консультация для педагогов
консультация

Порткина Светлана Александровна

"Характеристика разных видов детской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_raznye_vidy_deyatelnosti.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста

 

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс социализации, обучаются и постигают новые знания и умения. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре».

Игра — это не произвольная выдумка ребенка, а отражение жизни. Основной источник детских игр – знакомство с жизнью и трудом взрослых. Игра детей раннего возраста – манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами. В дошкольном возрасте возникает ролевая игра, в которой дети берут на себя определенную роль.

Младшие и старшие дошкольники играют по – разному. Старшие играют коллективно, заранее распределяют роли между собой.

У младших этого нет. Они играют только рядом. Их не интересует результат игрового действия, они увлекаются самим процессом игры. У детей 6-7 лет игра более содержательная, так как они больше знают о той стороне жизни, которую изображают в игре.

Старшие ребята более придирчиво следят, чтобы в игре выполнялись правила.

Также есть дидактические игры, настольно – печатные, где дошкольники получают новые знания об окружающей действительности, получают сенсорное развитие, развитие моторики.

Двигательная деятельность. Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.

Изобразительная (продуктивная) деятельность. Эта деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учится пользоваться кистью, красками, но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо – эмоциональное состояние.

При обучении детей технике рисования, важное значение имеет словесная инструкция. В раннем, младшем дошкольном возрасте весь процесс сопровождается словесными инструкциями и показом. В старшем возрасте дети уже выполняют действия по одному словесному указанию.

Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей. Конечно, детей не заставляют работать до выступления пота, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности:

-Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка);

-Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д);

-Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники, подготавливать рабочее место);

-Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек).

Коммуникативная деятельность. На протяжении любого возраста детям необходимо общение. На раннем этапе особенно важно общение со взрослым, который является для ребенка проводником в большой мир. В раннем возрасте важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3 –х летних детей состоят из 2 – 3 фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.

В среднем возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает 2,5 тыс. слов. Высказывания становятся более развернуты и последовательны, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе начинают обучать составлению небольших рассказов по картинкам.

В старшем возрасте также необходимо общение со сверстниками. Связная речь этого возраста достигает довольно высокого уровня. На вопросы отвечают точными, краткими или развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. Дети могут последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. В процессе общения ребенок развивает свои коммуникативные навыки, развивает речь, учится взаимодействовать с окружающими людьми.

Познавательно – исследовательская деятельность. Это различные игры с водой, природным материалом, измерительными приборами. Сейчас почти в каждой группе есть центр экспериментирования, в котором дети изучают различные измерительные приборы, делают опыты, на основе которых пытаются сделать выводы.

Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она является одной из ведущих мотивов, побуждающих к знаниям и учению. Она отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действий к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Доказано, что любознательность, заинтересованность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Это социально значимое качество личности формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Продуктивные виды детской деятельности являются очень важным средством познавательного развития дошкольников, поскольку в процессе нее формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности.

Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность и достигать определенного результата.

В процессе продуктивной деятельности дошкольники приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах. Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Наиболее успешному развитию познавательных способностей у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:

1. Создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей активному включению в познавательно – творческую деятельность всех детей группы.

2. Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и детей.

3. Учет возможностей каждого ребенка и сохранение его индивидуальности.

4. Организация продуктивных видов деятельности, обеспечивающих освоение и реализацию детьми различных способов познания.

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности.

6. Возможность широкого выбора детьми художественных средств выразительности и материалов для развития познавательного интереса и активного самовыражения.

7. Взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме.

Создание предметно – развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

На пятом году жизни дети начинают стремиться к творческому воссозданию мира, выступая как творцы, режиссёры и сценаристы этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действовать, начинает сливаться с разными видами продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, вырезание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, зачастую даже перевешивая саму игру.

При проведении игр необходимо обязательно использовать положительную оценку. Это способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности, так как дети всегда очень чувствительны к оценкам взрослого, ждут поддержки и похвалы в свой адрес, хотят одобрения своих действий. Немаловажно определить место, куда дети могли бы выставлять свои творческие работы. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому очень важно организовывать совместные с родителями выставки детских рисунков и поделок из пластилина и природного материала разнообразной тематики. Например, «Мой дом», «Осень в лесу», «Мастерская Деда Мороза», «Веселая пуговка», «Чудо тесто», «Цветочная поляна» и др.

Приступая к реализации познавательно – творческой деятельности, старайтесь учитывать важное условие: детям должно быть интересно и увлекательно. Основное усилие педагога и родителей при этом должно быть направлено на воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению конечной цели. Только в этом случае, ребенок будет трудиться наиболее продуктивно, с полной отдачей, не жалея сил, не считая время и получать удовольствие от интересного, увлекательного процесса труда.

Обучение дошкольников, как известно, происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Игровые ситуации воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Они помогают раскрепоститься, чувствовать себя комфортно, более уверенно, развивают наблюдательность и рассудительность к происходящему вокруг. Эти факторы являются очень важными для формирования стойкого познавательного интереса у детей.

Предложите детям игры – путешествия разнообразной тематики, в том числе и по сюжетам знакомых народных сказок. Например, «Сказочный теремок для зверей», где вместе обсудите из чего его можно сделать? Из каких материалов? Чем и как его можно украсить? Можно построить теремок из конструктора, а затем украсить его сделанными флажками. Сделанную постройку можно в дальнейшем использовать для увлекательной игры и пересказа сказки. При таких занятиях дети имеют возможность применить свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Они поддерживают познавательный интерес, помогают найти применение полученных ранее знаний и умений на практике.

Используйте игровые ситуации с элементами экспериментальной деятельности. Например, игровая ситуация «Пуговицы для Незнайки», где дети могут рассмотреть пуговицы, познакомиться с качеством и свойствами материалов, из которых они сделаны, поэкспериментировать «Какая пуговица утонет в воде?», изучить пословицы и загадки о пуговице, составить описательный рассказ о ней или занимательную историю. Важно предлагать детям широкий выбор художественно – изобразительного материала: рисование и лепка пуговиц, создание конструкций с использованием геометрических фигур из картона и пуговиц.

Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

При проблемном обучении деятельность педагога совершенно меняется, потому что в этом случае детям не дают готовых знаний, а учат видеть и решать проблемы, открывать для себя новые знания. При этом деятельность детей приобретает поисково – исследовательский характер и предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности для решения новых для него проблем.

Для этого можно использовать такие проблемно – поисковые задания: для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в воде? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать аккуратно и быстро? Необходимо построить мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль. Изобразить листья летом, осенью, весной. Выполняя лепку собачки, перед ребёнком определить проблему: как показать, что собачка даёт лапу, лает, бежит и т. д.

Также можно использовать в процессе продуктивных видов деятельности исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Например, что можно сделать из куска бумаги? На что похожа клякса? Можно ли рисовать манкой, гречкой и т. п. Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения», «Волшебные краски» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.

Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.

Для развития творческого мышления у дошкольников можно использовать такие занимательные творческие игры: «Придумай название», «Мой смешной портрет», «Придумай небылицу», «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и др.

Регулярное столкновение с творческими задачами и заданиями, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующемуся уму как витамины растущему организму.

К деятельности детей важно обязательно подключать и родителей, т. к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предложите выполнить различные совместные задания: собрать гербарий и составить картину, сделать поделку из бросового и природного материала, нарисовать нетрадиционными способами и т. д. Задания тщательно надо продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставить справочный практический материал или рекомендацию где его можно найти.

Ребёнок, овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе. Он с удовольствием учится, у него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

Писательница Д. Лессинг считала, что у любого человека могут раскрыться сотни талантов и способностей, нужно лишь предоставить ему такую возможность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....