Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Лезжова Ольга Владимировна

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элементами ориентирования на открытых пространствах и решением интеллектуальных задач, с более подробным рассмотрением конкретного  игрового занятия «Кладоискатели», которое отражает связи теории и практики,  с использованием современных педагогических технологий и их элементов. Таких как, перенос места проведения некоторых занятий из закрытого группового помещения на  относительно открытое пространство на территории дошкольной организации, применение логических схем-задач и т.д.

Проект отличается большой вовлеченностью родителей дошкольников, которым предлагается совместная работа с ребенком по составлению планов/карт и маршрутов следования (путевых листов) между различными объектами ближайшего окружения.

Методическая разработка является результатом исследовательской и проектной деятельности авторов по тематике «Ориентировка в пространстве» и «Развитие речемыслительной деятельности». Методическая разработка проекта «Карты открывают свои тайны» представляет комплекс поисковых, исследовательских, графических, мыслительных и других видов деятельности выполняемых дошкольниками  совместно со взрослым, сверстниками (в команде)  или индивидуально с целью практического решения проблемы.

Наша методическая разработка требуется усложнения игрового пространства, в нем   несколько центров, и в каждом из них своя сюжетная линия, реализующая определенные задачи.

Участникам приходится  отслеживать поведение других играющих в этом игровом пространстве и изменять свое поведение в зависимости от этого.

Серия предлагаемых нами занятий позволяет реализовать разнонаправленные цели обучения и развития старших дошкольников такие как: формирование навыков ориентирования, расширение кругозора, развитие познавательной активности, способности сотрудничать, находить контакт со сверстниками, развитие  речи, аналитических способностей.

Так как в нашей разработке присутствуют правила, то это позволяет формировать  социально-коммуникативные навыки, помогает формировать произвольное поведение и адекватную самооценку.

Дошкольникам предлагались игровые ситуации, в которых нужно было рассуждать, сопоставлять решения, сравнивать, делать умозаключения и выводы.

Много внимания уделяется  формированию  умения сопоставлять плоскостные изображения с реальным окружающим миром, сличать фотографии объекта с рисунком и простой схемой. Для этого была затронута тема топографии и топонимики. Результатом всего этого является всестороннее развитие ребенка и стимулирование познавательного интереса и социальной активности. Предложенные игры  вариативны (полифункциональные) и могут включаться в занятия по любым линиям развития, в любых образовательных областях.

Методическая разработка соответствует принципам дошкольного образования  «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования; соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития» взято из в ФГОС ДО, направлена на создание образовательной среды, позволяющей реализовать поставленные ФГОС ДО задачи .

Методическая разработка  имеет несколько этапов ведущих к реализации поставленных целей итогом которых является успешное выполнение дошкольниками игровых рутин включенных в заключительную игру-путешествие «Кладоискатели». Игры блоков встраиваются в образовательный процесс таких областей как : «Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Физическое развитие». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konkurs_orientir.docx551.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Методическая разработка

«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»

Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Авторы методической разработки:

Лезжова Ольга Владимировна

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1375»

учитель-дефектолог (логопед)

Ефремова Анна Владимировна

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1375»

педагог-психолог

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элементами ориентирования на открытых пространствах и решением интеллектуальных задач, с более подробным рассмотрением конкретного  игрового занятия «Кладоискатели», которое отражает связи теории и практики,  с использованием современных педагогических технологий и их элементов. Таких как, перенос места проведения некоторых занятий из закрытого группового помещения на  относительно открытое пространство на территории дошкольной организации, применение логических схем-задач и т.д.

Проект отличается большой вовлеченностью родителей дошкольников, которым предлагается совместная работа с ребенком по составлению планов/карт и маршрутов следования (путевых листов) между различными объектами ближайшего окружения.

Методическая разработка является результатом исследовательской и проектной деятельности авторов по тематике «Ориентировка в пространстве» и «Развитие речемыслительной деятельности». Методическая разработка проекта «Карты открывают свои тайны» представляет комплекс поисковых, исследовательских, графических, мыслительных и других видов деятельности выполняемых дошкольниками  совместно со взрослым, сверстниками (в команде)  или индивидуально с целью практического решения проблемы.

Наша методическая разработка требуется усложнения игрового пространства, в нем   несколько центров, и в каждом из них своя сюжетная линия, реализующая определенные задачи.

