Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ермолаева Юлия Анатольевна

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, деятельному и завершающему этапам работы. В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с системной паутинкой по проекту, информационной картой. В пособии можно ознакомиться с подбором экологических игр по теме "животные", игр-имитаций, этюдов, подвижных игр, игр на развитие речи, художественным словом и т.д. Проект рекомендуется проводить с детьми старшей и подготовительной групп детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II. Краткое содержание проекта «Братья наши меньшие»

Воспитатель высшей категории Ермолаева Ю.А.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: где лучше жить животным?

Планирование: выяснить, где живут разные животные.

Прогнозирование: вызвать интерес к животным, желание им помочь и оберегать

Исследовательская деятельность детей.

 Выяснить, почему животные делятся на следующие группы: травоядные, хищники, всеядные.

 Понаблюдать за животными в разной обстановке (дома, в зоопарке, в парке или лесу), предложить животным разную пищу: трава, хлеб, листья, орешки, мясо, колбасу.

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было хищников?»

Игровой прием

«Воспитатель предлагает забрать из леса белочку, потому что она потерялась»

Беседа «Где лучше жить животным»

Видеоряд «Дикие и домашние животные»

Чтение художественной литературы

Консультация для родителей «Что читать ребенку»

Наблюдение за любимцами, чтение художественной литературы, сбор наглядного материала по теме «Животные»

Партнерам: принять заказ на подготовку мультимедийной презентации «Звери в природе  и в зоопарке»

Деятельностный

: Выявить, как звери приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»

Фантазирование «Сказки о животных», театрализованная деятельность «Сказка о животных»

Игровая деятельность     «Ветеринар», «Зооклиника», «Зоопарк», «Кто где живет?», «Семья идет в зоопарк», «Строим Зоопарк»

Подвижные игры

ТРИЗ

Психогимнастика

Изодеятельность «Любимое животное в среде обитания»

Рассказывание по мнемотаблицам, коллажам, фотографиям, открыткам.

Ручной труд из бросового материала

Создание микроландшафтов «Север», «Лес», «Африка», «Домашние животные» (по выбору детей и по подгруппам)

Беседа «Кому где лучше жить»

Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить..»


Презентация «Домашние и дикие животные»

Моделирование проблемных ситуаций

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Животные»

Рекомендации родителям о оформлении фотоальбомов

Беседа «Кому где жить лучше»


Папка-передвижка для родителей «Книги для вашего ребёнка».

Посещение Зоопарка, подготовка к совместной выставке «Мой любимец», оформление и презентация фото-альбомов,

Мультимедийная презентация детского лектория «Звери в природе и зоопарке»

Завершающий

Уточнить представление  об отношении человека к животным: все животные существуют сами по себе, а не для человека и его потребностей. Он и животное похожи, но у человека есть разум. Он человек разумный, поэтому старший брат.

Подготовка к КВНу (Викторине, Поле чудес) «Кругосветное путешествие»

Придумывание «экологических знаков»

Дидактические игры «Экологический светофор», «Что не так», «Исправь ошибку»

Рисование «Что можно, что нельзя человеку в природе»

Участие в КВНе (Викторине, «Поле чудес»)

Презентация своей работы

 Игровой прием «Письмо от братьев меньших»  Беседа: «Как вы думаете, от кого письмо»

Подбор дидактических и развивающих игр на тему «Охрана природы»

Чтение стихов о животных

 Подбор классической музыки  на темы «Животные» (С.Санс «Карнавал животных»,  С.Прокофьев «Петя и волк», П.Чайковский «Лебединое озеро»)

Организация коллективной работы «Природоохранная картина»

Рисование и придумывание рассказов на тему «Что можно. Что нельзя животному»

Поделки из бросового материала «Чистая планета – чистый дом людей и животных»

Участие в КВНе (Викторине, поле чудес) «Кругосветное путешествие)

Рефлексия. Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.



Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение к проекту.

