Методическое руководство проектной деятельностью
проект на тему

Бунина Людмила Викторовна

      Ни для кого не станет открытием тот факт, что в начале XXI века для российского образования наступило время перемен, основными итогами которого сегодня являются: обеспечение вариативности об­разовательных процессов, стимулирование  творчества и инновационной деятельности педагогов. В период функционирования проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начина­ний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропус­кая цели и задачи проекта через себя, открывает и изоб­ретает что-то свое.

    Следо­вательно, чтобы проект состоялся у субъектов этого процесса (педаго­ги, дети, родители) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов проектной деятельности. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvalifik_rabota_proektnaya_deyatelnost_3.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Квалификационная работа

старшего воспитателя МДОУ

центр развития ребенка –

детский сад «Сказка»

Буниной Людмилы Викторовны

по теме «Методическое руководство проектной

деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………..…………....3

Глава 1. Теоретические  предпосылки  методического руководства проектной деятельностью в дошкольном образовательном  учреждении.

  1.  Общие понятия и история развития метода проектов……….………..……...6
  2. Методическое руководство и ее значение в системе проектной деятельности      

          в дошкольном образовательном учреждении……………………………….....9

  1. Цели, содержание и методика организации проектной деятельности….......12

Глава 2.  Практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельностью  в дошкольном образовательном учреждении. 

  1. Готовность педагогов к проектной деятельности……………………………16
  2. Условия, содержание, формы методического руководства проектной  деятельностью. …………………………………………….…………..………20
  3. Анализ    результатов  эффективности методического руководства проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………….…….26

Заключение.  

Библиография.

Приложение.

Введение.

Актуальность работы.

      Ни для кого не станет открытием тот факт, что в начале XXI века для российского образования наступило время перемен, основными итогами которого сегодня являются: обеспечение вариативности образовательных процессов, стимулирование  творчества и инновационной деятельности педагогов. В период функционирования проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропуская цели и задачи проекта через себя, открывает и изобретает что-то свое.

    Следовательно, чтобы проект состоялся у субъектов этого процесса (педагоги, дети, родители) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов проектной деятельности. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход проекта.

       Изучение вопросов  о развитии  проектной деятельности  в дошкольных образовательных учреждениях  в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существует некоторый опыт применения метода проектов в практике, однако данная деятельность не имеет строгих методических разработок. Теоретические основы метода проектов только изучаются и результаты поиска носят общий характер.      

      При изучении вопросов методического руководства педагогическим процессом с использованием метода проектов в дошкольном образовательном учреждении существуют трудности:

  • недостаточная разработанность теоретико-методических основ организации  проектной деятельности в ДОУ;
  • невысокий уровень готовности педагогов к  проектной деятельности.

     Указанные проблемы позволили определить актуальность квалификационной работы, которая заключается в обосновании педагогических условий методического руководства проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.  

Решение данной проблемы составляет цель исследования: поиск эффективных педагогических условий по внедрению проектной деятельности в педагогический процесс.

    Сформулированная цель выявила  постановку следующих задач исследования:

1. Дать анализ психолого- педагогической литературы по развитию метода проектов в дошкольном образовательном учреждении.

2. Определить готовность  педагогов к работе с детьми, используя метод проектов.

3. Обосновать цели, содержание и методику организации проектной деятельности.

    Новизна работы заключается в создании условий методического руководства

проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, основной целью которого является подготовка педагогов и осуществление проектной деятельности.  

  Практическая значимость квалификационной работы. В дошкольных образовательных учреждениях недостаточен практический опыт использования проектной деятельности. Поэтому методическое руководство заключается в организации работы с педагогами для включения их в проектную деятельность, организации планомерного поэтапного развертывания проектных действий. Разработаны практические рекомендации и алгоритм метода проектов, определены цели, содержание, формы  организации проектной деятельности,  задачи обучения на каждом возрастном этапе, в соответствии с основными линиями развития, наблюдается сближение позиций дошкольного учреждения и семьи в совместной проектной деятельности.

   В работе использован комплекс методов, включающих  теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседы, анкетирование, наблюдение  за педагогическим процессом.

      Работу по внедрению методов проектов  проводили в МДОУ центре развития ребенка - детском саду «Сказка».  

   Структура квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1. Теоретические  предпосылки  методического руководства проектной деятельностью в дошкольном образовательном  учреждении.