Участникам приходится  отслеживать поведение других играющих в этом игровом пространстве и изменять свое поведение в зависимости от этого.

Серия предлагаемых нами занятий позволяет реализовать разнонаправленные цели обучения и развития старших дошкольников такие как: формирование навыков ориентирования, расширение кругозора, развитие познавательной активности, способности сотрудничать, находить контакт со сверстниками, развитие  речи, аналитических способностей.

Так как в нашей разработке присутствуют правила, то это позволяет формировать  социально-коммуникативные навыки, помогает формировать произвольное поведение и адекватную самооценку.

Дошкольникам предлагались игровые ситуации, в которых нужно было рассуждать, сопоставлять решения, сравнивать, делать умозаключения и выводы.

Много внимания уделяется  формированию  умения сопоставлять плоскостные изображения с реальным окружающим миром, сличать фотографии объекта с рисунком и простой схемой. Для этого была затронута тема топографии и топонимики. Результатом всего этого является всестороннее развитие ребенка и стимулирование познавательного интереса и социальной активности. Предложенные игры  вариативны (полифункциональные) и могут включаться в занятия по любым линиям развития, в любых образовательных областях.

Методическая разработка соответствует принципам дошкольного образования  «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования; соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития» взято из в ФГОС ДО, направлена на создание образовательной среды, позволяющей реализовать поставленные ФГОС ДО задачи .

Методическая разработка  имеет несколько этапов ведущих к реализации поставленных целей итогом которых является успешное выполнение дошкольниками игровых рутин включенных в заключительную игру-путешествие «Кладоискатели». Игры блоков встраиваются в образовательный процесс таких областей как : «Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Физическое развитие».

Визитная карточка проекта.

1.

Наименование проекта

«Карты открывают свои тайны»

2.

Разработчики и руководители проекта

Учитель-логопед Лезжова О.В. , педагог-психолог Ефремова А.В.

3.

Образовательная область

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

4.

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дошкольники  5-7 лет, родители

5.

Цели проекта

1. Развитие навыка пространственной ориентировки, чтения элементарных планов-схем, моделирования пространства.

2. Формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной цели.

5.

Сроки реализации проекта

3 месяца

6.

Вид проекта

Практико-ориентированный

Тип проекта

Познавательно - игровой

По комплексности:

Полипроект

По характеру контактов:

Внешний (выполняется детьми  разных групп и с привлечением родителей дошкольников из разных групп )

По продолжительности проведения

Краткосрочный

7.

Этапы работы (перечень)

I. Подготовительный этап.

II. Основной этап (2 блока)

III. Совместная работа детей и взрослых

IV. Завершающий этап игра - путешествие

V. Презентация материалов, подведение итогов. 

8.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Проект можно использовать в

образовательном процессе и в  деятельности вне организации как инструмент налаживания партнерских отношений с родителями обучающихся дошкольников

 

9.

Особенности реализации проекта

Применение методов – анализа, синтеза, моделирования, самостоятельности мышления в ситуации выбора, активности в поиске решений для достижения поставленной цели с применением методики Зака А.З.

Совместная командная деятельность;

Использование топографических карт, планов местности;

Моделирование  пространства;

Игры в открытом пространстве, за пределами группы  и дошкольного учреждения.

10.

Требуемое оборудование для проведения проекта

 Топографические  карты (планы местности); фотографии или рисунки окружающего пространства;

Карточки с заданием для игр по А.З. Заку;

Игровые задания-ключи для игр на ориентировку; канцелярские принадлежности; компьютер.

11.

Рефлексия по итогам работы

 Подведение итогов –результат работы. Презентация опыта.

Экспертное заключение.

         Материалы представляют собой методическую разработку по проектной деятельности с дошкольниками 5-7летнего возраста.  Познавательно-игровой краткосрочный проект «Карты открывают свои тайны»   представлен  специалистами ГБОУ школа № 1375: учителем-логопедом Лезжовой О.В. и педагогом- психологом  Ефремовой А.В.

Представленные материалы соответствуют по содержанию обозначенной теме.  Решает основные цели проекта поставленные авторами, такие как: развитие навыка пространственной ориентировки, чтения элементарных планов-схем, топографических карт, моделирования пространства и формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной задачи.

