Методическое руководство к пособию "Домашние птицы"
методическая разработка

Галай Ксения Владимировна

Каждая страница пособия несет конкретную цель и вариативность. Руководство поможет подобрать возрастную группу и постановку цели перед ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_no_1_galay_k.v._ped.innovatsii_produkt.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие   «Домашние птицы» предназначено  для детей  3-8 лет. Просматривая  интерактивный  альбом, дошкольник выбирает понравившуюся страницу и, в соответствии с целью, заданной  педагогом, выполняет  поставленную задачу. Альбом можно  использовать в  игровой,  самостоятельной  и  непосредственной образовательной деятельности  детей. Игры применяются в определенной системе, постепенно усложняясь как по содержанию, так и по способам  взаимодействия.  

                  Методические рекомендации по использованию печатного пособия:

Дидактическая игра

«Назови птицу 3-4 года. Классификация домашних птиц» (для детей  6-8 лет).

Цель: учить узнавать по внешнему виду и правильно называть домашних птиц, развивать зрительную память; уметь классифицировать на категории (сельскохозяйственных и декоративных домашних птиц).

Ход игры: для игры используем  изображение  домашних птиц.

Воспитатель, просит назвать или прочитать название птиц. Каждый участник говорит по очереди, остальные либо соглашаются, либо говорят «нет». Для усложнения педагог предлагает найти разницу между декоративными и сельскохозяйственными  птицами.

Дидактическая игра

«Собери семью» (для детей 3-7 лет).

Цель: закрепление представлений у детей о домашних птицах и их птенцах. Систематизировать представление детей о домашних птицах, членах птичьих семей, учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, развивать мелкую моторику, закреплять знания детей о характерных признаках домашних птиц, воспитывать доброе отношение и интерес к домашним  птицам.

Ход игры: игра  состоит  из  набора  карточек с изображением  домашних  птиц (петух-курица-цыпленок, гусь-гусыня-гусенок,  индюк-индюшка-индюшонок, селезень-утка-утенок).

Первый вариант. Расположите  перед  ребёнком  карточки  с  «липучками»  с изображением  членов  птичьей  семьи. Попросите  ребёнка объединить птиц в семьи. При  этом  ребёнок  называет домашних птиц и птенцов и прикрепляет к соответствующему  названию. Например: петух, курица, цыплёнок.

Второй  вариант игры.  Можно ребёнка попросить назвать ласково домашних птиц. Например: Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т. п.

Третий  вариант  игры - «Кто как кричит?». Поиск  соответствующего  понятия «Кто как кричит?» Гусь – гогочет, утка – крякает, курица – кудахчет, петух – кукарекает, цыпленок – пищит, индюк – балаболит. Игра «Назовите родителей» У цыпленка - курица, петух; у индюшонка - индюшка, индюк; у утенка - утка, селезень; у гусенка - гусыня, гусь.

Четвертый вариант игры - «Прочитай и найди». Ребенок  прочитывает  название птицы — ищет и прикрепляет на «липучку» найденную  карточку с изображением  птицы.

                                              Дидактическая игра

       «Классификация: курообразные и гусеобразные (для детей 5-8 лет)»

Беседа «Польза сельскохозяйственных птиц для человека (для детей 5-8 лет)»

Цель: учить узнавать по внешнему виду, правильно называть и различать домашних птиц  гусеобразных и курообразных, развивать  зрительную память; уметь классифицировать (водоплавающие  и сухопутные домашние  птиц).

                                 

Ход игры: для игры изображены картинки домашних птиц- курообразных и гусеобразных. Воспитатель, просит назвать или прочитать название птиц. Каждый участник называет или читает по очереди название птицы, по внешнему признаку определяет  к  какому  виду относится (курообразые или гусеобразные).

Цель: учить находить причинно - следственные связи между уходом и содержанием птиц,  пользы  их для  человека.

Ход беседы: для беседы используем  изображение  яиц, перьев и мяса. Воспитатель спрашивает об уходе за домашними птицами и подводит беседу к тому, каким образом  птицы  приносят  пользу  человеку.

Дидактическая игра.

