Мастер – класс для педагогов: «Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)

Рютина Ольга Ильинична

Цель:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.

 

Задачи:

  1. Раскрыть значение игрового материала на занятиях по ФЭМП
  2. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
  3. Обучить педагогов несложным игровым приемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_pedagogov.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

Мастер – класс для педагогов:

«Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников».

Автор-составитель:

Рютина Ольга Ильинична

воспитатель

первой квалификационной категории

Цель:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.

Задачи:

  1. Раскрыть значение игрового материала на занятиях по ФЭМП
  2. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
  3. Обучить педагогов несложным игровым приемам.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала на занятиях по ФЭМП у дошкольников.

Математика – наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложна.

Математику недаром называют «царицей наук».  Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?

Начиная работу по данной теме, я ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП.

Это работы таких авторов как: Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон.

Естественно все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.

То есть мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

Начиная работу с группой детей было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

  1. «Математический домик» - украшен цифрами
  2. Домик для грамоты – буквами
  3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
  4. Книга – здесь можно послушать сказки.
  5. Игрушка – здесь можно играть.

Воспитатель спрашивает ребенка:

 «Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учиться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

Естественно – игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. В сказке также много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.

Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.

Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки».

«Поможем Золушке»

«Буратино ждет гостей»

 «Репка»

«В гостях у сказки»

«Гуси – лебеди» и др.

Например, занятие «Поможем Золушке. В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш.Перро.

Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.

Занятие «Белоснежка и семь гномов»

Белоснежка заблудилась. Даю детям задание описать местность, где она очутилась. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Белоснежки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов.

На этом же занятии дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало?» Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также, как и названия дней недели.

Затем дети помогают Белоснежке испечь ягодный пирог, то есть выполняют упражнение на повторение заданной последовательности.

В занятии «Белоснежка и семь гномов» дети помогают гномам выбраться из пещеры:

«Смотрите, ребята, случилась беда

Вход в пещеру закрыт навсегда

Огромные камни засыпали вход

Теперь в пещеру никто не войдет

Ребята, поможем гномам, разберем вход в пещеру, но поднять камень можно только решив задачу или ответив на вопрос».

Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из камешков

«Речка, речка глубока

Не видать нигде мостка

Чтобы дальше нам шагать

Надо камешки собрать

Камни быстро соберем

Эту речку перейдем»

Дети выполняют дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку, упражняются в счете до 10.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах поможет упражнение «Назови что бывает                         формы» в сказке «Репка».

На своих занятиях я широко использую разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.

Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку.

Причем попутно и закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»

А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и отправиться «В гости к сказке».

 «В гостях у сказки»

Цель: формировать математические представления через дидактические игры.

 Задачи: закрепить знания о временных отрезках, о составе числа 7, закрепить конструктивные, умения решать задачи – загадки; развивать мышление, память. Закреплять знания сюжетов сказок; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе через дидактические игры.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Как вы думаете, куда можно отправиться в путешествие? (дети отвечают).

А вы хотите отправиться в гости к сказке?

А какие сказки вы знаете?

 Молодцы, много знаете сказок.

 Итак, мы оправляемся.

 (закройте глаза … и т. д.)

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

 (на экране Незнайка)

 Ребята, в какой сказке мы оказались?

 («Незнайка в Солнечном городе»)

 Да, верно, посмотрите, Знайка задал вопросы о временах года, а Незнайка никак не может с ними справиться. Может мы попробуем ему помочь?

1. Какое сейчас время года?

 2. Как называется первый зимний месяц?

 3. Какое время года наступит после зимы?

 4. Как называется третий день недели?

 5. Как называется самая светлая часть суток?

 6. С какого месяца начинается год?

 Молодцы, ребята!

 Посмотрите, как повеселел Незнайка, теперь и он знает времена года и части суток.

А нам пора продолжать путешествие. Вы хотите побывать в других сказках?

Тогда угадайте, какая сказка ждет нас в гости?

 (Звучит мелодия из сказки «Три поросенка»).

 Как зовут этих забавных поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).

 Ребята, а вы помните, из чего поросята строили свои домики? (из прутьев, из соломы, из камней)

 (на экране два домика)

Дети, а как вы думаете, прочные ли домики получились у Ниф-Нифа и Наф-Нафа? (Дети отвечают, нет, волк их сломал).

 Постройте домик для поросят, в котором они будут в безопасности, и волк их не съест. Для постройки возьмите 6 квадратов и 3 треугольника.

 Молодцы, ребята, теперь поросятам не страшен серый волк.

В. : Что-то мы задержались. Не пора ли нам погостить в другой сказке?

 (звучит музыка «Приключения Буратино»)

 Ребята, что за сказка нас приглашает? («Приключения Буратино»)

 А кто такой Буратино? (Деревянная игрушка-кукла)

 Да, он веселый, озорной шалунишка.

 Посмотрите, что он наделал. Разрезал карточки, а на них цифры. Это Мальвина приготовила ему какое-то задание. Но мы узнаем его только тогда, когда соединим эти карточки. Поможем Буратино?

 (Дети берут карточки с числами и соединяют)

 Молодцы, вижу, собрали карточки, теперь посмотрим, какое задание на них. (Переворачиваю карточки по очереди)

 Ребята, да здесь задачи-загадки. (читаю, дети решают)

  1. Внуку Шуре добрый дед

 Дал вчера шесть штук конфет.

Две конфеты вмиг съел внук.

 Сколько же осталось штук? (4)

  1. В кружку сорвала Марина

 Пять ягодок малины,

Три дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке? (2)

  1. В шкафу стояло восемь чашек,

 Пять из них взяла Наташа.

 Подумай и ответишь сам,

 Сколько чашек осталось там? (3)

 В.: Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Теперь Буратино и сам научился выполнять задание Мальвины.

 Продолжим наше путешествие? Куда теперь?

 (Звучит музыка, на экране картинка из сказки «Цветик семецветик»)

 Ребята, вы узнали эту сказку? (В. Катаев «Цветик семецветик»)

 А вот и восхитительный цветок. Посмотрите, какой он интересный.

У него лепестки все разные (дети называют геометрические фигуры).

- Сколько лепестков у этого цветка? (7) (дети считают индивидуально)

В. Молодцы, ребята!

 Ну вот, путешествие наше подошло к концу.

 Пора нам возвращаться в д/сад.

 (звучит музыка из к/ф «Паровозик из Ромашково»)

 Вы догадались, как мы будем возвращаться?

 Мы поедем на волшебном поезде. Покупайте билеты, занимайте свои места.

 (дети берут карточки с числами и встают по порядку чисел).

 Покажите, все ли правильно заняли свои места. Поехали.

В.: Вот мы в д/саду. Вам понравилось в гостях у сказки?

- В каких сказках мы побывали?

 - Что мы там делали?

Молодцы, вы хорошо потрудились.

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в занятии. Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс

Математика – наука                                                                                                       Хороша и всем нужна,                                            

 Без нее прожить нам трудно,                                                            

 Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...

Мастер – класс для педагогов: «Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Задачи:Раскрыть значение игрового материала на занятиях п...

Мастер-класс для родителей «Использование логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «...

Мастер-класс по созданию презентации с триггерами в программе Microsoft PowerPoint Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством инновационных развивающих технологий.

   Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности. Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильн...