Главные вкладки

    Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
    консультация (окружающий мир) по теме

    Фомина Елена Николаевна

    Консультация  посвящена вопросу организации проектной деятельности в детском саду, рассматриваются виды проектов, этапы работы над проектом, даются рекомендации по разработке проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребёнка – детский сад №10 «Светлячок»

    города Старый Оскол Белгородской Области

                           

    Организация проектной деятельности

    в дошкольном образовательном учреждении  

                                                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                                                          Фомина Е.Н.

         В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов).

            Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

           Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

            Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

             В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

             Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

    В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:  

           - исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

           - ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

            - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

           - творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников [1].

             Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

            Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

           - комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

           - межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

           - творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

            - групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

          - индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

          - исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    Другими признаками классификации являются:

         - состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

    - продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

              Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

            Задачи развития:

    - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    - развитие познавательных способностей;

    - развитие творческого воображения;

    - развитие творческого мышления;

    - развитие коммуникативных навыков.

            Задачи проектной  деятельности специфичны для каждого возраста.

           В младшем дошкольном возрасте – это:

           - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

            - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

            - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

           В старшем дошкольном возрасте – это:

            - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

           - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

           - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

           - стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

            В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель  - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

           Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

            - занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

            - комплексные блочно-тематические занятия;

            - интеграция: частичная или полная;

           - метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления [2].

            Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно- развивающей  среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

              План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

          1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

          2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

          3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

         4. Составление плана-схемы проекта.

         5. Сбор, накопление материала.

         6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

           7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

          8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

                   Основные этапы метода проектов включают:

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

    - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

    - в каких источниках можно найти информацию;

    - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    - с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта - практическая часть.

    4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

    Этапы работы над проектом:

     Деятельность педагога

     Деятельность детей

       Первый  этап:

      Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

     Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

     Формулирует задачу.

     Вхождение в проблему.

     Вживание в игровую ситуацию.

     Принятие задачи.

     Дополнение задач проекта.

      2 этап

     Помогает в решении задачи.

     Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

     Объединение детей в рабочие группы.

    3 этап

      Практическая помощь (по необходимости).  Направляет и контролирует осуществление проекта.

      Формирование специфических знаний, умений навыков.

      4 этап

      Подготовка к презентации.

    Презентация.

     Продукт деятельности готовят к презентации.

     Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

          Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

           Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

            Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

             Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

    Список литературы

    1.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.    

    2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - С.16.

    3.  Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода.  Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.    

    4.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

    В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

    презентация «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

    Дошкольное воспитание, как первая ступень образования, за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является мас...

    ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

    Программа лаборатории дошкольного воспитания по организации деятельности ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семьи. Обоснование, цели, задачи, направления и содержание работы....

    «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

    Консультация для педагогов ДОУ: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»...

    Проектная деятельность в образовательном учреждении

    экологический проект "дикие животные наших лесов и их подготовка к зиме (для детей 4-5 лет...

    Познавательно-исследовательский проект. В рамках всероссийского конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении" Международный день без бумаги «Как мы бережем ресурсы»

    Международный день без бумаги«Как мы бережем ресурсы»Презентация к проекту[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...