Проект разбит авторами на этапы и блоки в соответствии с направлениями деятельности.  По каждому блоку авторами представлена подборка игр и тематика бесед, планирование деятельности (мероприятия, цели, задачи, сроки, участники). Игры  авторами подробно описаны. Авторами представлены ожидаемые результаты. Проект развивает не только навыки пространственной ориентировки, но и мыслительные процессы. Также огромное значение авторы проекта уделяют работе с родителями , умению вести диалог со своим ребенком, умению детей общаться со сверстниками. Материал изложен последовательно и четко. Имеется приложение, в которое включено итоговое мероприятие «Кладоискатели», по которому можно отследить результативность проведенной проектной деятельности. Проект соответствует принципам ФГОС ДО и органично включился в воспитательно- образовательный процесс детского сада и используется в организации непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», что отражает инновационный подход.

Материалы данного методического пособия могут быть использованы другими педагогами дошкольных организаций, выбранная тема и содержание так же будет актуальна для педагогов начальной школы.

Список использованной литературы.

Список использованной литературы:

  1. Зак А.З. Развитие умственных способностей  младших школьников.- М.: Просвещение: Владос, 1994г.-320с.
  2. Зак А.З. Развитие умственных действий у детей 6-7 лет. М.: Илекса 2004.
  3. Зак А.З Интеллектика для дошкольников. Тетрадь для развития мыслительных способностей.- М.:« Интеллект-центр» 2004 г.
  4. Зак А.З. Будем смышлеными. Развитие интеллектуальных  способностей у детей 5-6 лет. М.: Аркти 2004 г.
  5. Семаго Н.Я. «Формирование пространственных представлений у детей.

Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и

комплект демонстрационных материалов». – М.: Айрис-пресс, 2005 г.

  1. Топографические таблицы.


                     

      

2. Методическая разработка

Проект « Карты раскрывают свои тайны».

Участники проекта: старшие дошкольники, педагоги и родители.

Актуальность проекта:

Общеизвестный факт, что ребенок является субъектом образовательных отношений. Игра для детей больше ассоциируется с развлечением,  поэтому желание включиться в процесс больше,  чем  в обычных видах  занятий.

С момента рождения пространственная ориентировка ребенка проходит определенные стадии развития, вместе с этим происходит познание окружающего мира. Для развития восприятия пространства нами выбрано направление « пространственной ориентировки на местности», что предполагает определение нахождения объекта на местности, его место положения по отношению к наблюдателю (ребенку) или другому предмету, локализация предметов в пространстве, изменение положения предметов и объектов наблюдения. Так же  в серии игр идет формирование у детей понятия расстояний, направлений перемещения в пространстве. Во время подвижных игр, дидактических игровых упражнений с элементами ориентирования ребенок активно воспринимает и воспроизводит окружающую среду, развивает интеллект, физические качества, обогащает его опыт ориентировки в мире окружающих предметов.

Выбор направления методической разработки  продиктован с одной стороны -  снижением аналитического мышления, недостаточно развитым умением принимать решения и делать выбор, видеть несколько вариантов решения поставленных задач, отсутствием навыка программировать, планировать и организовывать свою деятельность самостоятельно. С другой стороны - плохим навыком пространственной ориентировки в открытом окружающем пространстве. Дети затрудняются при описании пути следования от дома до сада, с трудом ориентируются по сторонам света, путают левую и правую сторону. Кроме того, затруднена координация движения в пространстве. В ходе проектной деятельности  были отработаны игровые рутины, которые представлены серией занятий  в различных блоках в нашей методической разработке.