1.1 Общие понятия и история развития метода проектов.

   

    Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Хотя в основном его работы посвящены проблемам образования в школе, педагог постоянно указывал на взаимосвязь разных периодов жизни человека, обращая особое внимание на дошкольный возраст. Д. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе -полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем (4, с.32). Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод -метод проектов. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

      Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Они предлагали строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей (9, с.12).

В 20-х годах 20 в. метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности детей в обучении и будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, на учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931г. метод проектов был осужден и запрещен (5, с.14).

      За рубежом судьба  метода проектов сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей (18, с.6).

        Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес. Воспитатели следят затем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень заинтересованности определяется воспитателем.  Работа над проектами развита в детских садах Японии, где большое внимание уделяется именно практическим проектам в работе с детьми. Педагоги и психологи М. Хонзё, Т. Сисидо отмечают: «В проекте нужно использовать как можно больше элементов самостоятельной деятельности. Важно научить детей действовать в соответствии с собственными устремлениями, так как независимые поступки укрепляют веру ребенка в свои силы, помогают ему стать человечным» (17, с.91).

     «Проект, который исполняют дети, -отмечает Д. Дьюи,- должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца» (8, с.86). Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваются интеллектуально. Поскольку метод проектов- это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

     Таким образом,  изучив методическую литературу и познакомившись с историей создания проектов авторов Д.Дьюи, В.Килпатрика, Э.Коллингса,  развитие метода проекта в садах Монтессори, Японии можно сделать вывод, что метод проектов, созданный более ста лет назад не потерял своей актуальности и в настоящее время  применяется не только в зарубежных дошкольных учреждениях, но и активно внедряется в российское дошкольное образование. Актуальность и новизна проектов связана с переходом на личностно–ориентированную модель обучения, основанной на педагогике сотрудничества, направленной на развитие  ребенка,  его интересов и способностей, отношения к ребенку как к полноправному основному участнику проектной деятельности.

  1. . Методическое руководство и ее значение в системе проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

         Требования к современному образованию ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и эксперимента. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог» (17,с.8). Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении- это процесс подготовки и включения педагогов в экспериментальную работу, повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса.(3,с. 46)

        В августе 1994 года Министерство образования выпускает инструктивное письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо- прогностическая, инновационная и экспериментальная.

        Проблема методического руководства педагогическим процессом разрабатывалась в исследованиях К.Ю. Белой, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др. Приобрели актуальность системный, диагностико- аналитический подходы к управлению, вариативность выбора методического руководства в дошкольном образовательном учреждении. В.П. Симонов акцентирует внимание на что, «...главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива» (13, с.6).

         В последние годы интерес российских ученых к методической деятельности растет. В исследованиях  Е.С. Евдокимовой, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, Г.К. Селевко, П.И. Третьякова определены сущность, цели и задачи методического руководства, развития профессиональной компетентности педагогов. Авторы представляют методическое руководство педагогическим процессом  с позиций сохранения позитивных традиций образования и инновационных процессов дошкольной педагогики.

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (14, с.98).

Содержание методического руководства старшего воспитателя

по  проектной деятельности
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Функции управления

Содержание методической работы  старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ  и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации  проектной деятельности.

3.Планово- прогностическая

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные  наработки в реализации проектов. Организует  открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с  социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением  проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно  - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности  педагогов по вопросам проведения проектной деятельности.

 Приоритетными направлениями  развития  проектной деятельности ДОУ определены:

  • повышение качества дошкольного образования;
  • личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.

        Первый критерий результативности методического руководства проектной деятельности можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.

       Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методического руководства проектной деятельности достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на создание проектов.

     Третий критерий стимулирующей роли методического руководства проектной деятельности заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

      Таким образом, методическое руководство заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении  содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.

1.3 Цели, содержание и методика проектной деятельности.

       

      Проектная деятельность–это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента  возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия (1, с.19).

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Проектная деятельность детей развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого (7,с.21).

        Проект -работа, которая должна быть выполнена для достижения заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое.

