Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»
статья по физкультуре
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую очередь – приоритетная функция государства. Состояние здоровья детей ухудшается, число детей с ОВЗ увеличивается из года в год. Это дошкольники с нарушениями, вследствие которых к ним нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям относят разные категории детей, в том числе и детей с различными нарушениями речи и задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую очередь – приоритетная функция государства.
Состояние здоровья детей ухудшается, число детей с ОВЗ увеличивается из года в год. Это дошкольники с нарушениями, вследствие которых к ним нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям относят разные категории детей, в том числе и детей с различными нарушениями речи и задержкой психического развития.
Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Недостаточно развитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания.
Так как приоритетная задача Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №14 «Красная шапочка» является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, возникла необходимость создания кружка дополнительного образования «Фитнес-аэробика», который могли бы посещать и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Программа дополнительного образования по физической культуре и оздоровлению основана на элементах детского фитнеса и аэробики, что способствует разностороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности, является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.
Новизна и актуальность данной программы заключается в применении в процессе обучения инновационных технологий в области физического развития и оздоровления через эмоциональное восприятие детей, мотивации воспитанников к самопознанию и потребности в здоровом образе жизни.
Цель кружка «Фитнес–аэробика» - это формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой, физической красоте, душевной и физической гармонии.
С помощью средств оздоровительных занятий успешно решаются следующие задачи:
1. Обогащение доступными способами двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранных фитнес-занятий, использования их в качестве средств укрепления здоровья.
2. Всестороннее гармоническое развитие тела.
3. Формирование музыкально - двигательных умений и навыков.
4.Воспитание волевых качеств.
5.Совершенствование функциональных возможностей организма.
6.Повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств.
Эти задачи ориентированы на целевые ориентиры «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» в соответствии с ФГОС ДО.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительного образовательного кружка – 5-7 лет.
Основными формами дополнительного образовательного процесса являются:
- групповые и подгрупповые занятия;
- педагогический и медицинский контроль;
- педагогический мониторинг уровня развития;
- участие в открытых мероприятиях;
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, в нашем ДОУ значительно расширился. Так в своей работе на занятиях кружка дети знакомятся с историей фитнеса, с понятием о сказочной аэробике. Узнают, что такое гимнастика, фитбол, спортивная акробатика, степ платформа и практически применяют их во время занятий.
«Сказочная аэробика» - занятие развивает чувство ритма, такта, дети подражают сказочным персонажам.
«В мире животных» - спортивно-познавательные занятия. Выполняя физические упражнения, дети «перевоплощаются» в животных, рыб, птиц, узнавая об их повадках, среде обитания. Занимательные игры помогают детям стать не только сильными и ловкими, но и более общительными и раскрепощенными.
Гимнастика – обучение основам спортивной гимнастики. Дети измеряют кувыркаются и смеются. Играют с разноцветными мячами, обручами. Делают коррекционную и дыхательную гимнастику.
«Здоровые спинки» - оздоровительное занятие с использованием фитболов, направленное на формирование правильной осанки, развитие основных мышечных групп, укрепление связок, сухожилий и профилактику плоскостопия.
Степ – аэробика с использованием степ платформы. Имитируется подъем по лестнице. Прекрасная нагрузка на мышцы бедра и ягодиц.
Целесообразно используем на занятиях различные виды тренажеров. Они способствуют развитию физических качеств, укреплению разных групп мышц и всего организма в целом.
Использование тренажеров для детей в оздоровительных целях существенно повышает резервы организма, это надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, которые широко наблюдаются в последнее время.
Особая ценность состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это особенно благоприятно влияет на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кроме того, занятия на тренажерах активизируют познавательную деятельность детей, формируют их нравственно - волевые качества (выдержку, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, а также упражняют в способах общения со сверстниками.
Занятия «Фитнес аэробикой» проходят в спортивном зале. На них каждый ребенок чувствует себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе. Таким образом, благоприятная образовательно-развивающая среда способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.
Всем известна народная мудрость, которая гласит, что здоровье - всему голова! Будьте здоровы Вы и Ваши дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к ...
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...
«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...
Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном детстве у ребенка складывается определенный опыт двигательного творчества, которое является составной частью культуры движений. Наиболее эффективным средством развития двигательного творч...
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья о работе с детьми ОВЗ при помощи мнемотехнике...
- Мне нравится (1)