1. Художественное слово: фольклор, скороговорки, сказки народов России, сказки народов разных стран,  рассказы: животные жарких стран, животные Севера, животные леса, домашние животные, загадки, считалки  (приложение № 1).

2. Игры: игры на развитие речи, игры – имитации, этюды, экологические игры, подвижные игры ( приложение № 2).

3. Физическое воспитание: комплексы ОРУ, физминутки, подражательные  движения, сценарий физкультурного досуга «Выручаем Айболита» (приложение № 3).

4. Итоговое мероприятие. Сценарий  КВН  для подготовительной группы «Кругосветное путешествие». Вариант для старшей группы «Поле чудес». (приложение № 4).

5. ИКТ. Презентация ГДОУ д/с № 43 «Дикие и домашние животные», ссылки на сайты презентаций (приложение № 5).

6. Иллюстрации животных и фотографии (приложение № 6).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

 Художественное слово.

1. Фольклор.

***

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

***

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот так подбодрись.

***

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

-Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите:

Я не ваш, я ушёл.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый,

Ушки жмёт, ушки жмёт.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Вмимолёт, вмимолёт.

-Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш, я ушёл.

***

Заяц Егорка

Свалился в озёрко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

***

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

-А что в кузовочке?

-Лесные грибочки,

Грибочки - гнездочки

Для сына, для дочки.

***

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

-Зачем ей хворост?

-Печь топить.

-Зачем ей печь?

-Обед варить.

-Зачем обед?

-Гостей кормить.

-А гости кто?

-Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

***

Сегодня целый день

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Шубку подшивает,

Сер медведь,

Старый дед,

Сапог подбивает.

А сорока - белобока

Мошек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Метёт метёлкой.

Кошка лыки дерёт,

Коту лапотки плетёт.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

2. Скороговорки

У ежа и ёлки иголки колки.

На возу коза, под возом лоза.

- Бежит лиса по шесточку:

Лизни, лиса, песочку!

Стоит воз овса,

Возле воза овца.

Пыхтит, как пышка,

Пухлый Мишка.

Медвежья колыбельная (латышская)

Баю бай-бай, Медведевы детки,-

Баю бай-бай,

Косолапы да мохнаты, бай-бай.

Батя мёд ушёл искати,-

Баю бай-бай,

Мама ягоды сбирати, бай-бай.

Батя тащит соты-мёды,

Баю бай-бай,

Мама ягодок лукошко, бай-бай.

Кто оленюшке, кто медведюшке,-

Баю бай-бай,

В лесе колыбель повесил, бай-бай.

Вышли воины удалые, баю бай-бай,

Небаюканы, нелюлюканы, бай-бай.

3. Сказки народов России

Колобок.

Снегурушка и лиса.

Козлятки и волк.

Как коза избушку построила.

Волк и семеро козлят.

Теремок.

Лиса - лапотница.

Кот, петух и лиса.

Маша и медведь.

Лиса и заяц.

У страха глаза велики.

Лиса и журавль.

Хитрая лиса (корякская).

 

4. Сказки народов разных стран

Два жадных медвежонка (венгерская).

Храбрец – молодец (болгарская).

Лесной мишка и проказница мышка (латышская).

Почему у месяца нет платья  (сербская).

Лиса-нянька (финская).

Рукавичка (украинская).

Петух и лиса (шотландская).

5.Животные жарких стран.

Ф.Крозе Маленькая обезьянка.

Р.киплинг. Сказки. Слонёнок.

                                  Откуда у носорога шкура.

                                  Отчего у верблюда горб.

Е.Чарушин. Глупые обезьянки.

Книжка с наклейками. Худ.Н.Приходкин. Кто живёт в Азии.

                                                                         Кто живёт в Африке.

                                                                         Кто живёт в Австралии.

6. Животные Севера.

Г.Снегирёв. Отважный пингвинёнок.

                      Морской леопард.

                       К морю.

                       Пингвиний пляж.

Книжка с наклейками. Худ.Н.Приходкин. Кто живёт на полюсе.

