Методическая разработка к АОП ДО для детей с ЗПР "Театральная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
методическая разработка (старшая группа)

Оксана Валерьевна Вилкова

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

 КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ (ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 г. Иркутска детский сад № 168

664048 г. Иркутск, ул. Ярославского, 294

E-mail: mdou168irk@yandex.ru,тел. (3952) 44-77-24

Методическая разработка

к адаптированной образовательной

программе для детей с задержкой психического развития

«Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

                                  Составили:

                                                                     учитель-логопед - Котова А.А.;

                                                                                воспитатели - Вилкова О.В., ДрапезаЕ.С.

учитель-дефектолог – Бойко Н.С.

Введение

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит - активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра - народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды - проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски.

В России истоком театра был школьный театр, популярен - домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI - XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Цели методической разработки: Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

Задачи:

          - Формировать  эстетический вкус;

-  Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии театрализованных игр;

- Развить коммуникативные качества личности;

 -Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

- Воспитывать волю, развивать память, воображения, инициативность, фантазию, речь;

- Создавать положительный эмоциональный настрой,

- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- Решать  конфликтные ситуации через игру.

- Привлечь родителей к воспитательно – образовательному процессу.

-  Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

 Методическая разработка «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья«основана на следующих принципах:

принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям;

принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей;

-принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Планируемые результаты при использовании театрализованных игр:

- формирования у ребенка ценностных ориентиров в области театрализованного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других;

-овладение различными приемами и техникой театрализованной деятельности;

- проявлять самостоятельность и творческую инициативность;

 - умеют организовать свой игровой досуг;

- активно включатся в коллективную деятельность.

Содержание разработки

В современной  педагогике специалисты и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

          В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, его выразительности,  который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Огромную помощь  оказывают театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел “Развитие ребенка в театрализованной деятельности“, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- Приобщать детей к театральной культуре;

-Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в  едином педагогическом процессе;

-Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

Характеристика театрализованных игр

           Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка.

Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).

Классификация театрализованных игр

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой – это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

  Кукольный театр

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр - вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

         Виды театров

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- "живых теней";

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя.

 Виды кукол

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте.

Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. 

Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. 

Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров. 

Театральная кукла берёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных ритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старыми признаются куклы стран Азии (особенно Китая).

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

 атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

 Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация.

Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры.

- приобщение детей к искусству театра.

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно - ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Вторая младшая группа.

Задачи:

Пробуждать интерес детей к театрализованной деятельности.

Развивать умение следить   за развитием действия в играх- драматизациях.

Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека.

Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол.

Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.

Средняя группа

Задачи

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков.

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

Побуждать к инициативе и самостоятельности в выборе роли,сюжета.

Учить детей чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

Продолжать использовать возможности педагогического театра взрослых для накопления эмоционально – чувственного опыта детей, понимание комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.

Старшая группа

Задачи:

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем акивного вовлечения детей в игровые действия. Вызвать у них желание попробывать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Учить детей составлять творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов.

Умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.

Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

Предоставлять детям возможности выступать перед сверстниками и родителями.

Подготовительная  группа

Задачи:  

Драматизировать небольшие произведения.

Рассказывать наизусть небольшие стихотворения, передавать настроение произведения интонацией.

Формировать у детей направленности на звуковую сторону речи, развивать умения вслушиваться в звучание слова,узнавать и выделять из него отдельные звуки, близкие по звучанию и произнесению.

Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр, умение самостоятельно выбирать сказку.

Воспитывать любовь к театру.

Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.

Развивать воображение и фантазию дошкольников в создании и исполнении ролей

Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрализованной деятельности.

Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием (приложение  №1)

Заключение

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

     Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Используемая литература

1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009.

6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика - Синтез, 2008.

7. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитациидошкольшиков с интеллектуальной недостаточностью. СПб КАРО, 2006.

8. Зацепина М.И.,  Культурно-досуговая деятельность в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2005.

9 ЗацепинаМ.Б,. Антонова Т.В. Праздники  и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез 2008

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование:

Вторая младшая группа

Неделя.

Лексическая

 тема

    Тема

организованной

образовательной

деятельности

                 Цели и  содержание работы

СЕНТЯБРЬ

     1

Наша группа

 Давайте познакомимся.

(Театрализованная игра)

- Познакомить детей с театром (сцена, зрительный зал, гримерная).

-  Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;

ОКТЯБРЬ

      1

Это я

      3

Огород.

Овощи.

 Мы не просто

ребятки, а ребятки-цыплятки.

(Игра- драматизация)

- Развивать умение слушать текст вместе с группой сверстников;

- Следить за развитием содержания;

- Воспитывать эмоциональное восприятие.

- Закреплять знания (из какой сказки герой?);

- Входить в образ героя;

- Имитировать звуки.

