«Роль игры в жизни ребёнка». Играем вместе с ребёнком.
консультация

Наталья Геннадьевна Мельникова

 Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущий деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» - маленький ребёнок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsutatsiya_na_temu_igra.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

        «Роль игры в жизни ребёнка». Играем вместе с ребёнком.

 Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущий деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» - маленький ребёнок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать. Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребёнку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

 Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или события в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

Особенно важна совместная игра для малышей 4-5 лет. Они пока не обладают достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают самоконтролём для самостоятельной игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки и предметы, развивая манипулятивные навыки, говоря научным языком.

Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми.

Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как? Переносите в игру всё, что окружает маленького ребёнка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости. А вот как играть, многие родители не знают. В этом помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребёнком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что вы в игре на равных.

2. Подберите для игры красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребёнку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите ребёнку, как в неё играть. Не умея в неё играть, малыш быстро утратит к ней интерес.

4. Постепенно сокращайте своё участие в игре. Давайте ребёнку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребёнка к активной речи.

6.Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7.Повторяйте игры. Ребёнок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.  Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребёнку.

        Игра-это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – всё это пригодиться ребёнку в будущем. Многие настольные игры позволяют организовывать досуг для нескольких детей или даже взрослых, что позволяет семьями и больше общаться с детьми. И хотя надписи на коробках указывают, что игра предназначена для детей старше трёх лет, они могут заинтересовать и младших детишек, не препятствуйте их знакомству с игрой. Если же, напротив, игра слишком сложная для вашего ребёнка, не волнуйтесь. Все дети творческие личности и могут изобретать свои собственные способы использования изображения или элементов игры. Они будут сравнивать их, разглядывать сказочные узоры на картах, играть фишками и бросать кубик. Вам остаётся только следить, чтобы мелкие детали не были оторваны и проглочены маленькими непоседами.

Игры для детей 3-5 лет.

Домино. Даже если кроха не умеет считать, он в полнее может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собой на пикник и в дорогу.

Предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

Кот в мешке. Игра на догадку: красивые красочные изделия из картона, кладут в мешок. Игроки должны узнать их с завязанными глазами, а затем найти им место на игровой доске, игра похожа на классическое лото. Для малышей можно использовать знакомые для них предметы, настоящие фрукты, фенечки из бисера, кубики и небольшие игрушки. Сложив это в мешок можно устроить игру очень похожую на старинную забаву фанты.

Детские карты. Такая игра тренирует зрительную память и способность сконцентрироваться, из 12 пар картинок нужно найти два одинаковых изображения. Или поставить игрокам задачу запомнить, как лежали карты и потом отыскать загаданную среди других в перевёрнутом состоянии.

Чудесное путешествие. Такая настольная игра позволяет совершить чудесный поход в сказочную страну. Игроки бросают кубик и делают ходы по карте, натыкаясь на разнообразные задания: назвать три фрукта, рассказать стих и т.п. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.

       Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребёнок так увлечён игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познаёт всё вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.

В игре всё понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

        Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребёнка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

        В раннем возрасте игровая деятельность ребёнка только зарождается и важна тем, что помогает ребёнку осваивать мир многообразных предметов.

    Ребёнок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой. Часто родители полагают, что нет необходимости обучать детей как играть, но тогда откуда появляются дети, которые играют в те, же примитивные скучные игры. Ответ прост и лежит на поверхности. Всё, что вдыхает в детскую игру жизнь, даёт общение с взрослым.

  Если мама не будет играть с малышом с раннего возраста, то ребёнок не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научится быть активным и творческим исследователем мира и членом общества. Ребёнок предметами, научился принимать их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребёнок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нём.

 Узнав и осмыслить определенной область взрослой жизни, дети начинают играть в это.  Чтобы игра стала насыщенной и динамичной ребёнку необходимы новые знания и впечатления, которые даёт общение с взрослыми.

   Но чем старше ребёнок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность.  Ребёнок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду.

       В игре с партнёром ребёнок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе.

     В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это правила. Любая игра существует за счёт них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правела заранее известны, и не измены, игры, где правела, придумываются игроками. Нарушение правил ведёт к распаду игры, к конфликтам между партнёрами. Понимать и выполнять правел, может научить ребёнка только взрослый.  Современный ребёнок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченное общение с ребёнком на разных этапах развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становится неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удаётся попасть не многим большим и маленьким счастливцам.

Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развития ребёнка искажается. Интересных вам совместных игр!!!

 

                                                  Анкетирование

1. Игра – просто развлечение для ребёнка или жизненно необходимое условие для его развития?

2. В какие игры Вы играете с детьми дома?

3. Нужно ли играть с ребёнком и почему?

4. Назовите любимые игры вашего ребёнка.

5. Кто из членов вашей семьи чаще всего играет с ребёнком?

6. Покупаете ли вы ребёнку развивающие игрушки?

7. Какая игра, на ваш взгляд, приносит ребёнку больше пользы: когда он увлечённо играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или взрослыми?

8. Учите ли вы ребёнка играть в игры вашего детства?

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого"

Проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....