7. Животные леса.

Е.Чарушин. Сорока.

                     Лисята.

                     Мишки.

В.Лебедев. Бобриная правда.

                    Долг платежом красен.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка.

С.Образцов. Зайчонок.

В.Чаплина. В нашем лесу.

Н.Сладков. Лесные сказки.

М.Пришвин. Медведь.

                       Лесной хозяин.

Книжка с наклейками. Худ.Н.Приходкин. Кто живёт в России.

                                        Ёж.

                                        Лоси.

                                        Лисичкин хлеб.

                                         Гости.

Е.Носов. Хитрюга.

Г.Скребицкий. Ушан.

                           Заботливая мамаша.

                           Пушок (ёжик).

                           Воришка (белка).                                        

М.Быкова Где ёжик?

Л.Толстой. Как медведя поймали.

К.Коровин. Белка.

В.Бианки. Теремок.

В.Степанов. Самый серый.

                      Самый косолапый.    

                      Самая пушистая.

8. Домашние животные.

Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой.

                     Тюпа маленький.

                     Пунька и птицы.

                     Томка.

                     Как Томка научился плавать.

                     Томка испугался.

                     Томкины сны.

                     Волчишко.

                     Лесной котёнок.

                     Страшный рассказ.

                     Олешки.

В.Чаплина. Наш друг собака.

С.Образцов. Дружок.

О.Тарутин. Верные лапы.

М.Пришвин. Лисичкин хлеб.

В.Бианки. Лупленый бочок.

К.Коровин. Мои собаки.

К.Ушинский. Бишка.

Л.Толстой. Котёнок.

9. Загадки

Через поле напрямик

Скачет белый воротник. (заяц)

Ходит по лесу легко,

Рога раскинув широко. (лось)

Летом гуляет,

Зимой - отдыхает. (медведь)

Уши чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком.

У двери она лежит,

Домик деток сторожит. (собака)

10. Считалки.

- Заяц белый,

  Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

Ёжик, ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1. Игры на развитие речи.

Доскажи словечко

Он решил, что он жираф,

И ходит голову задрав.

Говорят, из разных блюд

Лишь колючки ест …..(верблюд)

***

Добродушный, толстокожий

На воздушный шар похожий

Или серенький диван

Как зовут?…..(гиппопотам)

***

Апельсины и бананы

Очень любят…..(обезьяны)

***

Ёжик вырос в десять раз

Получился…..(дикобраз)

***

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну конечно, это он!

Ну конечно, это…..(слон)

***

Кто один имеет рог?

Отгадайте…..(носорог)

***

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход.

Кто б на встречу ни поплыл

Всех проглотит…..(крокодил)

2. Игры – имитации. Этюды.

Смелый ежик

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры: взрослый объясняет, как ежик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть. Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках. Когда взрослый показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно. Некоторым детям сложно соблюдать условие, им напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки.

   

Рычи лев

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть все рычат. А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем спят.

3. Экологические игры.

Дидактическая игра «Кто что даёт»

Цель: 1. Развивать умение группировать, обобщать.

           2. Закрепить представления о пользе домашних животных,

Материал: Набор бумажных домиков с изображением домашних животных и того, что даёт это животное (за дверьми домика): набор мелких картинок (шерсть, молоко, масло)

Ход игры:  Каждому ребенку даётся домик с изображением животного, Воспитатель по очереди показывает мелкие карточки. Кому они подходят, забирают их в свой домик. Выигрывает тот, кто в конце игры не пропустил карточки.

         

Дидактическая игра "Исправь"

Цель: 1. Воспитывать желание помочь природе.

           2.Упражнять детей в выявлении закономерностей природы, установлении причинно-следственных связей.

           3.Развивать внимание, умение сравнивать, находить общее и отличное в картинках,

Материал: Набор картинок с изображением неполадок в природе (машина, смывающая грязь в озеро; дым с завода над лесом; труба завода, спускающая грязь в реку; костёр в лесу ...); отрицательных эмоций объектов природы (печальные рыбы, утки, плачущая ель, зайчик ...).

А также набор картинок меньшего формата с изображением той же части леса, озера, поля, но без неполадок в природе (без мусора, костра, грязи в озере ...) и с положительными эмоциями объектов природы (улыбающаяся ель, цветы, рыбы, зайчик, дерево без повреждений).

Правила игры:

Воспитатель (ребенок) показывает  картинку с неполадками в природе, предлагает найти, что на ней плохо, почему?  Найди маленькую картинку так, чтоб она подошла к  твоей и исправила все неполадки. Расскажи, что получилось, почему ель, цветы улыбаются?

«Лесовичок»

Цель: 1. Упражнять детей в установлении связи - эмоции и поведение в природе, различении эмоции: печаль, радость, удивление, испуг, слёзы.

          2. Развивать умение сравнивать, внимание.

          3.  Воспитывать желание гуманно относиться к природе.

Материал: Силуэт Лесовичка; модели эмоций (печаль, слёзы, радость, удавление, испуг). Картинки с изображением поведения детей в лесу (дети смотрят на ежа, несут его домой, рвут растения, собирают грибы, дети заблудилась в лесу).

Правила игры:

Воспитатель показывает детям картинку с изображением детей в лесу и предлагает найти личико для Лесовичка. Объяснить, почему подобрали такое личико.

Дидактическая игра "Маски зверям на карнавал»

Цель: Упражнять в умении сравнивать, находить похожие изображения лиц / мордочек животных по эмоциям: радость, грусть, удивление, испуг, сердитая ...

Материал: Набор картинок с изображением животных в разном эмоциональном состоянии (сердитый волк, печальная белка ...) - картинки с изображением сказочных персонажей.

А так же набор масок (модели эмоций - сердитая, печальная, веселая , удивлённая, испуганная).

Правила игры:

Воспитатель показывает картинку новогоднего карнавала. Какие звери прижли на ёлку ещё? Какие они? Подберите им маски с таким же выражением. Кто из зверей весёлый? Назови всех сердитых. Сколько печальных масок?

Дидактическая игра "Найди хозяина"

Цель:   1. Развивать умение сравнивать эмоции, подбирать одинаковые лица, группировать.

            2. Упражнять в установлении причинно-следственных связей.

Материал: Набор картинок с изображением детей (разные эмоции: печаль, радость, удивление, испуг ...) и с изображением кошки, собаки.

Набор разрезных картинок (девочка и кошка, мальчик и щенок - умываются, спят, играют ...).

Правила игры:

Воспитатель показывает изображение ребенка на картинке. Детям предлагается найти его питомца, объяснить, почему так подобрали. Объяснить, почему хозяин и его питомец радуются, грустят... . В случае затруднения найти среди разных картинок те, где ребенок и его питомец радуются, испугались ... и почему).

Дидактическая игра "Подбери следы "

Цель:   1. Развивать внимание, память.

            2. Развивать умение сравнивать, группировать.

Материал: Набор картинок зверей и птиц с пустыми окошками (заяц, белка, медведь, рысь, волк, гусь, чайка, мышь, голубь, воробей, лось ..,).

Набор картинок с изображением следов (человек, чайка, медведь, воробей, голубь, рысь, лось и т.д.).

Ход игры:

1 вариант:   Детям раздаются картинки животных (по 3 штуки и более)

Назови, какие у тебя животные. Воспитатель показывает следы; у кого подходящее животное, ставит следы в свободное окошко на карточке, объясняет, почему эти следы данного животного.

2 вариант:   Детям по очереди показывают карточки животных (6-10шт.) или одновременно за 0,5 сек. Предлагается мысленно сфотографировать животных.

Затем картинки убираются.

Ребенок должен назвать животных и  найти нужные следы (результат проверяется после выкладывания ряда животных).

Дидактическая игра "Кто что ест"

Цель:  1. Упражнять в установлении причинно-следственных связей.