  В ходе проекта происходит  усложнения игрового пространства на различных этапах, в нем   несколько центров, и в каждом из них своя сюжетная линия, реализующая определенные задачи. Участникам приходится  отслеживать поведение других играющих в этом игровом пространстве и изменять свое поведение в зависимости от этого. Серия предлагаемых нами занятий позволяет реализовать разнонаправленные цели обучения и развития старших дошкольников такие как: формирование навыков ориентирования, расширение кругозора, развитие познавательной активности, способности сотрудничать, находить контакт со сверстниками, развитие  речи, аналитических способностей. Так как в нашей разработке присутствуют правила, то это позволяет формировать  коммуникативные навыки, помогает формировать произвольное поведение и адекватную самооценку. Дошкольникам предлагались игровые ситуации , в которых нужно было рассуждать, сопоставлять решения, делать умозаключения и выводы. Много внимания уделяется и умению сопоставлять плоскостные изображения с реальным окружающим миром, сличать фотографии объекта с рисунком и простой схемой. Для этого была затронута тема топографии и топонимики. То есть, происходит всестороннее развитие ребенка. Предложенные игры  вариативны (полифункциональные) и могут включаться в занятия по любым линиям развития, в любых образовательных областях. Методическая разработка соответствует принципам дошкольного образования  «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования; соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;» взято из в ФГОС ДО, направлена на создание образовательной среды, позволяющей реализовать поставленные ФГОС ДО задачи .

Методическая разработка  имеет несколько этапов ведущих к реализации поставленных целей, итогом которых является успешное выполнение дошкольниками игровых рутин включенных в заключительную игру-путешествие «Кладоискатели». Игры блоков встраиваются в образовательный процесс на занятиях таких областей как области «Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Физическое развитие».

Цель проекта: 

1. Развитие навыка пространственной ориентировки, чтения элементарных планов-схем, моделирования пространства.

2. Формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной цели.

Задачи проекта: 

- ознакомление с понятиями «план» и «схема»;

- ознакомление  со знаками - ориентирами,  обучение сличению нарисованного знака и реального предмета  в окружающем пространстве (знаки -  ориентиры перекликаются с принятыми  обозначениями, при составлении топографических карт и даются в упрощенном виде, понятном дошкольникам);

- обучение чтению простых планов-схем знакомого пространства (расположение предметов на столе, в группе, на участке);

- развитие элементарных представлений об использовании планов и схем в быту.

- формирование навыка перемещения по планам-схемам по заданному маршруту, от пункта к пункту);

- обучение моделированию замкнутого пространства с использованием специальных обозначений;

- развитие наглядно-действенного  и наглядно-образного мышления;

-формирование умения обследования условия задачи.

- формирование умение управлять поисковыми действиями при решении задач;

Сроки реализации проекта: 3 месяца ( март-май)

Ожидаемые результаты: дошкольнику доступно понимание простых планов /схем местности, передвижение по указанным маршрутам и направлениям с  триггерными точками-ориентирами, моделирование окружающего пространства и умение описать при помощи речи это пространство. Он может самостоятельно решать поставленные задачи, активен в поиске путей решения, способен сотрудничать, договариваться, находить контакт со сверстниками.

Взаимодействие в рамках проекта: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, родители, дети.

Практическая значимость работы в том, что она помогает решать проблему ориентации в пространстве достаточно многогранно и системно.

Новизной данной методической разработки является то, что она основана на интеграции  различных образовательных областей в дошкольном образовательном учреждении, реализуемой как в процессе логопедической, психолого-педагогической, так и воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками. Отличительная особенность - использование различных типов игр (в том числе подвижных и компьютерных) и привлечение родителей.

Результат проекта : дошкольники могут ориентироваться в окружающем пространстве, могут читать простые планы/схемы, могут сами или с помощью взрослого моделировать окружающие их пространство .Способны передвигаться по заданному маршруту. Более уверенно чувствуют себя  на улице своего района. Способны  выбрать пути решения  поставленной задачи.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта:

  1. этап. Подготовительный.

Цель: Создание методических, организационных условий для реализации проекта.  

Задачи:

•        создать временный творческий коллектив из числа педагогов, и родителей;

•        разработать план реализации проекта;

Мероприятия: Разработка планов по реализации проекта, выявление точек соприкосновения педагогов и родителей.

 Проведение первичной диагностики (беседы, игры) дошкольников с целью выявления степени осведомленности дошкольников по выбранному направлению.

  1. этап. Основной.

Решение поставленных целей и задач проекта.

Состоит из блоков, которые включают в себя теоретические и практические части.

Мероприятия по блокам.

Блок А.

Направлен на формирование ориентировки относительно себя, относительно другого предмета, ориентировки в передвижении с точками отсчета. Предполагает ориентировку в макро-пространстве (открытом и замкнутом).

Игры на ориентировку в пространстве в состояния движения. Игры на ориентировку включающие планы-схемы пространства, маршруты пространства, моделирование пространства. 

