«Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».
проект

Ковалёва Елена Михайловна

Методическое руководство проектной деятельностью в ДОУ - это процесс повышения компетентности и мастерства, достижение качественно высоких результатов образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_dou.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».

«Проект, который исполняют дети, должен вызывать

у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца»

Д. Дьюи

        Требования к современному образованию ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и эксперимента. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог- технолог. Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении - это процесс повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса. Проблема методического руководства педагогическим процессом разрабатывалась в исследованиях К.Ю. Белой, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др. Приобрели актуальность системный, диагностико- аналитический подходы к управлению, вариативность выбора методического руководства в дошкольном образовательном учреждении. В.П. Симонов акцентирует внимание на что, «...главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива». В последние годы интерес российских ученых к методической деятельности растет. В исследованиях Е.С. Евдокимовой, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, Г.К. Селевко, П.И. Третьякова определены сущность, цели и задачи методического руководства, развития профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно- аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно- коррекционной.

Содержание методического руководства старшего воспитателя по проектной деятельности (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Функции управления

Содержание методической работы старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации проектной деятельности.

3Планово- прогностическая.

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные наработки в реализации проектов. Организует открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности педагогов по вопросам проведения проектной деятельности.

         Работа с педагогами в условиях проектной деятельности занимает особое место в системе управления дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. В условиях проведения проектной деятельности необходимы педагоги, способные вести не только практическую, но и экспериментальную работу: находить и на практике проверять новые идеи, выстраивать систему работы, уметь прогнозировать результаты, владеть диагностикой.

         В условиях проектной деятельности необходимы новые подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Одной из основных задач методического руководства- повышение педагогических знаний по вопросам организации проектной деятельности.

         МДОУ «Центр развития ребенка «Искорка» – детский сад №24 на протяжении нескольких лет работает в режиме развития, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы показала эффективность метода проектов в повышении профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения. Были определены педагогические условия для организации проектной деятельности:

  • обучение педагогов организации проектной деятельности;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • организация работы с родителями.

Для организации проектной деятельности в ДОУ была определена нормативно- правовая база, которая включает в себя: Положение о проектной деятельности; Положение о творческой групп; План работы творческой группы педагогов по реализации проектной деятельности. Подготовка педагогов к работе над проектами проводилась по двум направлениям.

Первое направление: Подбор методической литературы по методу проектов; подбор на основе желания самих педагогов включиться в проектную деятельность по результатам собеседования, анкетирования..

Второе направление. Определили формы и методы работы: консультации, семинары, коллективные просмотры занятий, деловая игра, беседы, круглый стол, работа с методическими материалами, взаимопосещения, методические выставки, презентации проектов.

Главным критерием при этом была готовность педагогического коллектива к открытости и изменениям в работе с детьми.

 Презентация первых проектов вдохновила основную часть педагогического коллектива ДОУ на включение в проектную деятельность.

К положительному результату привела планомерная и систематическая методическая работа с коллективом: педагогические советы «Организация детской проектной деятельности – представление детских проектов», который проходил в форме защиты проектов.

Семинар – практикум: «Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология»

Открытые показы: «Внедрение проектного метода в работу с детьми» ( в виде презентации),

Конкурсы: «Проект нашей группы» (совместно с родителями)

Консультации по темам: «Проектный метод в деятельности ДОУ», «Роль проектной деятельности в развитии познавательных интересов».

«Круглый стол» по решению проблем, возникающих в проектной деятельности, осуществления методической помощи и поддержки.

Прошли каникулы с детьми на тему: «Мы исследователи», с организацией детских проектов

         Воспитатели уделяли особое внимание в создании предметно –развивающей среды учету развития всех видов детской деятельности, возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования. Они в соответствии с темами проектов пополнили развивающую среду в группах дидактическими играми, пособиями, игрушками.

         Помимо сотрудников образовательного учреждения в проектной деятельности активное участие принимали родители. Воспитатели, разрабатывая проект, особое внимание уделяли, в чем конкретно будет заключаться участие родителей: в подборе атрибутов для оформления группы в соответствии с темой проекта, сборе информации, участии в тематических мероприятиях и событиях, выполнении творческих домашних заданий совместно с детьми. На группах были проведены родительские собрания, на которых родителям была разъяснена суть метода проектов и его значимость для развития личности детей. Родителей познакомили с основными этапами проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но, увидев первые результаты, становились участниками проектной деятельности. В настоящее время родители активно включаются в работу по реализации проектов.

Вывод. Таким образом, использование метода проектов в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей.

Заключение:

 Методической службой осуществлялось оптимальное методическое руководство проектной деятельности в ДОУ, разработаны механизмы руководства метода проектов и организацией проектной деятельности педагогов; в ДОУ отмечается благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность к реализации поставленных задач по проектной деятельности, удовлетворенность результатами работы. Метод проекта эффективно проявил себя в повышении качества работы в образовательном пространстве ДОУ - сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Консультация  посвящена вопросу организации проектной деятельности в детском саду, рассматриваются виды проектов, этапы работы над проектом, даются рекомендации по разработке проектов....

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, тво...

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

«Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада (на основе интеграции образовательных областей)»...

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...