            2. Развивать внимание

1 вариант:  Материал: Картинка с изображением, что едят (в центре) и кто ест (но краям). Предлагается провести стрелки, кто что ест. Если всех соединили, то в игре всё провели правильно.

2 вариант:   Материал: Набор картинок животных и растений.

1 вариант:  Ход игры: Детям раздают картинки. Предлагается выложить ряд: кто что или кого ест. Начинает воспитатель (с начала или конца пищевой цепочки). Дети делают по одному ходу. Если карточка не подходит, ход пропускается. Игра закончена, когда все карточки выложены.

2 вариант:  Ход игры: Детям раздаётся одна часть карточек (кто ест).

Воспитатель показывает вторую часть карточек (что едят). Кому нужна эта карточка, забирает её и ставит рядом со своей в свободное окошко.

4. Подвижные игры.

Игра «Плавает, летает, рычит»

Цель:   Игра развивает  зрительное  и  слуховое внимание, память.

Дидактический материал  —   карточки   с   изображениями  птиц,  зверей,  рыб;  бубен.

Ход игры:  Дети вместе с педагогом становятся в круг – педагог объясняет и показывает им, как можно изобразить то или иное движение: рыба - плавает, птица - летает, зверь-  идёт, ползёт, прыгает.

Затем   педагог   показывает   одну   из   трех   картинок: рыба, птица, зверь, а дети самостоятельно имитируют действия,  характерные для рыбы, птицы или зверя. При смене картинки педагог ударяет в бубен.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 КВН «Кругосветное путешествие».

Задачи:

Обобщить представление детей  о жизни  зверей в экосистемах: лес средней полосы, жаркие страны – пустыня, саванна, тропический лес, северный полюс.

Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи о внешнем виде животного и среды обитания, взаимосвязи зверей в экосистеме

Развивать производное внимание, операции мышления, связную речь, используя вопросы поискового характера, игровые упражнения.

Обобщить представление о правильном представлении в природе.

Развивать любознательность.

Воспитывать умение соблюдать правила игры КВН, работать в команде.

Ход:

Вход  в зал под музыку «Усатый нянь».

Ведущая:

Сегодня мы проводим КВН. КВН- это веселое соревнование. В зале собрались веселые и находчивые ребята. Мы отправляемся в лесное путешествие. В соревновании примут участие 2 команды. Команда мальчиков  - «Знайки». Капитан команды. Команды девочек – «Умницы». Капитан команды. Оценивать соревнования будет опытное и знающее жюри. Болельщики, поддержите свои команды аплодисментами.

Начинаем наше соревнование с приветствия команд.

Команда «Знайки»:

Мы смекалку очень любим.

«Знайки» рады обещать,

На вопросы все мы будем

По порядку отвечать.

Мы сейчас вам обещаем

И не в шутку, а в серьез,

Если только проиграем,

Потекут ручьи из слез.

Комнада «Умницы»:

Мы собрались здесь, друзья, чтобы КВН начать.

На остроумные вопросы,

Будем быстро отвечать.

Перед началом соревнования мы проведем разминку. Вопросы командам:

Кто из зверей лучший строитель. Какие звери умеют летать?

Кому из зверей хвост помогает при полете? Кто из зверей не умеет ходить?

Кто из зверей впадает в спячку? Кто питается только рыбой?

Кого можно назвать хищником? Кого называют грызунами?

Проверим физическую подготовку команд.

Игра «Повтори движения»

Оценка жюри.

Следующий конкурс  - домашнее задание.

Каждая команда приготовила для соперников загадки о зверях. Песню.

Оценка жюри за домашнее задание.

Ведущая: Ребята, на чем мы отправимся в кругосветное путешествие?(ковер-самолет)

Первая остановка – Мы прилетели в лес нашей полосы.

Появляется взрослый – Пэппи Длинныйчулок с шариком, магнитофоном и рогаткой.

Пэппи: Ой, как я удачно приземлилась! А куда это я попала?

Ведущая: В детский сад, на КВН.

Пэппи: Яблоневый сад знаю, ботанический знаю, а детский сад – не знаю. Что это за КВН у вас?

Ведущая: Это клуб веселых и находчивых ребят. А ты кто такая?

Пэппи: Я великая путешественница Пэппи Длинныйчулок. Я первая полетела в путешествие на воздушном шаре, оделась потеплее, взяла все, что нужно. Возьмите меня в КВН.

Ведущая: Ну что, возьмем Пэппи в игру? Давайте поможем ей собраться в поход.

Игра – эстафета «Собери рюкзак».

Пэппи: А как же без оружия, вдруг там кто-то страшный?.

Ведущая: Давайте расскажем Пэппи, какие правила надо соблюдать в лесу, какие знаки мы придумали (знаки – поведение в природе, стихи к ним).

Пэппи: Я всё поняла, не буду брать рогатку, а из мусора можно что-нибудь смастерить.

Ведущая: Мы попросим болельщиков смастерить что-нибудь из мусора.

Ведущая: Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – Северный полюс.

Конкурс «отгадай по коллажу  зверя»

Конкурс болельщиков «нарисуй животное с закрытыми глазами»

Музыкальная пауза – танец «все вокруг стараются»

Ведущая: продолжаем наш полет на ковре – самолете. Мы подлетаем к Африке

Конкурс - эстафета «Кто где живет - «саванна и тропический лес».

Ребята в командах по очереди  переносят игрушки зверей в тропический лес и саванну, преодолевая препятствия.

Конкурс  - «Кто повесил объявления?»

Кому нужны игла, обращаться ко мне (дикобраз).

Очень скучно одному выть на луну, кто составит компанию? (волк).

Всем, у кого надобность в рогах, раз в год обращаться ко мне (олень).

Я самая привлекательная и обаятельная. Всех обману, вокруг пальца обведу (лиса).

Игра с мячом «Самый-самый».

Правила игры: кто поймает мяч, называет зверя, о котором я что-то скажу (говорит ведущая).

Самый Колючий (дикобраз)

             Ловкий

              Высокий

              Грозный

              ....

Конкурс «Найди зверя в слове»:

Банка – кабан

Колосья – лось

Волна – вол

Зонтик – кит, кот

Салон – слон

Наше путешествие закончилось!

Попросим жюри вынести оценку командам.

Заключительная песня.

Вручение медалей, призов.



Предварительный просмотр:

I Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 компенсирующего вида Калининского  района Санкт-Петербурга

Паутинка по проекту

«Братья наши меньшие»

Воспитатель высшей категории Ермолаева Ю.А.

Познание

(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская)

Проблемная ситуация: где лучше жить животным?

Выяснить, где живут разные животные.

Составление описательного рассказа «Животные леса».

Беседа-  обсуждение «Зачем зайка меняет шубку?»

Дидактические игры «Узнай животного по описанию», «Кто, что делает зимой».

РЭМП: Счёт порядковый и числительный в пределах10 туда и обратно.

Рассматривание картинок из серии «Ознакомление с окружающим миром».

Экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Кто едет в поезде?», «Чьи следы?».

Рассказывание по коллажам,  мнемотаблицам; придумывание сказки о животном по ряду картинок, предметов, по игрушкам в ряду.

Придумывание конца к рассказу о животных, сказки

Чтение художественной литературы

(ведущая деятельность – чтение)

Рассматривание книг о животных, энциклопедий с иллюстрациями.

Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Русские народные сказки «Рукавичка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль»,  «Зимовье зверей», «Иван-царевич и серый волк», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Сказки Р.Киплинга.

Малые формы: «Сидит белка на тележке», «Заяц Егорка», «Заинька походи…», «Идёт лисичка по мосту».

Стихи П.Воронько «Хитрый ёжик», С.Маршака «Цирк», Н.Костарёва «Бобёр», А.Блока«Зайчик».

Выставка книг «Животные в сказках», «Детские писатели о животных».


