Доклад на тему: "Детское экспериментирование в раннем и младшем дошкольном возрасте"
материал (младшая группа)

Зубарева Наталья Викторовна

Детское экспериментирование в раннем и младшем дошкольном возрасте". Цель детского экспериментирования: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Детское экспериментирование в раннем и младшем

дошкольном возрасте»

Подготовила воспитатель:

Зубарева Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2014 год

Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. И бесспорно, игра является той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства.

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.

Детям дошкольного возраста присуще наглядно действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры-эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности.

Игры-эксперименты в раннем и младшем дошкольном возрасте –  это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребёнка. В игре 4-5-летнему ребёнку даётся определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит ребёнку экспериментировать в заданных условиях. И учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, то в процессе экспериментирования ребёнок должен получить ответы на все интересующие его вопросы.

Игры-эксперименты необходимо использовать с учётом следующих факторов:

- возраст детей, имеющийся опыт, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания игр;

- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

Цель детского экспериментирования: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать познанию детьми окружающего мира и становлению целостной картины мира.
  2. Формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит.
  3. Развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы.
  4. Развивать и активизировать речь детей (достань, придвинь, сделай, лови, сачок, черпачок, таз и т.д.), умение понимать простые предложения (лови рыбку, сыпь песок, лей воду и т.д.), умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
  5. Развивать наблюдательность.
  6. Формировать координацию движений, развивать глазомер.
  7. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  8. Обогащать и развивать чувства ребёнка, воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
  9. Воспитывать настойчивость, направленность деятельности.

Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности:

  • Тема должна соответствовать возрасту ребёнка, должна быть  интересна ему и увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
  • Воспитатель должен планировать деятельность, точно сформулировав вопросы, задачи и последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети ранней, младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментирования для детей раннего возраста 

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность и соответствие возрасту и уровню развития детей;
  • доступность расположения.

Центр «Песок – вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии детей раннего возраста. Речь идет о самодеятельной игре - экспериментирование с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова строить.

Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

Центр воды и песка располагается рядом с уголком природы и включает в себя: передники из клеёнки, резиновые коврики, ведерки, лопатки,  лейки, ситечки, грабли, различные формочки, мерные ложки, мерные стаканчики, стаканчики с разными отверстиями, губки и мисочки, игрушки мелкие для закапывания ; рыбки, уточки, черепашки, дельфины, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные);  сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), прозрачные стаканчики,  лодочки,    плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы), подносы, разные виды круп (манка, мука, греча), камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет), шишки, жёлуди, ракушки, мох,  разные виды бумаги и ткани, растения, календарь погоды, иллюстрации, звукозаписи.

С двух лет детей можно знакомить со свойствами и качествами, постепенно приобретая различные предметы: разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, зеркальца, электрические фонарики, магнитные игрушки); игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые), мягко набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны); трубочки для продувания, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); «Волшебный мешочек», наполняемый  предметами и игрушками.

Содержание уголка экспериментирования

для детей младшего и среднего возраста 

- книги познавательного характера для определённого возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, ракушки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";  а в средней группе это может быть в виде мини-музеев (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);

- глина;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- семена бобов, фасоли, гороха;

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям определённого возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- в средней группе - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука); карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

   Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится  ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение:  найди следы осени, найди самое низкое место на участке.


            
В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении чётко выразить свою мысль. У детей активизируется речь, обогащается словарь, они начинают рассуждать, пробуют высказывать гипотезы, у детей развивается диалогическая речь,  они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Также в  развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций.

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, ладошками, штампами, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Преимущество использования нетрадиционного рисования в том, что оно позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав и возможности.

             В музыкальной деятельности  процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию  интеллектуальной компетентности. Дети учатся различать звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в прослушивании и узнавании  различных звуков (животных, природы, города),  в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.  

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения экспериментов  постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

           Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Они помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения, умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры: «Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы».  

Проектная деятельность дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и  искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью воспитателя и родителей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Например, «Новогодняя елочка», «Наши мамы», создание книг на разные темы и т.д. Они  вызывают большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимаются сбором информации, подборкой иллюстраций, фотоматериалов, чтением специальной литературы. В более старшем возрасте,  активные и любознательные дети могут проявить себя в исследовательских проектах «Почему кора на деревья трескается?», «Где зимуют божьи коровки?».

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ воспитания и обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и он является методом повышения самостоятельности детей. Экспериментирование даёт предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является одним из ведущих видов деятельности воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Доклад по теме: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста "

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализировать психо...

Доклад по теме: "Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализиро...

Консультация для воспитателей "«Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»"

Данная консультация поможет воспитателям грамотно и методически правильно подготовить условия и провести детское экспериментирование....