« Назови части тела птицы» (для детей  4-8 лет).

Цель: учить называть правильно части тела птиц, находить сходства и отличие.

Ход игры: для игры используем  изображения  петуха и утки с  целью сравнения частей тела. У птиц есть голова, глаза,  клюв,  есть туловище и два крыла, две ноги и две лапы. У петуха есть шпоры, а у утки- перепонки на лапках. У птиц есть хвост, тело  покрыто перьями.

Дидактическая игра

«Какое яйцо снесет птица» (для детей 6-8 лет).

        

Цель: учить узнавать птиц  по внешнему виду, правильно  их называть и различать яйца домашних птиц, развивать речь детей.

Ход игры: для игры используем изображение домашних птиц,  на липучках представлены яйца разного окраса и размера. Ребенок должен прикрепить нужное яйцо к определенному  виду птиц. Например, гусиное - самое большое среди представленных, перепелиное - самое маленькое и пятнистое и т. д.

Дидактическая игра

«Составь рассказ по картине» (для детей 4-8 лет).

Цель: учить составлять  описательный  рассказа по  картине, пополнять словарный  запас детей  прилагательными, развивать умение составлять небольшие творческие рассказы от лица персонажа,  развивать наблюдательность и ассоциативное мышление, коммуникативные навыки в работе с  малыми группами  детей.

Ход игры: для игры используем серию картин на тему «Домашние птицы». Воспитатель, в зависимости от возраста  детей, просит описать картину. Чем старше ребенок — тем объем рассказа должен быть полным и раскрытым, используя описание мелких деталей в том числе.

Дидактическая игра

«Составь задачу и реши пример» (для детей  5-8 лет).

Цель: учить составлять примеры с помощью цифр и математических знаков на сложение и вычитание, читать запись, развивать память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, используя маркер.

Ход игры: используем изображение  домашних птиц и «окошки» для примеров. Ребенок должен составить задачу, записать пример и решить его. В зависимости от возраста примеры усложняются.

Дидактическая игра

 «Составь описательный рассказ

 о домашней птицы используя мнемотаблицу» (для детей 5-8 лет).

Цель: учить составлять описательный рассказ о домашней птице, используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление, речь.

Ход игры: для игры используем изображение мнемотаблицы и любой домашней птицы на выбор ребенка или взрослого. Ребенок, описывая каждый шаг, дополняет свой рассказ. Например: «Петух это домашняя птица. Он большой и разноцветный. У него два крыла, две ноги, на лапах когти и шпоры. На голове есть гребень, клюв и сережки. У него есть красивый хвост. Тело покрыто перьями. Он кукаркает «Ку-ка-ре-ку!». Петух любит клевать зерно, ловить насекомых. Летать не умеет, но взлететь на забор может. Живет петух вместе с курами в курятнике. Птенцы называются цыплятами. Человеку приносит пользу: дает перья и мясо.

Дидактические игры

«Чей хвост и чье перо?», «Чей клюв и чья лапа?» (для детей  6-8 лет)

Цель: учить детей определять клюв, перо, хвост, лапу конкретной птицы, опираясь на характерный окрас и части тела птиц.

Ход игры: в  игре  используем  изображение птицы целиком и отдельных  ее частей (клюва, пера, лапы, хвоста). Ребенок визуально сопоставляет части птицы и маркером изображает направление от части тела к заданной птице.

Дидактическая игра

«Найди тень» (для детей  5-8 лет).

Цель: развивать память, мыслительную способность, зрительное восприятие информации.

Ход игры: в  игре  используем  изображение цветной или черно-белой  картинки.  Ребенок  должен  маркером соединить птицу в цветном изображении с черно-белым силуэтом.  Усложнение идет за счет количества заданных птиц.

Дидактическая игра

«Судоку» (для детей   4-8 лет).

Цель: учить принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия быстрее, развивать память ребенка, логическое мышление, чувство времени, улучшать концентрацию внимания.

Ход игры: для игры используем   изображение  поля  из 9 клеток. Вариативность заключается в подборе и закреплении конкретного семейства или группы птиц, либо в количестве пустых клеток. Чем старше ребенок, тем количество пустых клеток больше. Например, для самого легкого варианта  пустыми остаются три клетки, а для самого сложного - 6.