Коммуникация

(ведущая деятельность – коммуникативная)


Театрализация по сказкам «Лиса и волк», «Котофей Иванович», «Лиса и дрозд»; театр на фланелеграфе «Рукавичка», плоскостной театр, театр на руку.

Беседы о приспособлении животных к окружающим условиям, поведение человека с животными, о своих любимцах.

Экскурсии выходного дня в Зоопарк, Зоологический музей.

Полезные советы животным (по сказкам)..

Разыгрывание историй с игрушечными зверями.


Психогимнастика «Если б я был…», «Покрутились, покрутились». Этюд «Испуганный лисёнок».

Социализация

(ведущая деятельность – игровая)

Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека» (дельфины, собаки, слоны).

Обсуждение в кругу друзей похода в зоопарк.

Составление совместно с родителями фотоальбома  с фотографиями детей и животных.

Зарисовки сценок, наблюдений.

Дидактические игры: «Помоги  животным найти свой дом», «Знаки природы», «Подкорми зверей зимой».

Рассматривание репродукций картин.

Игра-задание «Нарисуй животного и составь о нём рассказ».

Р/и «Дети и звери», «Помоги природе», «Дети, бабочки и цветы», «Экологический светофор», «Что бы было, если…».


Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Доктор Айболит».

Труд

(ведущая деятельность – трудовая)

Ручной труд: оригами, работа с природным материалом, с картоном на тему «Заюшкина избушка», изготовление масок животных.

Конструирование животных из ЛЕГО, мозаики, «Геометрика», с помощью оригами, из бросового материала.


Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Беседа об уходе за животными, как чистить клетку, кормить, необходимость ухода независимо от своего настроения.

Р/и «Что любит зверёк».

Выкладывание модели – последовательность ухода за животными (по картинкам).

Прогулки в парке, лесу с родителями. Предложить покормить белок.


Сделай книжку своими руками. «Исчезающий вид».

Конкурсная выставка работ сделанных своими руками.


Безопасность

(интеграция разных видов деятельности)

Просмотр и чтение литературы «Как вести себя в зоопарке», «Почему нельзя кормить зверей в зоопарке».

Беседы: «Встреча с диким животным в лесу» (что делать, если нашёл бельчонка, ёжика, встретил лося); «После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»; «Игры с животными».

Р/и «Экологический светофор», «Дети и звери», «Маски зверям на карнавал».

Ширма для родителей «Если дома появился зверёк».







Здоровье

(интеграция разных видов деятельности)

Беседы «Что ведёт к гибели зверей и болезням людей?», «О вреде загрязнения окружающей среды», «Гигиена животных».

Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем мы отличаемся».

Р/и «Исправь состояние в природе», «Экологический светофор»,  «У зверей и у людей» (с мячом), « Кто как умывается», «Питание зверят». «Витамины в нашей жизни», «Заботимся о глазах»,






Физическая культура

(ведущая деятельность – двигательная)

Тематическая утренняя гимнастика «Утро в лесу», «На солнечной полянке», «Мишка просыпается».

Подвижные игры «У медведя во бору», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и лиса», «Бездомный заяц», «Охотники», «Два медведя», «Лиса и куры», «Скачут зайцы...», «Белки на дереве», «Заяц и волк», «Зайка беленький сидит», «Крокодилы».

Игры – имитации;

ОРУ с подражательными движениями;

Упражнения в стихах; Различные виды ходьбы, имитирующими ходьбу животных;

Хороводные игры;

Физминутки;

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательные упражнения.

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Ширмы – передвижки «Если дома появился зверёк», «Я - человек», « Воспитание доброты».

Библиотека для родителей: энциклопедии, книги о природе, статьи о воспитании доброты в детях.

Совместные прогулки с ребёнком в парк, лес, зоопарк.

Составление рассказов по предложенной тематике.

Альбом фотографий «Я и мой питомец».


Субботник на территории детского сада для сотрудников и детей с родителями.

Выставка животных из природного материала для родителей.