Проект заканчивает существование тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным.  Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

      Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанные от воспитателя знания. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не свое мышление и свой ум. Это обучение в большей степени репродуктивное. Проблема заключается в том, что подобные принципы не задействуют, по мнению Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решают задачи развития способностей дошкольников. С другой стороны,  ответственное отношение к развитию ребенка предполагает и обязывает ставить в основу проектной деятельности развитие способностей и творчества детей (17, с.12)

    Поэтому, решая данную проблему путем метода проектов для развития детского творчества, дошкольное учреждение следует принципам продуктивного или развивающего обучения. В этом случае ребенок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы. Сталкиваясь с новой задачей, ребенок может использовать свои умения по поиску решения. Соответственно появление новой проблемы становится для него не тупиком, а способом продолжить свое образование. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом. (3,с.12).

Содержание основных работ по руководству проектами:

  • инициация - обдумывание идеи, разработка концепции проекта,  создание команды специалистов, распределение обязанностей между участниками проекта;
  • планирование - определение методов и средств достижения поставленных целей, результатов проекта, определение работ и их взаимосвязей, перспективное планирование, планирование коммуникаций в проекте;
  • выполнение - организация и координация выполнения плана;

  • контроль и регулирование - представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями; контроль выполнения задач и сроков выполнения проекта.
  • закрытие - завершение проекта, его презентация.

Творческая группа проектной деятельности осуществляет руководство:

Проект отличают от других видов педагогической деятельности

следующие особенности:

  • точное и подробное планирование, так как проект ограничен временем и несет в себе новизну:
  • «сворачивание» проекта, как только поставленные цели реализованы;
  •  поддержание энтузиазма в проектной команде, поскольку в ней работают разные специалисты дошкольного учреждения, участвующие в проекте благодаря собственному энтузиазму, а не возложенным на них обязанностям;
  • расширение коммуникаций между участниками проекта с целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта;
  • готовность к неожиданностям, проявление гибкости, так как в  проектах не всегда все строго заранее определено.

Виды   проектов

Виды проектов

Реализация проектов

исследовательско- творческие

дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна

ролево-игровые

(с элементами творческих игр), когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

информационно- практико-ориентированные

дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

Реализация проектов строится по следующим принципам

  • системности;
  • учета возрастных особенностей;
  •  интеграции;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предпосылками использования метода проектов в нашем дошкольном образовательном учреждении явились следующие моменты:

  • имеются квалифицированные специалисты;
  • имеется потребность педагогов в проектной деятельности;
  • используются комплексная и вариативные программы, инновационные технологии;
  • осуществляется интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
  • происходит адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • совершенствуется развивающая среда в детском саду;
  • осуществляется многофункциональное взаимодействие с социумом.

Вывод по теоретической части.

    Таким образом, анализ исследований, посвященных проблеме методического руководства проектной деятельности позволяет утверждать, что в настоящее время разработаны теоретические предпосылки развития проектной деятельности, выявлены цели, содержание метода проектов, однако недостаточно разработаны практические подходы к внедрению проектной деятельности в системе дошкольного образования.

Глава 2.  Практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельностью  в дошкольном образовательном учреждении. 

2.1. Готовность педагогов к  проектной деятельности.

        Работа с педагогами в условиях проектной деятельности занимает особое место в системе управления дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. В условиях проведения проектной деятельности необходимы педагоги, способные вести не только практическую, но и экспериментальную работу: находить и на практике проверять новые идеи, выстраивать систему работы, уметь прогнозировать результаты, владеть диагностикой. В условиях проектной деятельности необходимы новые подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.

      Одной из основных задач методического руководства- повышение педагогических знаний по вопросам организации проектной деятельности. Анкетирование педагогов проводилось в марте, 2009г. Результаты анкетирования  педагогов по готовности к проектной деятельности показал:

  • низкий (70%) – интуитивный (слышали о методе проектов, но не имеют представления о его содержании, формах и методах;
  • средний (30%) – знакомы с опытом работы других дошкольных учреждений  из методических источников.

 Был выявлен низкий уровень информационных знаний, воспитатели мало знакомы с опытом работы других дошкольных учреждений по организации проектной деятельности, низкий уровень мобилизационных усилий включения педагогов.

    Профессиональное совершенствование педагогов в детском саду осуществлялось по следующим направлениям:

  • анализ профессиональной подготовки воспитателей на основе выявления их профессиональных потребностей, изучения результатов деятельности и вовлечения их в различные формы профессионального совершенствования;
  • возможности включения педагогов в проектную деятельность с учетом их личностной ориентации;
  • обеспечение органической связи содержания, форм обучения и практической деятельности по созданию проектов в условиях социального партнерства;

Повторное анкетирование проводилось в декабре, 2009 года, после того, как была проведена определенная работа по внедрению проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ  анкетирования показал:

  • средний (17%) – молодые, начинающие педагоги, являющиеся пассивными наблюдателями за проектной деятельностью педагогов – стажистов;
  • выше среднего (38%) – педагоги–участники проектной деятельности, испытывающие методические затруднения в реализации проекта;
  • высокий (45%) – педагоги- стажисты, на хорошем методическом уровне владеющие технологией метода проектов.

        Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Был определен уровень готовности воспитателей к организации проектной деятельности и освоению современных педагогических технологий в создании проектов. Ответы были разноплановые, но часть педагогического коллектива выразила готовность к участию в проектной деятельности, работе в творческих группах по освоению новых форм, методов организации проектной деятельности.

       Так, в результате тестирования готовности педагогов к проектной деятельности определилось 3 группы педагогов:

  • низкий (10%) – желания пока нет;
  • средний (50%) – желание  есть, но испытывают трудности в организации проектов;
  • высокий (40%) –готовы к осуществлению проектной деятельности.

      Методическое руководство проектной деятельности воспитателей, у которых был выявлен низкий уровень, было ориентировано на выработку положительного отношения к проектной деятельности, овладение теоретическими знаниями основ  метода проектов, осознание собственной индивидуальности, поддержка творческих начинаний.

    Методическое руководство проектной деятельности воспитателей, у которых был выявлен средний уровень готовности, было направлено на овладение педагогами основ  проектной деятельности, методических подходов в создании проектов, наблюдение за творческим процессом  педагогов.

     Методическое руководство проектной деятельности воспитателей, у которых был выявлен высокий уровень готовности к проектной деятельности, заключалось в стимулировании творческой деятельности педагогов, уверенности в собственных силах, создании индивидуального подхода, ориентировки на положительный результат проекта. Большое внимание уделялось  самообразованию и самоанализу собственных достижений, инициативы в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников через проектную деятельность.

        Таким образом, использование активных форм и методов обучения в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ обеспечивает практико-ориентированный характер метода проектов, способствует включению педагогов в проектную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. Поэтому, педагоги с высоким уровнем педагогической компетентности, готовых к проектной деятельности, были объединены в творческую группу, которая принимала активное участие в реализации намеченных задач проекта.

Для того чтобы подготовить внедрение любого проекта, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности и его особенностях. Грамотная организация и методическое руководство в ДОУ является для педагогического коллектива залогом успешного овладения современными технологиями организации проектной деятельности, а также cpeдством повышения профессиональной компетентности воспитателей. Анализ  профессиональных и творческих возможностей педагогического коллектива, его готовности включения педагогов в проектную деятельность показал, что у педагогов вызывает большой отклик и интерес к созданию проектов. Следовательно, выявив способности и возможности каждого  педагога  осуществления проектной деятельности, необходимо создать условия, содержание, формы методического руководства проектной деятельности в дошкольном   образовательном учреждении.

2.2. Условия, содержание, формы методического руководства

 проектной деятельностью.

 

     МДОУ центр развития ребенка – детский сад «Сказка» на протяжении нескольких лет работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы показала эффективность метода проектов в повышении профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Педагогические условия для организации  проектной деятельности  

  •  обучение педагогов организации проектной деятельности;
  • создания предметно-развивающей среды;
  •  организация работы с родителями.

      Для организации проектной деятельности в ДОУ необходимо было определить нормативно- правовую базу, которая включает в себя:

  • Положение о проектной деятельности (Приложение 1);
  • Положение о творческой группе        (Приложение 2);
  • План работы творческой группы педагогов по реализации проектной деятельности                                               (Приложение3).

       С творческой группой педагогов были определены основные направления работы по 4 линиям развития:

  • физическое развитие и здоровье;
  • познавательно - речевое развитие;
  • художественно- эстетическое развитие;
  • социально- личностное развитие.

      Творческая группа определила, что темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.

   

Творческая группа педагогов определила:

  • алгоритм  создания проекта (Приложение 4);
  • методы, формы проектной деятельности (Приложение5);
  • план работы                        (Приложение 6);
  • задачи обучения на каждом возрастном этапе в соответствии с основными линиями развития              (Приложение 7).
  • этапы освоения дошкольниками проектных действий (Приложение 8); 
  • памятки- советы работы над проектами   (Приложение 9).

Подготовка  педагогов к работе над проектами проводилась

 по двум направлениям.

Внедрение в практику работы метода проектов в ДОУ начиналось с организации работы с педагогами.

 Первое направление:

  • Проведено анкетирование педагогов (Приложение 10);
  • Проведено анкетирование родителей (Приложение 11);                  
  • Подбор методической литературы по методу проектов;  
  • Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в проектную деятельность по результатам собеседования, анкетирования.  

Главным критерием при этом была готовность педагогического коллектива к открытости и изменениям в работе с детьми.

Второе направление.

Определили формы и методы работы: консультации, семинар, коллективный просмотр занятий, деловая игра, беседы, диспут,  круглый стол, работа с методическими материалами, взаимопосещения, методические выставки, презентации проектов.

Были использованы следующие формы работы:

  • педагогический совет  проходил в форме защиты  проектов.
  • семинар «Осуществление  проектной деятельности в ДОУ» Приложение 12; деловая игра «За и против проектов» (Приложение 13);
  • консультации по темам «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: этапы освоения проектных действий», «Содержание проектной деятельности». (Приложение14);
  • «круглый стол» по решению проблем, возникающих в проектной деятельности,  осуществления методической помощи и поддержки.

    Ожидаемыми результатами проектной деятельности являются рост профессиональной компетентности педагогов в реализации метода проектов, подготовка методической продукции (разработка алгоритма реализации проектов, составление перспективных планов проектной деятельности, методические разработки).

Методическое руководство проектной деятельности

включает в себя контроль за:

  • влияние проектной деятельности на профессиональную компетентность педагогов.
  • качество и уровень образования детей дошкольного возраста через проектную деятельность;

С творческой группой педагогов были изучены основные подходы, требования к организации проекта, создан алгоритм и определены методы организации проектной деятельности.

       Участие специалистов- предметников в проектной деятельности является обязательным условием реализации  проектных задач через интегрированные формы обучения детей. Специалисты- предметники определили, какие воспитательно-образовательные задачи по своему направлению педагогической деятельности будут реализовывать в процессе проектной деятельности.

      Педагог-психолог  также задействован в проекте, помогает воспитателю в отслеживании эмоциональной включенности детей в проектную деятельность. Наблюдая за детьми, он незаметно для них  проводил  обследование и естественную коррекцию психологических затруднений или проблем, когда сама деятельность детей в заданных условиях дает воспитателю или педагогу-психологу возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии.

     В проектной деятельности принимали участие несколько групп, поэтому методическое руководство выступало в качестве координатора: были организованы «круглые столы» по планированию темы, где распределялись обязанности среди привлекаемых к проектной деятельности сотрудников, составляли графики мероприятий по теме, осуществлялась методическая помощь и поддержка.

     В марте, 2009 года был организован  первый проект с детьми средней группы «Мои любимые игрушки». Проект был представлен на педагогическом совете, где воспитатель подробно раскрыла все этапы проектной деятельности.
Презентация первого проекта вдохновила основную часть педагогического коллектива ДОУ на включение в проектную деятельность.

Так было заявлено 6 тематических проектов в каждой возрастной группе, начиная с групп детей среднего возраста. Проекты можно разделить по 2 направления:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности детей;
  2. Гендерное воспитание детей.

     На  протяжении нескольких лет дошкольное образовательное учреждение работает по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. Реализация поставленной годовой задачи в трех возрастных группах проходила через метод проектов, с использованием интеграции как один из путей эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья, достижения качества образования.

    После анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой и  программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной были разработаны проекты по основам безопасности жизнедеятельности детей и сохранения здоровья.

По основам безопасности жизнедеятельности детей вошли следующие проекты:

  • Проект «Друзья Айболита» - средняя группа №5 воспитатели: Ляпустина Н.Ю., Нураева Л.С.
  • Проект «Огонь- друг, огонь - враг» -старшая группа №9 воспитатели: Вахрушева О.И., Гурбанова К.Н.
  • Проект «Красный, желтый, зеленый»- подготовительная группа №6 воспитатели: Османова А.М., Киселева Е.В.

      В сочетании с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Из детства в отрочество», реализуемой в дошкольном учреждении и инновационной программой «Вместе весело шагать» была организована работа по созданию проектов в трех возрастных группах по гендерному воспитанию детей:

  • Проект «Я- мальчик, я-девочка»- средняя группа №8 воспитатели: Вельская Н.Г., Корнет А.И.
  • Проект «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» -старшая группа №10 воспитатели: Магарамова Н.Б., Мухаметзянова Л.Д.
  • Проект «Мужчины и женщины в семье»- подготовительная группа №4 воспитатели: Исакова О.Н., Сейтаева Д.Д.

В каждом проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми дошкольного возраста с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Планирование и организация

проектной деятельности детей и взрослых

в дошкольном образовательном учреждении включает в себя

четыре последовательных этапа:

I этап –подготовительный.   Выбор темы проекта, определение целей, задач проектной деятельности,  назначение  ответственных.

При составлении перспективного плана работы учитывались:

• задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «Из детства в отрочество», дополнительных программ по которым работает дошкольное учреждение;

• интересы детей, их проблемы и затруднения, пробелы в знаниях.

    Таким образом, воспитатели не только помогали детям погрузиться в тему, но и незаметно подводили к проблемной ситуации, в процессе которой продумывали  способ действий реализации проектных задач.

II этап –организационный. При планировании проектной деятельности воспитатели определили:

  • сроки проектов (от 3 до 6 месяцев), в соответствии со сложностью выбранной темы, количества включенных в нее событий, интереса детей к теме.
  •  задачи развития детей в проектной деятельности. Воспитатели прослеживали, какие задачи воспитания и обучения должны быть решены  с детьми в   проектной деятельности.  
  • план проектной деятельности. Для эффективного выполнения  проекта,   а  также своевременной и качественной подготовки  педагогов  к  событиям   или мероприятиям,    воспитатели  четко определяли все этапы  реализации проекта, что и в какой день планируется организовать,   проводили наиболее значимые   события,   мероприятия.
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение проектной деятельности. На этапе планирования  воспитатели продумывали участие в проектной деятельности других специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по труду, медицинских работников и других сотрудников дошкольного учреждения.
  •   методическое обеспечение проектной деятельности. Воспитатели определяли, какие пособия, атрибуты им необходимы для реализации проекта. Особое внимание уделяли информационному обеспечению темы: подборка художественной литературы, наглядные пособия, технические средства обучения, музыкальное сопровождение.

III этап – основной. Реализация проектных задач, проживание темы проектов, проведение основных мероприятий по плану, разработанному детьми, педагогами и родителями. Воспитатели старались создать условия для погружения детей в тему, стремились, чтобы каждый ребенок  увидел  разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. Вместе со взрослыми дети применяли полученные знания и умения в  разнообразных ситуациях. После чего воспитатели создавали условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом проектной деятельности. Проектная деятельность предусматривает психологическое и педагогическое (в том числе методическое) сопровождение, которое создается в результате тесного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения и родителей. Педагогическое обследование детей, проводимое воспитателями, показало высокую результативность знаний, умений детей по теме проектов.

     Большое внимание воспитатели уделяли внимание развитию предметно - развивающей среде в группе. Внешнее окружение ребенка не только способствует его эмоциональному «погружению» в тему,  но и поддерживает познавательный и эмоциональный интерес в течение всего периода проектной деятельности. Цель воспитателей в организации предметно- развивающей среды содействовать развитию ребенка как личности, поэтому  задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от профессиональной компетентности педагогов. В дошкольном образовательном учреждении проведено несколько смотров- конкурсов по обогащению предметно – развивающей среды: «Уголок творчества», «Использование макетов в работе с детьми с учетом гендерных особенностей», «Мини – среда в группах для выполнения социальных ролей» (Приложение15). Воспитатели уделяли особое внимание в создании предметно –развивающей среды учету развития всех видов детской деятельности, возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие детей.       Воспитатели в соответствии с темами проектов пополнили развивающую среду в группах дидактическими играми, пособиями, игрушками.