Игры:

 «Хитрый план», «Найди свое место», «Прятки», «Собери игрушки», «Спрячь игрушку».

Имеют общие цели: ознакомление с понятиями «план» и «схема»; ознакомление  со знаками - ориентирами,  обучение сличению нарисованного знака и реального предмета  в окружающем пространстве (знаки -  ориентиры перекликаются с принятыми  обозначениями, при составлении топографических карт и даются в упрощенном виде, понятном дошкольникам); обучение чтению простых планов-схем знакомого пространства (расположение предметов на столе, в группе, на участке); развитие элементарных представлений об использовании планов и схем в быту.

Оборудование: фотографии знакомой местности, планы, схемы, топографические карты, писчие принадлежности, игрушки, карточки с заданием.

Место проведения : групповое помещение, участок для прогулок.

 В ходе игры  « Хитрый план» выполняются следующие действия:

- предлагается рассмотреть фотографии, реальное пространство окружающее ребенка;

-попросить рассказать что и где расположено относительно его, относительно другого предмета-ориентира;

- сравнить с нарисованными планами и схемами этого же пространства, попросить дать предположение что и как обозначено на плане;

- основная «хитрость», с которой знакомится ребенок это значки,  обозначающие предметы на планах и схемах, расстояния на плане-схеме и в реальном пространстве где находится ребенок (« секрет масштаба»);

- выслушиваются  разные предположения даваемые детьми, даются принятые определения. Детям дается возможность обсуждения предположений и возможность выбрать решение.

В ходе игр  «Прятки», «Найди свое место», «Собери игрушки» к выше сказанным добавляются следующие игровые действия:

«Прятки»

- взрослый прячет предмет  и по плану просит найти спрятанное;

- детям предлагается сделать тоже самое, то есть они прячут предмет и составляют план окружающего пространства, помечая на нем место, где они спрятали предмет;

- взрослый и ребенок меняются местами. Игроку предлагается спрятать предмет  и отметить это место на плане/схеме, карте.

- ребенок должен объяснить словами, где спрятал предмет, используя ориентиры-символы.

 «Найди свое место»

- на плане точкой разного цвета  отмечается место, которое должен занять определенный ребенок (цвет карточки выданной ребенку с планом соответствует цвету точки).

- дается задание поменять свое место, ребенок получает фото/рисунок  , он должен сравнить рисованное место и план по значкам найти это место и переместиться на него.

«Собери предметы»

- заранее прячутся предметы, детям выдаются  корзиночки и листочки с планом схемой где отмечено местонахождение предметов. Брать необходимо только свои.

«Мой путь домой» в этой игре родители становятся игроками вместе с ребенком. Сказочный герой просит отметить на карте путь, по которому сможет найти дом своих друзей.  Сначала дошкольники вместе с родителями отмечают на карте путь которым они идут из детского сада домой, отмечая по пути все встреченные объекты. Затем с педагогами в детском саду на большой карте-плане учатся располагать по памяти объекты сравнивая их с реальными объектами. Для этой игры так же понадобится карта или план района, фото некоторых объектов близлежащих к дошкольному учреждению.

Игры « Из точки А в точку Б», « Ключ- путь», « Ключ-ориентир».

Общие цели: Ознакомление  со знаками - ориентирами,  обучение сличению нарисованного знака и реального предмета  в окружающем пространстве (знаки -  ориентиры перекликаются с принятыми  обозначениями, при составлении топографических карт и даются в упрощенном виде, понятном дошкольникам); обучение чтению простых планов-схем знакомого пространства (расположение предметов на столе, в группе, на участке); формирование навыка перемещения по планам-схемам по заданному маршруту, от пункта к пункту; обучение моделированию замкнутого пространства с использованием специальных обозначений. Используются игры для ориентирования в замкнутом и открытом пространстве, где точками отсчета являются заданные предметы или сам ребенок, происходит это в состоянии движения.

Оборудование: бумага, трафареты, карточки с изображением предмета и его схематическим изображением (значком на плане-схеме), планы-схемы группы, участка.

« Из точки А в точку Б»

Игровые действия:

- детям выдается план/схема местности ( участок детского сада, территория детского сада);

- фотография  или рисунок точки А ( место начала движения) и точки Б (места окончания движения);

- игроки находят обозначения этих точек на плане/схеме идут в заданном направлении, отмечая свой путь на карте;

- игроки получают план с основными точками ориентирами, по пути следования из точки А в точку Б они отмечают встречаемы на пути  второстепенные объекты используя значки-символы, дополняя  план/схему.

 « Ключ- путь»

Игровые действия:

- игроки получают план/схему и к ней ключ (часть отмеченного пути на плане/схеме в виде маршрута следования от точке к точке), и двигаются по  предложенному маршруту, сверяя маршрут ключа, плана и реального пространства. Весь пройденный путь отмечается на карте.

 « Ключ-ориентир»

Игровые действия:

- игроки получают план/схему и к ней ключ (часть отмеченного пути на плане/схеме в виде последовательности значков/символов   по которым  от одного к другому следует передвигаться), и двигаются по  предложенному маршруту, сверяя отмеченные ориентиры ключа, плана и реального пространства. Весь пройденный путь отмечается на карте.

Блок Б.

Проигрывание  с дошкольниками интеллектуальных игр на формирование и развитие  самостоятельности в мышлении, активности в поиске решений для достижения поставленной цели с применением методики Зака А.З.

«Знакомство с правилами решения игры «Переставь карточку»

Цели: развитие наглядно-действенного мышления; упражнения в перемещении карточек по правилам; формирование умения обследования условия задачи.

Задачи: знакомство с правилами игры; решение простых одновариантных задач.

Оборудование: двойной лист  тетради в клеточку, два набора карточек с геометрическими фигурами. Карточки с фигурами расположенными в  определенной последовательности, ячеек 4-5 фигур 3. Число ячеек и фигур может меняться с усложнением задач.

Игровые действия:

-  посмотрите как расположены карточки в одном ряду, и сравните как они расположены в другом ряду;

-отгадайте какая карточка поменяла свое положение;

- перемести карточку следуя правилам;

- предлагается игра детям в паре, они по очереди меняют расположение фигур.

 Игра «Прыгающий заяц».

Цели: развитие наглядно-образного мышления; обучение выполнению отдельного игрового действия («прыжка зайца»); формирование умения обследовать условия заданий; формировать умение управлять поисковыми действиями при решении задач.

Оборудование: листки для самостоятельной работы. Игровое поле состоит из 9 квадратов между которыми имеются линии, в каждом квадрате изображена фигура  или знак-символ знакомого предмета.

Игровые действия:

- знакомство с игровым полем, по которому будет прыгать Заяц;

- определение места нахождения домиков (рядом, по соседству, через один друг от друга, наискосок и т.д.)

- определяется, как можно пройди  от одного домика до другого;

- объясняется правило, по которому прыгает Заяц. Например, он может прыгать только наискосок от домика к домику, только по соседним домикам и др.

-далее предлагается отгадать куда прыгнул Заяц, если…( находился в третьем домике с елочкой, прыгнул он два раза , и прыгать он может только наискосок). Вариантов правильного ответа может быть несколько.

В этой игре домики могут помечаться буквами  и, в результате игры, у детей получается собранное слово.

3 этап. На данном этапе дети переносят знания на практику. Выполняется совместное задание с родителями. Форма выполнения одна семья, команда семей. Выдаются задания: сделайте план местности вокруг детского сада; Отметьте на плане/схеме или карте: маршрут следования от дома до сада; все объекты, которые находятся рядом с домом или встречаются по пути следования.

  1. этап. Завершающий.

1)Подготовка педагога к  подвижной игре-путешествию.

  1. Выбор места проведения игры.
  2. Планирование задач проведения игры.
  3. Определение содержания, игровых приёмов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру.
  4. Определение деятельности детей.

2)Проведение  игры « Кладоискатели». Представляет собой проигрывание различных ситуаций, где необходимо применить на практике полученные знания по чтению и моделированию пространства, умение активно решать возникшие задачи.

  1. Анализ результатов. Презентация опыта.  

Сценарий бинарного практико-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

 "Кладоискатели".

Форма проведения - подгрупповая (6 человек). Практико-ориентированное игровое занятие. Итоговое занятие в серии методической разработки

«Чтение простых планов-схем и моделирование пространства».

Участники: дети  5-7 лет.

Направление деятельности

 Ориентировка в большом пространстве в процессе передвижения с применением элементарных планов-схем.  

Предварительная работа  

 Обучение чтению планов-схем и моделирование пространства. Знакомство  со знаками - ориентирами, сличение нарисованного знака и реального предмета  в окружающем пространстве (знаки -  ориентиры перекликаются с принятыми  обозначениями, при составлении топографических карт). Развитие  самостоятельного мышления с применением методики Зака А.З., знакомство с правилами игры « Прыгающий Заяц», « Переставь картинку».

Цели.

1. Развитие навыка пространственной ориентировки, чтения элементарных планов-схем, моделирования пространства.

2. Формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной цели.

Задачи.

Общеразвивающие:

- совершенствовать умения пользоваться планом-схемой в процессе передвижения в свободном пространстве;

- развивать восприятие глубины и объемности пространства в ходе целенаправленной практической деятельности;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать пространственную ориентировку, пространственный анализ и синтез;

- формировать самостоятельность мышления, активность в поиске решений при достижении целей;

- развивать произвольное внимание, зрительную и тактильную память;

- развивать волевую сферу - произвольность и саморегуляцию ;

- развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого   человека;

- развивать сенсомоторную координацию;

- развивать мелкую моторику.

- развивать воображение;

-развивать целостное восприятие предмета;

- обогащать представления об окружающем мире;

- повышать познавательную активность.

Воспитательные:

- развивать групповую сплоченность,

- развивать личностную сферу (формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе);

- развивать эмоциональную сферу (закрепление знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия);

- воспитывать усидчивость, умение действовать по инструкции, умение планировать     последовательность действий при выполнении заданий.

Оборудование.

 Планшет-носитель, маркеры, схемы,  конверты  с заданием, сундучки с «кладом».

Словарная работа. 

План-схема, знаки - ориентиры, схема движения, контрольные точки. 

Руководство учебно-познавательной деятельностью.

Формирование сенсорного опыта:

Задается игровая ситуация для формирования навыков зрительно - пространственной ориентировки  и мотивации поисковых действий.

Формирование  приемов и способов  умственной деятельности:

Формирование ориентировочно-поисковых действий, познавательных действий, чувственного восприятия объекта на уровне  образного мышления.  Управление системой перцептивных действий. Формирование умения мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы. Формирование навыков пространственной ориентировки, пространственного  синтеза и анализа схем, маршрутов.

Ожидаемый результат занятия.

Уточнение представлений об элементарных способах отображения окружающего пространства на плоскости; сформировано умение управлять поисковыми действиями, умение ориентироваться в свободном пространстве с использованием разнообразных ориентиров; повышение познавательного интереса у дошкольников.

Содержание

1.Организационный момент.

     Введение в курс предстоящей игровой деятельности.

Взрослый.

-  К нам попали секретные карты пиратов, на них отмечены  точки, где спрятаны задания - «ключи». По мере выполнения заданий вы сможете найти спрятанный «пиратский клад».

Происходит деление на команды, вручение пакетов с картами, выход на улицу к начальной  точке движения.

Прохождение всего маршрута отмечается детьми  на карте.

По пути следования команды сопровождают педагоги.

2. Знакомство с картой- планом-схемой.

Совместное изучение карты-плана-схемы, (см. приложение  1), сравнение с реальным пространством. Уточнение правильного соотнесения предметов – заместителей (знаков на схеме) с реальными предметами окружающего пространства. Объяснение детям  предстоящих заданий.

3. Прохождение маршрута по контрольным точкам.

ТОЧКА А.

Начало маршрута отмечено на карте ТОЧКОЙ А, взрослый предлагает детям найти исходную точку на местности, ориентируясь на схему-план.

Задание 1.

 Взрослый.

- Пройдите  по отмеченному маршруту ориентируясь на схему-план до ТОЧКИ Б. Траектория передвижения по местности (территория детского сада) отмечена на схеме - плане (см. приложение 1). Команды следуют по отмеченному маршруту сопровождаемые педагогам.

ТОЧКА Б.

Задание 2.  « Прыгающий Заяц»

Развитие наглядно-образного мышления,  через формирование  умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты  и способы решения поставленной задачи.

          Каждой команде выдается задание, решением которого становится нахождение следующей контрольной ТОЧКИ В (см. приложение 2)

 Взрослый.

  - Посмотрите на домики, по которым прыгает Заяц. Найдите в окружающем вас пространстве, места отмеченные ориентирами. Наш Заяц прыгает не просто так, а по правилам. Он прыгает от домика к домику наискосок через дорожку. Прыгать через домик нельзя. Вам необходимо подумать и догадаться, куда прыгнет Заяц.

Нарисуйте знак  того домика, где окажется Заяц и проследуйте в место, куда прыгнул Заяц. Там вы получите следующее задание.

Не забудь отметить точку на карте.

Возможны два варианта правильного ответа, дети выбирают один. Например, это верхний правый домик или верхний левый домик, который обозначен значком лавка или машинка. Команда дорисовывает свой вариант ответа в пустую клетку.

ТОЧКА В.

  Задание 3. « Ключ-ориентир»

Дети получают «Ключ» подсказку (см. приложение 3), где знаками-ориентирами отмечен путь движения по схеме-плану. Командам предлагается рассмотреть полученные ими схемы движения « Ключ – ориентир». Обдумывают, какие условные знаки - ориентиры им необходимо пройти, соотнеся их  с реальными объектами окружающего пространства. Отмечают путь на плане-схеме участка, и перемещаются в заданную точку на местности. Идут до ТОЧКИ О.

ТОЧКА О.

  Задание 4. Упражнение «Остров эмоций».

Взрослый рассказывает детям о том, что на одном эмоциональном острове живут человечки (пиктограммы). Злой пират заколдовал жителей острова. Взрослый предлагает детям помочь жителям и расколдовать их. Каждый ребенок получает конверт с частями разрезанной пиктограммы и составляет целую картинку. После этого дети называют эмоциональное состояние своего героя по пиктограмме.

За правильно выполненное задание, дети получают следующий «ключ».

Задание 5.  « Ключ-путь».

Взрослый.

- Внимательно посмотрите на схему-план, наш путь к заветному кладу почти пройден.  Это последняя загадка-подсказка пиратов, после перемещения  по указанному в ключе пути, в отмеченном крестиком месте вы обнаружите «КЛАД» пиратов.

 Разгадайте ключ. Отметьте путь на карте, следуйте к точке.

  Детям выдается «Ключ-путь» (см. приложение 4) со схемой  передвижения. После прохождения, которого они встречаются в общей итоговой ТОЧКЕ  Г , где спрятан «КЛАД». 

Конец пути.

 4. Заключительный этап.

Встреча команд на итоговой ТОЧКЕ Г. Дети находят сундучки с «КЛАДОМ».

Взрослый. Мы очень рады, что вы прошли все испытания. На этом наша игра заканчивается. До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

В данном приложении представлены планы-схемы и ключи с вариантами заданий.

 Приложение 1.

План-схема с обозначение маршрута передвижения.

Приложение 2.

Игра « Прыгающий  Заяц». ( по  Заку А.З.)

 Коррекция развития наглядно-образного мышления,  через формирование  умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты  и способы решения поставленной задачи.

Демонстрационный материал - игровое поле; раздаточный лист с описанием задания.

 Зачитываются условия прыжка Зайца.

Он прыгает от домика к домику наискосок через дорожку. Прыгать через домик нельзя.

Условия выполнения задания.

«Вам необходимо подумать куда прыгнет Заяц?»

Нарисуйте знак того домика, где окажется Заяц и проследуйте в место, куда прыгнул Заяц.

Там вы получите следующее задание.

Не забудь отметить точку на карте.

Выдается листок с заданием. Дети решают загадку.

 

 Приложение 3. « Ключ-ориентир»

Необходимо пройти к следующему месту назначения, используя подсказку (ключ).

Командам предлагается рассмотреть полученные схемы движения по плану участка на карте. Подумать какие условные знаки- ориентиры им необходимо пройти соотнести их с реальной местностью. Отметить путь на карте-плане участка, и переместиться в заданную точку на местности.

Приложение 4. Игра  « Ключ-путь».

Командам сообщается, что это последняя загадка пиратов.  После перемещения  по указанному в ключе пути, они в отмеченном крестиком месте найдут КЛАД пиратов.  Разгадайте ключ. Отметьте путь на карте, следуйте к точке.                                                                                                                             

                                                                               

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...