Открытый вечер досуга.

КВН «Кругосветное путешествие» (вариант – «Поле чудес», викторина).



Художественное творчество

(ведущая деятельность – продуктивная)

Рассматривание картин «Белка и куница», «Зайцы в лесу», «Обитатели Африки», «Северный полюс».


Рисование – лесные звери, звери Африки, звери Севера, мой любимец;

Рисование сказочных сюжетов «Заюшкина избушка», «Колобок».

Аппликация из ваты «Зайка в зимней шубке», из ниток «Лесные жители».

Лепка животных, по сказкам «Три медведя»,  «Лиса и волк», «Лес, где живут звери», «Пластилиновая сказка».

Народно-прикладное искусство «Знакомство с Богородскими и Каргопольскими игрушками».

Рисунки на тему «Планета – наш общий дом», «Как вести себя в лесу».


Природоохранная картина «Чистая планета – чистый дом животных и людей».

Микроландшафт «Север», «Африка», «Лес», «Дом».

Музыка

(ведущая деятельность – музыкально-художественная)

Музыкальные игры.

Ритмопластика: лиса, волк, жираф и т.д.

Танцы.

Игры-имитации.

Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как поёт».























Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)


Беседы об умывании (дети, звери), питании (звери, люди), значении сна (для людей, животных), движений (люди, животные).

Чтение стихов: «Круглый кот», «Кто какой умывается водой», «Носик, умойся», «Барсук и кора».








Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Полное название проекта  «Братья наши меньшие»

Автор проекта:

Ермолаева Ю.А.,  воспитатель

Продолжительность проекта 1 месяц

Тип проекта исследовательский

Участники проекта:  дети, педагоги, родители

Возраст детей  5-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен

проект:  Выяснить, где лучше жить зверям: в зоопарке или в природе?

Цель проекта: Расширить знания детей о том, как жизнь зверей зависит

от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются.

Задачи проекта:

-  Для детей:

Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.

В совместной деятельности распределить животных на несколько групп (хищники, травоядные, всеядные; животные Севера, Юга, Средней полосы).

Упражняться в установлении связей: внешний вид животного и среда обитания.

Выяснить, где зверям живется лучше.

Использовать представления об образе жизни животных при составлении сказок, рассказов, писем, фантазировании.

Упражняться в выстраивании пищевых цепочек в экосистеме, используя представления  о пищевой зависимости зверей.

Совершенствовать навыки рисования животных, создания миниландшафтов.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

- Для педагогов:

Продолжать формировать представления о понятии «животные», видах животных.

Систематизировать представления о месте обитания животных, способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью животных и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни зверей).

Развивать речь - доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках животных.

Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование.

Воспитывать экологически - правильное отношение к природе (животные – часть природы, существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, звери чувствуют  боль, радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним).

- Для родителей:

Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью животных в разных условиях жизни.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

- Для социальных партнёров:

Вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр мультимедийной презентации «В природе»,  «Зоопарк».

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

КВН при участии родителей

Название итогового мероприятия проекта:

«Кругосветное путешествие»

Продукты проекта:

- для детей: микроландшафты, рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы

- для педагогов:  презентация

- для родителей: портфолио

- для социальных партнеров: мультмедийная презентация

Ожидаемые результаты по проекту:

- Для детей

Развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), иметь первичные представления о природе.

- Для педагогов

Обобщение опыта работы с детьми по теме: «Братья наши меньшие».

- Для родителей

Развитие навыков взаимодействия с ребенком.

-Для социальных партнеров

Развитие навыков взаимодействия с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

учебно-методическое пособие. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста по ПДД "Азбука дорожного движения".

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения»Цель: Закрепление умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуаци...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Учебно-методическое пособие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста: Лэпбук "Светофор"

Лэпбук "Светофор" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14838341","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Основа Лепбука - картон, обши...

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...


 

Комментарии

Ермолаева Юлия Анатольевна

учебно-методическое пособие по проектной деятельности.