     Помимо сотрудников образовательного учреждения в проектной деятельности активное участие принимали родители.  Воспитатели,  разрабатывая проект, особое внимание уделяли, в чем конкретно будет заключаться участие родителей: в подборе   атрибутов   для   оформления группы в соответствии с темой проекта, сборе информации, участии в тематических мероприятиях и событиях, выполнении творческих домашних заданий совместно с детьми.

     Было  проведено родительское собрание, на котором родителям было  

    разъяснено суть метода проектов и его значимость для развития личности

     детей. Родителей познакомили с основными этапами проектной деятельности и

     формах возможного участия в ней.

      На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но, увидев первые результаты, становились участниками проектной деятельности.

     В настоящее время родители  активно включаются в работу по реализации проектов. Часто родители задерживаются в группах, наблюдают за деятельностью детей, помогают им, записывают рассказы своих малышей, оформляют альбомы, делают рефераты, обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки детей и воспитателей в процессе работы над проектом, но так же стали непосредственными участниками образовательного процесса.

Воспитатели, работая над проектом, составили план работы с родителями.

     В каждой группе имеется своя изюминка работы с родителями:

в старшей группе №9 и подготовительной группе №4 родители помогают воспитателям в организации экскурсий, помогают с транспортом. Так были организованы экскурсии с мальчиками в Военно – патриотический клуб «Возрождение», в УФПС- Управление федеральной пожарной службы по г. Когалыму,  совместные экскурсии в городскую детскую библиотеку, на почту,  Дворец спорта, Дом быта.

    В средней группе №8 неординарно проводят «Дни рождения» детей  -родители  

    вместе с детьми оформляют праздничные газеты именинников, совместно

    составляют сценарии праздника, готовят театрализованные представления,

    праздничное угощение, подарки именинникам.

         В старших группах №10, 9 воспитатели умело организовывают «Встречи с  

   интересными людьми».

Соблюдение групповых традиций в организации и проведений «Встреч с интересными людьми» позволили педагогам накопить опыт работы и выработать свой алгоритм проведения таких мероприятий.

  1. Ознакомление воспитателей в начале года со сведениями о профессиях родителей воспитанников;
  2. Ознакомление родителей на первом родительском собрании о групповых традициях, в том числе и о «Встрече с интересными людьми»;
  3. Составление воспитателями плана работы на учебный год;
  4. Подготовка мероприятий как с детьми, так и  с родителями;
  5. Организация мини – выставки в группе по теме встречи;
  6. Проведение мероприятия;
  7. Вручение подарков гостям встреч;
  8. Организация самостоятельной художественной деятельности с детьми для отображения впечатлений в изобразительной деятельности;
  9. Организация сюжетно – ролевых игр.

Так в результате целенаправленной работы с родителями повысилась активность родителей в организации и проведении проектной деятельности.

IY этап- заключительный - защита  проекта, подведение итогов, оценка      

полученных результатов и рекомендации,    определение перспектив.

Так в результате данных проектов в дошкольном образовательном учреждении  была пополнена развивающая среда, составлены различные картотеки, памятки для родителей, рекомендации для воспитателей, повысилась активность родителей в деятельности дошкольного учреждения.

         Вывод. Таким образом, использование метода проектов в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей, социум.

    Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Педагоги дошкольного учреждения освоили методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

Даже неудачно выполненный проект способствовал развитию профессионализма педагогов. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создавали мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогло научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

2.3. Анализ    результатов  эффективности    методического руководства экспериментальной проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

    В результате наблюдений педагогического процесса, изучения материалов проектной деятельности, анкетирования педагогов, родителей показало, что необходимо развивать творческие способности детей через проектную деятельность.  Творческой группой педагогов был разработан план работы над созданием проектов, цели, содержание  организации проектной деятельности, определены задачи обучения на каждом возрастном этапе, в соответствии с основными линиями развития.

     Воспитатели в ходе предварительной работы изучали литературу по методике проектной деятельности. После разделения на творческие микрогруппы участники проектной деятельности самостоятельно определяли тематику будущих проектов (с учетом возрастных и познавательных потребностей детей), отбирали фактический материал для конструирования проектов, проводили педагогическое обследование детей. При подготовке к заключительному этапу каждая группа оформляла документацию на проект, готовила презентацию с использованием современных компьютерных технологий.

