5. Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно: 1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям. 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала; 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. | |
Вопрос | Как вы думаете, где именно можно использовать кейс технологии в работе с дошкольниками? |
6. Этапы работы с кейсом разных видов следующие: - Первый этап: подготовительный. - Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. - На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. - Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. - На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. | |
7. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах. Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации. - Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему. - Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками. - Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса. Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес | |
8. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из: 1. Фото « Дети обедают» 2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой. 3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора? Этапы работы с фото-кейсом те же.Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали. | |
Практическая часть. | А сейчас, я предлагаю вам поработать с кейсами. Мне нужно 2 группы по 3 педагога. Одни работают с кейс-иллюстрациями, другие с фото-кейсами. Вы получаете по карточке, и таблицы, которые необходимо заполнить. Когда все закончат, обсудим что получилось. |
Вывод | Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др. |
И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт |
Первый этап: Подготовительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Показывает фотографию, зачитывает текст | Знакомятся с ситуацией |
Второй этап: Мотивационный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. | - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. |
Третий этап: «Мозговой штурм» | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. | - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. |
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания | - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании....
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...
Кейс-технологии в дошкольном образовании
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном проце...
Современные образовательные технологии. Использование Кейс-технологии в работе дошкольного педагога
Современные образовательные технологии...
Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....
«Применение кейс-технологий в дошкольном образовании». (2018-2019 уч.год)
Отчет по теме самообразования...