 Выросла репка большая-пребольшая.

 (Настольный театр)

 - Учить детей с помощью взрослых рассказывать сказку;

- Развивать память, речь.

- Рассматривать иллюстраций к сказке.

НОЯБРЬ

     4

Домашние

животные

Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружится.

( Пальчиковый

театр)

-  Развивать память;

- Учить детей свободно двигаться и, используя все окружающее пространство;

- Развивать желание выступать перед зрителями.

ДЕКАБРЬ

      1

Зима.Одежда

       Обувь.

Театр на

фланелеграфе

«Рукавичка».

- Учить детей рассказывать или показывать сказку сопряжено со взрослым;

- Развивать память;

-Учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа.

ЯНВАРЬ

     3

   Зимние                 забавы

Театрализованные игры с бабушкой Забавой.

- Формировать игровую мотивацию;

- Развивать мимическую выразительность;

- Воспитывать желание к участию в играх.

ФЕВРАЛЬ

      1

Посуда

Настольный театр.” Для деда, для бабы курочка Ряба снесла яичко золотое.”

- Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;

- Развивать память;

- Развивать мелкую моторику;

- Воспитывать чувство сострадания

МАРТ

  1

Мамин

праздник

Потешка

«Водичка-водичка,

умой мое личико».

Игра-имитация.

- Активизировать разговорную речь, интонацию;

- Воспитывать эмоционально-образное восприятие небольших стихотворений;

- Познакомить детей с потешками;

- Воспитывать к участию в обыгрывании стихотворений.

АПРЕЛЬ

Потеряли котятки на дороге перчатки.

( Кукольный

театр)

- Формировать эмоционально-насыщенную речь;

 - Развивать желание выступать перед зрителями.

- Воспитывать чуткие, доброжелательные отношения к сверстникам;

МАЙ

    2

Цветы и насекомые

Волшебная шкатулка.

(Настольный театр)

- Развивать внимание, память, речь;

 - Закреплять навыки управления настольными куклами.

- Воспитывать у детей любовь к животным;

Календарно-тематическое планирование: «Театрализованные игры»

Средняя группа

Неделя.

Лексичес-

кая тема

       Тема

организованной

образовательной

деятельности

                   Цели и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

     4

Игрушки

Игрушки

(Кукольный театр)

 - Закреплять у детей приемы кукловождения пальчикового тетра;

 - Формировать способность детей к пониманию основных эмоций.

- Воспитывать у детей желание, участвовать в играх;

ОКТЯБРЬ

    3

Огород.

Овощи.

      4

Сад. Фрукты.

Ягоды.

 Драматизация русской народной сказки «Репка» (настольный театр).

-  Учить детей участвовать в драматизации сказки, следить за развитием действия;

- Закреплять приемы управлением настольными куклами;

- Развивать память, речь, мышление;

- Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

Вот так яблоко

(Театрализован-ная игра)

- Учить различать эмоциональные переживания на примере животных;

-Формировать стремление детей, проявлять заботу о животных;

- Закреплять желание передавать движением различные образы, используя маски-шапочки.

- Воспитывать уважение друг к другу

НОЯБРЬ

    1

 Лес. Грибы.

Деревья.

        4

Домашние

Животные.

Дождик льет, льет, а грибочек все растет!

(Драматизация)

- Закреплять умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности;

 - Учить детей взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Театр на фланелеграфе «Соломенный бычок - смоляной бочок».

-  Формировать умения слушать художественный текст и следить за развитием его содержания;

- Развивать стремление детей к участию в рассказывании;

- Учить выражать эмоции с помощью мимики, движений, жеста.

ДЕКАБРЬ

      3

  Семья

        4

Новый год в семье

Сказка о

невоспитанном

мышонке.

 (Настольный театр)

- Учить различать положительные и отрицательные черты характера и изображать их с помощью мимики и жестов;

- Учить действовать согласно роли по подражанию.

-Закреплять навыки управления настольными куклами, участвующими в диалоге;

Подготовка и участие в проведение Новогоднего праздника.

- Учить детей активно участвовать в празднике;

- Формировать эмоционально насыщенную речь;

- Воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности.

ЯНВАРЬ

     1

Зимние

забавы

 «Два снеговика».

(Театр на фланелеграфе)

- Учить разыгрывать сказки;

- Закреплять умение детей вживаться в создаваемый образ;

- Формировать эмоционально-насыщенную речь.

ФЕВРАЛЬ

       2

     Продукты

питания

     4

Папин

праздник

Зайца съела бы лиса, если б не его друзья.

( Кукольный театр)

 - Учить различать понятия «играть» и «мучить»;

- Развивать  эмоциональную сферу.

- Воспитывать сочувствия к животным, попавшим в беду;

2 .Путешествие в страну гномов.

( Би Ба Бо)

- Формировать передавать мимикой, в движениях, в рисунках основные эмоции;

-Учить  выражать свое эмоциональное состояние;

- Воспитывать умения действовать согласовано

МАРТ

     1

Мамин праздник

       2

Больница.

Профессия врач

Подготовка и участие в празднике «Мамин день».

- Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние;

- Закреплять желание детей к участию в утреннике: исполнение песен, хороводы;

- Воспитывать гуманное отношение к родным и близким.

Драматизация П.Чуковского «Доктор Айболит».

. - Развивать интерес к художественной литературе;

- Учить передавать характер героев с помощью выразительной лирики и интонационно-выразительной речи;

- Развивать желание выступать перед зрителями.

АПРЕЛЬ

     1

  Город.

     2

Городской транспорт

 «Уроки вежливости». (Драматизация стиха Мошковой

«Вежливое слово»).

- Учить детей культуре общения;

 - Привлекать детей к участию в рассказывании;

- Активизировать и обогащать словарь;

- Развивать внимание, память

- Воспитывать чуткие, доброжелательные отношения к сверстникам;

« Сочиняем новую сказку»

В. Сутеева

«  Кораблик»

( Пальчиковый театр)

- Учить детей  последовательно излагать мысли походу сюжета;

-  Упражнять детей приемами групповой работы ;

- Развивать память, речь, мышление;

- Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

МАЙ

     2

Скоро лето.

Цветы и  насекомые.

Драматизация В.Сутеев «Кто сказал Мяу?

- Учить эмоционально воспроизводить художественное произведение, выражать свое отношение к содержанию текста;

- Формировать интерес к участию в игре драматизации

- Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Календарно- тематическое планирования:

Старшая группа

Неделя.

Лексическая

   тема

      Тема

организованной

образовательной

 деятельности

Цели и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

     3

Наш дет/сад

«Наш любимый зал опять очень  рад ребят  встречать».

(Театрализованная

игра)

- Формировать у детей чувство уверенности

- Развивать дружеские взаимоотношения.

- Воспитывать чувство любви к своему детскому саду, сочувствие, желание помочь другу;

ОКТЯБРЬ

     1

Лес.Грибы.

Ягоды

     4

Сад.Фрукты.

«Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно».

(Театр на фланелеграфе)

- Развивать положительный эмоциональный настрой;

-Развивать умение детей характеризовать героев сказки;

- Развивать фантазию.

-Формировать интонационную выразительность.

 «Праздник осени».

( Концерт)

- Формировать у детей праздничное настроение;

-Воспитывать чувство удовлетворения от совместных действий.

НОЯБРЬ

    3    

Дикие

животные

      5

Домашние

 птицы

«Пойми меня».

(Театрализованная игра)

- Упражнять в движениях по тексту

- Развивать внимание память, образное мышление детей;

- Воспитывать дружное отношение друг к другу.

«Попробуем измениться»

( Пантомима)

- Развивать эмоционально-благополучную атмосферу взаимоотношений;

- Развивать способность понимать собеседника.

-Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

ДЕКАБРЬ

    2

Зимующие

птицы

   3

Семья

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей».

( Драматизация)

- Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желания);

- Формировать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

«Когда страшно, видится то чего и нет».

( Кукольный театр)

- Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку;

- Развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их.

- Воспитывать ловкость, смелость

ЯНВАРЬ

    4

Наш дом.

Мебель

Настольный театр «Заюшкина избушка»».

- Учить детей слушать сказку, побуждать к участию в театрализованной игре;

- Развивать внимание, память, речь;

- Воспитывать чувство сострадания;

- Рассматривание пантомим.

ФЕВРАЛЬ

     1

Кухня.

Посуда.

       4

Папин праздник

Драматизация сказки

К.Чуковского «Федорино горе».

- Вызвать интерес к участию к игре-драматизации;

- Побуждать к участию;

- Учить эмоционально воспроизводить.

Театрализованная игра «Семь сыновей»».

-Развивать умение детей произвольно реагировать на команду;

 - Знакомить детей с народными

понятиями;

- Формировать умение согласовывать свои действия с другими ребятами.

 - Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

МАРТ

     1

Мамин праздник

      3

Животные и птицы весной

«Праздник мам».

-Формировать пластическую выразительность.            

-Воспитывать у детей положительное эмоциональное состояние;

- Побуждать детей к участию в утренники

Пальчиковый театр

С.Маршака «Усатый-полосатый»»

- Формировать у детей интерес к игровой деятельности, положительные эмоции;

- Развивать память, речь;

- Воспитывать чувство сострадания.

АПРЕЛЬ

     3

День

космона-втики.

Театрализованная игра

«Полет на Луну»».

-Упражнять двигательные способности;

-Формировать пластическую выразительность;

- Воспитывать ловкость, смелость

Настольный театр по сказке «Маша и медведь»».

-Формировать умения концентрировать внимание на театральной кукле;

- Закреплять умения детей приемам упражнения настольными куклами.

МАЙ

     2

Скоро лето.

Цветы и насекомые

«На лесной полянке».

( Теневой театр)

- Развивать мелкую моторику пальцев;

- Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;

- Передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.

Календарно-тематическое планирование:

Подготовительная группа

Неделя.

Лексическая

тема

Тема

организованной

образовательной

деятельности

Цели и  содержание работы

СЕНТЯБРЬ

         3

Детский сад

 Раз, два, три, четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

 - Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

-Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость

- Активизировать использование в речи детей понятий  « мимика», « жест»

ОКТЯБРЬ

       3

Как выращивают хлеб.

     4

Дары осени

 Теневой театр

« Колобок»

- Создать положительный эмоциональный настрой;

- Развивать умение детей охарактеризовать героев сказки;

- Развивать фантазию.

-Формировать интонационную выразительность. -Рассматривать картинки  с обсуждением характерных особенностей персонажей.      

Театрализованная игра «Лесные звери»

 - Закреплять представления детей об осени.

-Учить имитировать движения животных, подражая действиям педагога. Разучивание слов.

-Развивать у детей простейшие проявления эмпатии.

НОЯБРЬ

     4

Домашние животные и их детеныши.

        5

Домашние

  птицы.

Драматизация

«Волк и семеро козлят»  

- Развивать внимание память, образное мышление детей;

- Воспитывать дружное отношение друг к другу.

-Отгадывать загадки.

-Беседа.

-Игровые упражнения.

 Настольный театр «Волшебная шкатулка.»

- Создать эмоционально-благополучную атмосферу взаимоотношений;

-Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

- Развивать внимание, память, речь;

- Воспитывать у детей любовь к животным;

- Закреплять навыки управления настольными куклами.

ДЕКАБРЬ

        1

Зима. Сезонные

Изменения в природе.

         3

Моя семья.

Я – человек.

 Драматизация

« Четыре времени года»

-Познакомить со сказкой “Двенадцать месяцев“,

- Заучивание слов,

-Закреплять представление о времени, его признаках,

-Формировать творческое воображение, связную речь,

-Закреплять моторику и координацию

Театрализованная       игра «Зима. Прогулка в лес»

-Учить детей энергичным движения с кистей и пальцев рук для улучшения мелкой моторики

- Воспитывать у детей любовь к природе

-Учить детей сохранять равновесие при ходьбе

ЯНВАРЬ

     3

Зимние забавы

 «Два снеговика».

(Театр на фланелеграфе)

- Продолжать учить разыгрывать сказки;

- Учить детей вживаться в создаваемый образ;

- Формировать эмоционально-насыщенную речь.

ФЕВРАЛЬ

        2

Кухня.Посуда.

              3

Продукты питания

Драматизация

« Три медведя»

 Кукольный театр

(Волшебная сметана)

- Вызвать интерес к участию к игре-драматизации;

- Побуждать к участию;

- Учить  слова к сказке.

- Побуждать к проявлению сочувствия животным, попавшим в беду;

- Учить различать понятия «играть» и «мучить»;

- Способность обогащению эмоциональной сферы.

Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Беседа по содержанию Игра «Скажи о друге ласковое слово».

МАРТ

         1

Женский день 8 марта

       3

Животные и птицы весной

«Праздник мам».

- Продолжать вызвать у детей положительное эмоциональное состояние;

- Побуждать детей к участию в утренники.

- Воспитывать любовь у своим близким

«Уходи лиса, с печи!»

-

Учить детей, показывать театр на фланелеграфе;

- Учить подбирать соответствующую интонацию для характерного сказочного персонажа;

- Формировать умение слушать текст вместе с группой сверстников.

-Отгадывание загадок.

-Рассматривать иллюстраций.

АПРЕЛЬ

         1

Аквариумные и речные рыбы

        2

   Транспорт

 Театральная игра «Жители подводных царств»

- Развивать двигательные способности;

- Упражнять пластическую выразительность;

- Воспитывать ловкость, смелость.

- Формировать у детей умения воспринимать образ своего тела.

  Театральная игра

«Морское путешествие»

- Формировать умения концентрировать внимание на театральной кукле;

- Закреплять умения детей приемам упражнения настольными куклами.

-Закреплять умения выражать

эмоции с помощью мимики,

жеста.

МАЙ

        2

Школа. Школьные принадлежности

Кукольный театр «Петрушка идет в школу»

 - Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность;

- Добиваться четкого произношения слов;

- Способствовать обогащению эмоциональной сферы;

- Развивать мелкую моторику пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности конструктивной деятельности Детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразн...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...