Главные вкладки

    «Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
    материал по коррекционной педагогике

    Сологубова Наталья Николаевна

    В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_po_mnemotehnike.docx51.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Мнемотехника как средство речевого развития  

    детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

    Автор: Сологубова Наталья Николаевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 14»

    Введение

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,

    Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

    «О, как же ты красива! ».

    Е. Щукина

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,  у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.

     Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы.Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

    Условия формирования опыта

    На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

    1. Все дети любят о чем-либо  рассказывать или учить стихи, когда это у них хорошо получается. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребенка от этой деятельности, поскольку в результате его усилий рассказ или стихотворение  получается неправильным,  не соответствует тому, о чем ребенок пытался донести. Поэтому  развитие связанной речи, является одной из важнейших задач воспитания в деятельности педагога ДОО, т.к. неразрывно связана с формированием мышления ребенка, с приобретением знаний, с самовыражением всех людей. В связи с этим возникает острая необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умений в области развития дошкольников.
    2. На современном этапе в соответствии с  модернизацией образования и внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.
    3. Участвуя в  районных методических  объединениях, узнала о технологии – мнемотехника. Педагоги, которые применяли в своей работе  мнемотехнику, отмечали положительные результаты и рекомендовали ее использование в педагогическом процессе.
    4. Изучала новинки методической литературы по данной тематике.

    Все выше перечисленное и привело меня к выводу о необходимости использования мнемотехники, которая  создает ситуацию успеха у воспитанников.

    Актуальность и новизна работы опыта

    Использование  мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Это обусловлено тем, что как раз в дошкольном возрасте и, особенно у детей с ОВЗ преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. А ведь именно эти процессы тесно связаны с полноценным речевым развитием.

    Новизна  использования данной технологии заключается в том, что мнемотехника - это совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

    1. принцип интеграции (интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности);

    2. комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы;

     3. принцип экономичности и универсальности - мнемотехнику можно с успехом применять в любой образовательной области.

    Залогом успешного становления компетенций ребенка является грамотный подход к выбору оптимальных методов обучения. Поскольку речь у детей с ограничениями формируется с большим опозданием, то словесные методы не могут являться основными. Основой коррекционно-воспитательной работы являются наглядные и практические методы.

    Теоретическая база опыта

    Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Наиболее активно использовать наглядные методы рекомендовал  Константин Дмитриевич Ушинский. Он говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». Этого же мнения придерживались  С.Л.Рубейштейн, А.М.Леушина, Я.А.Коменский.

    Л.С.Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил  второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи - моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.

    Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи: наглядность и план высказывания.

    Именно эти факторы и заложены в основу мнемотехники.

    Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

    Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

    Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Проведя анализ научно-методической литературы, расширяющей знания в области мнемотехники, пришла к выводу, что  как  любая  технология, мнемотехника имеет свои принципы, подходы, структуру. Суть мнемотехники  заключается в использовании  мнемосхем. Содержание мнемосхем – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемосхем не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Мнемосхемы имеют широкий круг применения в речевом развитии.

    Метод организации с детьми отличается:

      1. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.;

       2.Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

       3.Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

       4.Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

       5.Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

    Цель и задачи

    Речевое развитие у  дошкольников с ОВЗ, как правило, имеет нарушения всех компонентов речевой функциональной системы: фонетики, лексики, грамматики.

    Речь многих детей носит ситуативный характер,выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы, лексически бедная, недостаточный словарный запас, плохая дикция, употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная. Отсутствует культура речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

              Учитывая потребности и особенности речевого развития детей нашей группы. А так же возможности мнемотехники. Я решила использовать данную технологию в своей работе.

    В связи с этим, я поставила цель:

    Создать условия для развития речевой активности детей посредством использования мнемотехники.

             Для конкретизации цели определила задачи:

    Обеспечить развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей.

    Обеспечить развитие  умения преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)

    Способствовать развитию основных психических процессов.

    Содействовать развитию интереса к пересказываю текста, заучиванию стихов.