Таким образом, в процессе овладения навыками проектной деятельности воспитателями дошкольного образовательного учреждения были разработаны и апробированы на практике 6 авторских проектов, разные по классификации, но объединенные в 2 тематических пространства- «Основы безопасности жизнедеятельности детей», «Гендерное воспитание дошкольников». Темы проектов были выбраны как наиболее актуальные, и объединило в себе социальную, творческую, исследовательско- продуктивную направленность.

       Проведенный на выходе  исследования сравнительный анализ уровня компетентности воспитателей позволил проследить динамику результативности. Обработка данных выявила позитивные изменения  общего уровня профессиональной компетентности воспитателей: высокий уровень достиг 50% против 0% на входе исследования; средний уровень претерпел количественные и качественные изменения, его показатель составил 50 %  против 57% на входе исследования; низкий уровень составляет 0% (отсутствует), против 48%. Особо следует отметить творческие умения, которые получили значительную динамику, по сравнению с исходными данными.

     Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам

реализации проектов, проведенная педагогами, выявила положительную

динамику:

  • у детей возник устойчивый интерес к творческой проектной деятельности;
  • сформирован навыки самостоятельного творческого мышления.

   Кроме того, удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом; была обогащена предметно-развивающая среда в группах.

Заключение.

Анализ прогнозируемых и фактических результатов работы по созданию проектов в ДОУ  выявил положительную динамику по всем направлениям.

  • осуществлялось оптимальное методическое руководство проектной деятельности в ДОУ, разработаны механизмы руководства метода проектов и организацией проектной деятельности педагогов;
  • в ДОУ отмечается благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность к реализации поставленных задач по проектной деятельности, удовлетворенность результатами  работы, сбалансированность интересов всех участников в создании проектов;
  • рост активности творческой группы педагогов в ДОУ на дальнейшую работу по созданию проектов, уже намечены темы будущих проектов (исходя из интересов детей, выявления проблемы);
  • участие в работе большинства педагогов, о чем свидетельствует инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов и удовлетворенность каждого результатами деятельности;
  • значительная часть педагогического коллектива ДОУ имеет условия для реализации собственных профессиональных интересов и готова активизироваться, используя личностные ресурсы и ресурсы ДОУ.
  • предоставление свободы выбора в решении поставленных задач, четкое распределение и соблюдение полномочий (прав, обязанностей, ответственности);
  • выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий проектной деятельности;
  • эффективность и оптимальность выбранных методов, приемов проектной деятельности;
  • связь с социумом;
  • метод проекта эффективно проявил себя в повышении качества работы в образовательном пространстве ДОУ.
  • сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

Библиографический список

  1. Абашина В., Соколова И. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. 2008 №3
  2. Атемаскина Ю. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. //Детский сад от А до Я. 2008 №3
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. М.: АЙРИС-пресс, 2008
  4. Данюкова А. Вы любите проекты // Обруч. 2001. №4. С. 11-13.
  5. Дьюи Д. Школа и общество. М , 1925.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006
  7. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 20-24.
  8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.- М.: АРКТИ, 2003
  10. Килпатрик В. Школа будущего - 1915, рус. пер. 1922
  11. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность // Игра и дети. 2006 № 4.
  12. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: 1926
  13. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996
  14. Поташник М.М. Управление современной школой. М.: 1992
  15. Симонов В.П. Педагогический менеджмент М.: Просвещение 1994
  16. Третьяков, Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001
  17. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003
  18. Хиллтунен Е. Коллективная творческая деятельность // Детский сад со всех сторон. 2004 № 31-32.
  19. Хонзё М., Т. Сисидо Как организовать коллектив дошкольников.- М.: Педагогика, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

методические аспекты проектной деятельности дошкольников.

Рекомендации по созданию проектов с воспитанниками подготовительной группы....

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью"

Изучение вопросов  о развитии  проектной деятельности  в дошкольных образовательных учреждениях  в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существу...

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...

"Руководство проектной деятельностью педагогов"

Раскрыта суть педагогического проектирования. Представлены объекты, виды, уровни педагогического проектирования. Раскрыты уровневые характеристики умений педагогического  проектирования. Приведен...

«Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».

Методическое руководство проектной деятельностью в ДОУ - это процесс повышения компетентности и мастерства, достижение качественно высоких результатов образовательного процесса...

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...