Дидактическая игра

«Питание птиц» (для детей  3-8 лет)

Цель: обогащать знания детей о правильном питании домашних птиц, обогащать словарь детей, развивать восприятие и память.

Ход игры: для малышей достаточно показать карточку домашней птицы и на другой  карточке  перечислить все изображенные «птичьи лакомства». Для более старших детей прочесть или по памяти соотнести птицу и рацион питания. Карточки крепятся на липучках.

Беседа

«Жизненный цикл» (для детей  3-8 лет)

Цель: обогащать знания детей о жизненном цикле птиц  на примере цыпленка.

Ход игры: перед ребенком карточка с последующим развитием цыпленка (курица высиживает яйца, во время этого происходит развитие эмбриона, созревший цыпленок вылупляется и получается птенец, затем он подрастает и можно определить по внешним признакам курица это или  петух).

Дидактическая игра

«Найди и обведи» (для детей  3-8 лет).

Цель: учить находить заданную птицу, умение группировать и считать.

Ход игры: на картинке изображено множество птиц. Воспитатель дает задание найти всех петухов. Ребенок находит и обводит маркером птицу. Затем, в зависимости от возраста, просит посчитать. И для сравнения можно задать другую птицу, посчитать и сравнить кого было больше  и  на сколько.

Дидактическая игра

«Фонетический разбор слова» (для детей  6-8 лет)

Цель: учить определять звуки и графически оформлять, ставить ударение.

Ход игры: на картинке изображены предметы. Необходимо произвести фонетический разбор, используя маркеры нужного цвета.

Дидактическая игра

 «Четвертый лишний» (для детей  3-8 лет)

Цель: учить находить лишнюю картинку из четырех представленных, закреплять умение классифицировать, определять цвет, размер  и  группу предметов.

Ход игры: в предметном ряду - 4 картинки. Необходимо  найти лишнюю, это  может быть яйцо, перо, птица по цвету, по месту обитания и т. д.

Карточки- схемы для продуктивной деятельности

«Лепка, оригами, рисование» (для детей 4-8 лет)

Цель: продолжать учить изображать в лепке, оригами или рисовании образ домашней птицы. Учить самостоятельно выбирать материал для дальнейшей работы, воспитывать усидчивость и желание доводить задуманное до конца.

Ход действий: в зависимости от возрастных особенностей и творческих умений, ребенок самостоятельно или под руководством взрослого, используя схему, воплощает свои замыслы.

Графический диктант

 «Птичка» (для детей 4-8 лет)

Цель: учить обводить по линии заданную птицу, учить слушать и выполнять на листе бумаги в крупную клетку задания.

Ход игры: младшим дошкольникам предлагают вариант обвести данную схему, выделив точки соединения маркером, для старших  дошкольников дается самостоятельное задание, опираясь на картинку и считая клетки, повторить данный рисунок. В усложненном варианте двое участников вовлечены в процесс. Один диктует- другой графически выполняет. Если один ошибается, то  в результате графическая картинка  не получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство к макету "Русская изба"

Методическое руководство к макету дает возможность использовать его на занятиях в сюжетно- ролевых играх и.т.д....

Методическое руководство к дидактической игре "Пирамида"

Знакомство детей с декаративно прикладной росписью...

Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.

Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....

Методическое руководство по использованию дидактической игры "Волшебная юбка".

В данном методическом руководстве описанно для чего нужна игра. Целью которой является активизация словаря, развитие мелкой моторики рук,умение различать и называть цвета, и другие. Также оборудование...

Методическое руководство проектной деятельностью

    Ни для кого не станет открытием тот факт, что в начале XXI века для российского образования наступило время перемен, основными итогами которого сегодня являются: обеспечение вариа...

Методическое руководство по использованию дидактической игры "Клоун".

- развитие мелкой моторики руки;- формирование умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один»;- развитие умения различать и ...

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью"

Изучение вопросов  о развитии  проектной деятельности  в дошкольных образовательных учреждениях  в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существу...