    Способствовать формированию навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Ведущая педагогическая идея опыта

    Работа по развитию связной речи детей с ОВЗ  ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

    во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

    в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся  видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Ведущая педагогическая идея моего опыта: системное применение мнемотехники в педагогическом процессе ДОО повысит уровень речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

    Технология опыта

            Для реализации поставленных задач, были  разработаны  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.   Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому я, вместе с детьми, дополняла и уточняла схемы. Совместно с детьми составляли мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень».

     Использовала мнемотаблицы и при пересказах художественных произведений. Например, сказки «колобок», «три медведя»  и др.

    Так же  применяла  модельные схемы  при заучивании стихотворений.  Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

    Для детей среднего дошкольного возраста использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

    На начальном этапе предлагала  готовую план - схему, а по мере обучения дети активно включались в процесс создания своей схемы.

              Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.Большой интерес вызывает у детей описание игрушек или животных.

    Этапы работы с мнемотаблицей при составлении рассказа – описания:

    1. Рассматривание игрушки.

    Помогала ребенку выделить наиболее яркие признаки, обозначить их словами.

    2. Рассматривание таблицы. Преобразование абстрактных символов в образы

    Показывая символ, обозначающий цвет, говорю: «Посмотри, этот шарик такой же яркий и желтый, как солнышко на моей картинке».

    3. Совместное описание.

    Использовала  при этом договаривание ребенком фразы или предложения. Более сложный вид описания - составление рассказа о явлениях природы. Он требует большой предварительной работы, обсуждения проведенных наблюдений. К ним переходила при наличии у детей достаточного количества представлений об окружающем.

    Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

    Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Работу по мнемотаблицам строила в три этапа.

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

    Работу вела по подгруппам. Приёмы мнемотехники начинала использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, вводила в обучающий процесс, мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинала со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использовала приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляла таким образом: рассказывала сказку и одновременно показывала  настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинала  фразу, дети продолжали.

    Например,

    Жили-были дед…(и баба)

    Была у них…(курочка-ряба)

    Дети находили на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывали  их в правильной последовательности. Далее показывала иллюстрации, обращала  внимание на героев сказки и дети описывали их внешний вид, действия. Использовала  приём художественного слова: читалапотешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекала  детей к обыгрыванию сказки.

    При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращала внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку). Одновременно объясняла и показывала. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). В результате обогащается словарный запас ребенка.

    Далее составляли совместный рассказ с детьми. Я начинала  и указывала на часть предмета, дети заканчивали. Вопросы задавать нельзя. (Это - сумка. Это ручки. …) . Задача детей - увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит активизация словаря.

    Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

          Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин. Сначала подбирала предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода, животных (Это - лиса. Она живёт в лесу. У неё есть хвост…). Затем несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). Использовала  игровой приём и художественное слово, с помощью которого ребёнок рассказывал  какому - либо сказочному персонажу, что нарисовано на картине («Петушок, петушок…»). В индивидуальной работе применяла дидактические игры, где закрепляем с детьми характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим предметом: «Что умеет делать кошка?»,  где дидактическим материалом являются мнемоквадраты, они же плавно переходят в мнемодорожкиВысказывания детей поддерживала, одобряла.

    В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Вводила  более подробную характеристику предметов. Применяла мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.

    Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учила их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросы помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

    Продолжая работу, предлагала  детям с помощью мнемоквадратов показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.

    При пересказе литературных произведений учила  детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Вводила новый приём – диалог. Например, как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? С помощью мнемодорожек дети рассказывали  каждый свою часть литературного произведения, затем соединяли  её в чёткой последовательности, не изменяя части местами. В этом возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагала  конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные с трудом людей из ближайшего окружения (повар, дворник и др.). Источником материала для составления рассказов о природе являются прогулки, экскурсии. Во время, этих занятий дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном.

    Для закрепления полученных знаний проводила дидактические игры. Совместно с детьми рассматривали  иллюстрации, читали  поэтические произведения, разгадывали  загадки. Направляла  внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие - то события из своего опыта и передавали их в рассказе. При этом учила соблюдать последовательность и чёткость повествования: Что расскажем сначала? Что потом? Чем закончим рассказ?

    Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей:

    - вводная часть,

    - чтение литературного произведения,

    - беседа с наводящими вопросами,

    - повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

    - пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице (коллажу).

    Использование мнемотаблиц (коллажа), облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

    Старшие дошкольники оценивают рассказы товарищей. Учила  детей видеть хорошее и недочёты в пересказе, одновременно воспитываю доброжелательное отношение к товарищу.

    Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание.

    В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине использовала  коллаж, где выделяла значимые для сюжета фрагменты картины и определяю взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет. Приведу пример текста по сюжетной картине с использованием коллажа:

    «Поднялась температура у солнышка. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами всё задело. Коснулось снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облако. Задело сосульки на крыше, и закапали с них слёзки - капельки. Попал луч в сугроб снеговой, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листочки. А когда луч солнца дотронулся до птички, она запела весёлую песню. Оглянулось солнышко вокруг – а вместо зимы наступила Весна».

    Всё перечисленное - это определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но так как речевая деятельность безоговорочно интегрирует с другими видами деятельности, то я считаю, что применять модельные схемы необходимо и в других образовательных областях. Поэтому я изготовила схемы и таблицы, которые применяются в физическом, познавательном, социально-коммуникативном и духовно-нравственном развитии.

    Так же неотъемлемой частью педагогического процесса является непосредственно-образовательная деятельность в режимных моментах, где наряду с другими деятельностями развивается и речевая. Поэтому я и там использовала приемы мнемотехники. Это алгоритмы одевания-раздевания, мытья рук, пользования туалетом (для аутичных детей), карточки по уходу за растениями и др.

    На основе мнемотехники нами  созданы разнообразные дидактические игры,  например, «Узнай по голосу», «Разложи животных», «Волшебный барабан», «Полет скворца»  и «Сочинялочка». Для дидактических игр также используются мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. На одной из них хочется остановиться подробнее. Дидактическая игра «Сочинялочка», разделена на две части:1- составление творческих рассказов , 2- составление творческих рассказов со сказочной тематикой. В каждой части  6 опорных пунктов:

    1) Кто я? (Картинки - девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т.д.)

    2) На чем? (Картинки - теплоход, самолет, машина, ракета и т.д.)

    3) Место и время. (Картинки – зоопарк, осенний лес, времена года и т.д.)        

    4) Что случилось? Кого встретили?

    5) Кто помог?

    6) Чем закончилось?

    Давала  ребенку пустую таблицу из трех столбиков. Он достает по одной картинки с изображением девочки, самолета, цветущего луга и накладывает на таблицу в определенной последовательности, получается мнемодорожка, по этой мнемодорожке   ребенок начинает сочинять рассказ:  «Это девочка Катя, ей так надоела длинная, холодная зима, что однажды она села на самолет и прилетела в теплые края, там она гуляла по цветущему лугу, собирала полевые цветы, ловила бабочек, наслаждалась красотой природы».

    Когда дети научились сочинять рассказ по трем  опорным картинкам, я  добавила еще  три:                                                                                                                                                                                                                                             4) Что случилось? Кого встретили? (молния, сверкающая сквозь темную тучу).

    5) Кто помог? (доктор).

    6) Чем закончилось? (улыбающееся лицо).

    Получилось вот такое продолжение рассказа: « Вдруг неожиданно начался дождь с громом,  Катя промокла и заболела. Но ей на помощь пришел доктор, он сделал ей укол, дал таблеток, и она быстро выздоровела и потом долго – долго вспоминала о своем путешествии».

    По аналогии учила  детей составлять рассказы со сказочной тематикой.

    В мнемотаблице можно изображать практически всё.  Поэтому мнемотаблицыя широко использовала  во всех видах деятельности: в математическом развитии, художественно – творческой деятельности, в социально – нравственном воспитании, в совместной деятельности, в свободной деятельности детей, во время режимных моментов, физминуток и т.д. С помощью мнемотаблиц закрепляла  знания детей, полученные на музыкальных занятиях. Мнемотаблица «Как звучит музыка?» расскажет  детям о том, что музыка,как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и монотонно как часы, шумно и дробно как дождик за окном, ласково и нежно, колыбельная песенка, бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки, громко и крикливо, как бой кукушки, весело, как зайчик на лужайке.

    Работу по  применению  мнемотехники строила  от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших мнемоквадратов. На этом этапе идет работа над словом. С  помощью мнемоквадратов дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают  детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают  словарный запас.

    Освоив игру со словом,  переходили  к поэтапному кодированию сочетания слов. Например:  “большая машинка”.

    Дети выкладывают из мнемоквадратовмнемодорожки, а, следовательно, идёт работа по  составлению  предложения. Дети учатся грамотно строить предложение.

    Затем последовательно  переходили  к работе  над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой. Например: комочек пуха, длинное ухо, скачет ловко, любит морковку (Заяц).Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко  стали осваивать  мнемотаблицы. Соответственно шла работа над связным высказыванием.

    Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.  Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

    Мнемотаблицы - схемы  используются для:

    • обогащения словарного запаса,
    • при обучении составлению рассказов,
    • при пересказах художественной литературы,
    • при отгадывании и загадывании загадок,
    • при заучивании стихотворений.

                    При составлении описательных  рассказов, пересказывании сказки или рассказывания стихотворения схема служит средством планирования высказывания. Это позволяет детям при рассказывании концентрировать основное внимание на правильном построении высказывания, на воспроизведении в своей речи слов и выражений, характерных для данного произведения. Сначала пересказывание или рассказ строились с опорой на схему, а потом дети уже могли самостоятельно рассказать без опоры на наглядность.

    Любая работа не может быть эффективной без организованного взаимодействия всех участников педагогического процесса. Одним из главных участников – являются родители. Поэтому в работу по использованию мнемотехники были вовлечены и родители.

    Я ознакомила их с данной технологией, продемонстрировала используемый дидактический материал. Организовала открытый просмотр НОД с использованием мнемотехники.

    Родители сами пробовали изготовить мнемосхемы. Из бесед с родителями, я сделала выводы, что большинство из них приняли и оценили результативность использования мнемотехники.

    Результативность работы

    В процессе работы я убедилась, что использование технологии мнемотехника действительно дает положительные результаты, т.к. позволяет повысить уровень речевого развития.  Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, воображения воспитанников. Они запоминают большие по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

    Адресность опыта

    Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей,логопедам, дефектологам  и другим работникам дошкольных учреждений.

              Предложенные методы и приемы с использованием мнемотаблиц по речевому развитию детей с ОВЗ, могут  быть эффективно использованы как в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения так и с детьми в группах общеразвивающей направленности.  

    Трудоемкость опыта

    Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Затруднения у детей возникают только на первоначальном этапе ознакомления с методом мнемотехники. Это объясняется низким познавательным интересом у детей с ОВЗ и небольшим количеством представлений и образов. При систематическом использовании метода мнемотехники трудности и проблемы сходят на нет.

                                                        Заключение

    Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

                 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».  К. Д. Ушинский        

    Библиография

    1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. - М.: «Мозайка-Синтез», 1999.

    2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., 2005.

    3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -  М., 2005.

    4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. - М.: «Лабиринт», 1999.

    5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Дошкольное воспитание. 2004г. № 6, с.6.

    6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008г. № 1, с.16.

    7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

    8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.

    9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. - Логопед в детском саду. 2007г. № 4, с. 51-54.

    10. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». – М., 2004.

    11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – Логопед.  2008г. №4, с.102 -115.

    12. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». -  М., 2009.

    13. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. -  Логопед.  2005г. № 1, с. 7-12.

    14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «Акцидент», 1998.

    15. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам». -  М., 2006.

    16.  Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память. -  Ребёнок в детском саду. 2004г. № 2, с.59-62.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

    В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

    ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

    Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

    Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

    Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

    Использование метода мнемотехники при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

    laquo;Мнемотехника» в переводе с греческого – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники дл...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...