Мастерство педагога в проведении экспериментальной деятельности
учебно-методическое пособие

Выступление педагога на семинаре - практикуме "Организация опытно - экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста". Материал содержит теорию и практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11

                            «Детский сад комбинированного вида»

Конспект выступления

на семинаре – практикуме

«Организация опытно – экспериментальной деятельности в работе

с детьми дошкольного возраста»

Подготовила Трофимова Т.В.

воспитатель

Кемерово, 2022

   

      Мастерство педагога в проведении экспериментальной деятельности заключается в правильной подготовке и организации данного мероприятия.

      Коллеги, для начала я предлагаю вам вспомнить (или узнать) структуру проведения экспериментов. Вашему вниманию представлены все этапы экспериментирования.    Давайте попробуем составить один общий алгоритм.

1. Проблемная ситуация  

2. Постановка задачи.

3. Варианты решения

4. Выбор оборудования

5. Повторение правил безопасности

6. Проведение эксперимента

7. Вывод

8. Фиксация

     Остановимся на каждом пункте поподробнее.

  1. Первое – проблемная ситуация – мотивация.

     Увлекательное и оригинальное начало занятия создаст благоприятный

эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее

желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать

познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание

своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия? (Варианты педагогов)

     Давайте обобщим:

  • сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного

персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой

о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное

путешествие.

   видеообращение сказочного или вымышленного героя;

   стихотворения и загадки;

   познавательный рассказ;

   игры и задачи;

   диалог с детьми;

   проблемная ситуация;

   музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

     Хочу для примера предложить вам несколько вариантов мотивации:

     1. В младшем возрасте наиболее эффективны игровые ситуации. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: после знакомства с произведением А. Барто «Мячик» спросить у детей, почему не утонет в речке мяч? (мячик легкий). В мячике есть воздух, поэтому он легкий.  

     2. В средней группе возможна следующая   проблемная ситуация:

поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. Из чего можно построить дом? Если затрудняются, то вспомнить сказку (из веток, из соломы, из камня). Как вы думаете, какой материал самый прочный? Давайте проверим: если подует ветер, если пойдет сильный дождь, если ударить тяжелым предметом.  

     3. Вчера мы познакомились с русской народной сказкой

«Рукавичка». А сегодня я решила принести в группу рукавичку. Как вы

думаете, она волшебная? (Нет, да). А мы сейчас проверим?

Когда я беру рукавичкой предметы со стола, что происходит с металлическими предметами? (не падают из рукавички). Если берём предметы из других материалов (дерево, пластмасса, бумага), рукавичка перестаёт быть волшебной. Почему? Предполагают, в рукавичке есть «что-то», что не даёт металлическим предметам падать.  

     4. Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, но боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.  Дети предлагают различные варианты решения проблемы: можно построить лодку (но это долго), попросить кого-нибудь перевезти (но рядом никого нет). А может Буратино не утонет, так как деревянный? Воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу.

Главное, заинтересовать детей узнавать что – то новое.

  1. Переходим ко второму пункту.

Предлагаю вам самим поупражняться в формулировании Постановки задачи и   Вариантов решения.

Для этого вам необходимо разделиться на три подгруппы. Для каждой подгруппы свое задание.

     3. Выбор оборудования

 Где дети могут взять оборудование для проведения эксперимента? (варианты коллег)

- в уголке экспериментирования

- педагог приготовила и разложила все необходимое (тогда у ребенка нет выбора)

- дети могут найти все самостоятельно по группе (педагог подготовила)

Действия педагога одни и те же, но деятельность детей разная, а значит и результат будет разный.

     4. Повторение правил безопасности

     Перед началом практической работы необходимо повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента.  

      Повторить правила тоже можно разными способами, например…(варианты педагогов)

- словесно (проговорить): педагог либо дети;

- графически, то есть знаками, заранее изготовленными совместно с детьми.

     Я вам предлагаю правила по технике безопасности в стихотворной форме. Такие небольшие стишки хорошо подходят для лучшего восприятия и запоминания детьми.    

     Важно! Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Не забывайте об этом!

(педагогам раздаются буклеты с правилами безопасности в стихотворной форме)

     Проведение самого эксперимента мы пока отложим и перейдем к следующему пункту.

      5. Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.  В первой младшей группе – с помощью вопросов взрослого. Например: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?». У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений. Для остальных возрастных категорий рассмотрим Способы фиксации результатов детского экспериментирования.

      Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения.   Детям предлагается выбрать из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии.  Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми (3–4 лет).

      Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования, формирует умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивать их с результатами подобных опытов, проводимых ранее.  

Ментальный способ применяется в работе с детьми (средней группы) 

      Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов.

(для примера показывается дневник наблюдений)

 

      А теперь давайте вернемся непосредственно к опытам. Приглашаю два педагога, один из которых – воспитатель, другой – ребенок. Получаете карточку с опытом, проводите его. А мы проанализируем:

- для какого возраста?

- где можно проводить?

- как можно зафиксировать?

     Практическая часть

     1 стол – вода – младший возраст

     "Вода может литься, а может брызгать".

     В лейку налить воду. Ребенку предлагается полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда ты наклоняешь лейку? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

     Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

    «Поплывет или утонет»

    Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое – что тонет.

    Вывод: одни предметы держатся на воде, другие опускаются на дно таза. Предметы, оставшиеся на поверхности -  лёгкие, а которые опустились на дно -  тяжёлые.

    2 стол- магнит – средний возраст 

   «Всё ли притягивают магниты?»

   Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы

   Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

   В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы, мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

    Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

   «Как достать скрепку из воды, не намочив рук»

   Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

   Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.

   Нечаянно уронить скрепки в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде.  

   Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

   3 стол-песок – старший возраст

   «Песчаный конус»

   Цель. Установить свойства песка.

   Материалы. Сухой песок.

     Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

    Вывод: песок может двигаться.

    «Своды и тоннели»

    Цель: Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

    Материалы: Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

    Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

    Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

    Коллеги, в завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

    Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"

Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,  когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить  педагогический дар, веру и бесконечные воз...

Проведение экспериментальной деятельности с детьми младшей группы "Свойства поролоновой губки"

Цель: Учить детей проводить экспериментальную деятельность в специально созданных условиях. Задачи: Формировать навык экспериментальной деятельности;- Познакомить со свойствами губки; -...

Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Согласно ФГОС ДО  к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в програм...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

семинар-практикум для педагогов : "Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела &l...

Памятка для педагогов (брошюра) "Алгоритм проведения экспериментальной деятельности с дошкольниками"

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования (эксперимента, опыта). Выбор объекта исследования.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных...