Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья
Статья о работе с детьми ОВЗ при помощи мнемотехнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya.tarasova_i.a.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника как средство речевого развития
детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления»
К. И. Чуковский.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются память, внимание, усидчивость, работоспособность.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
В нашем мире дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Для достижения лучших результатов я пробую применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы.
Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Именно поэтому в работе с такими детьми как нельзя лучше мне подошла мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты педагогической диагностики моих воспитанников подтверждают наличие этой проблемы: речь детей ограниченными возможностями здоровья носит ситуативный характер, выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы, лексически бедная, недостаточный словарный запас, плохая дикция, употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная. Учитывая потребности и особенности речевого развития детей нашей группы, а также возможности мнемотехники я решила использовать данную технологию в своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время.
В связи с этим, я поставила цель: создать условия для развития речевой активности детей ограниченными возможностями здоровья посредством использования мнемотехники и в этом мне помогает разработанный мною проект «Чудо-мнемотехника».
Проект уже не первый год помогает мне успешно развивать речь детей. Ребята со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц. В результате реализации проекта и работы с ним оформлено методическое пособие, включающее в себя: картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам; картотеку дидактических игр для развития речи детей; тематические буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов; консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты для педагогов и родителей. Все это помогает мне работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья.
Результаты работы с детьми ограниченными возможностями здоровья по проекту оправдывают себя:
- у детей формируется умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.;
- дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.
Благодаря работе с мнемотаблицами у детей ограниченными возможностями здоровья повысился интерес к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.
Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Все это в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья поможет учиться в школе: при написании текстов, для запоминания стихотворений дети могут выстроить цепочку символов, а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим.
Попробуйте и увидите результат! Работа с мнемотаблицей нравится детям. Это очень интересно и увлекательно!
Тарасова Ирина Александровна,
воспитатель комбинированной группы
МКДОУ д/с № 11 «Снегирёк»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к ...
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...
«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...
«Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», ...
Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии р...