"Организация детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Кучина Татьяна Тимофеевна

Выступление на медико - педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Белочка»

Выступление на медико-педагогическом совете

 «Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»

https://static5.depositphotos.com/1007989/401/i/950/depositphotos_4010084-stock-photo-volcano-project.jpg

Подготовила: воспитатель: Кучина Т.Т.

г. Бердск, 2022г.

Китайская пословица гласит – «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем возрасте, поначалу представляя собой как будто бесцельное экспериментирование с веществами и игрушками.

В ходе такого экспериментирования ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны: различать предметы по цвету, размеру, форме и т.д., а также овладевает простыми орудийными действиями.

Задача воспитателя помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Экспериментирование – является методом практического целенаправленного воздействия, открывает возможность формировать собственный жизненный опыт.

Дети очень любят экспериментировать. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Это объясняется еще и тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он претендует на ведущий вид деятельности, а в первые три года –  является практически единственным способом познания мира.

Опыты — это наблюдения, которые проводятся взрослыми в специально организованных условиях. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем мире, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять.

Экспериментирование в дошкольном возрасте может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту.

С детьми 2-3 лет можно и нужно начинать экспериментировать с окружающими объектами: песком, снегом, водой и др., которые ребенок может подержать в руках, потрогать, понюхать, попробовать. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Развивающая среда обогащается более сложными объектами, необходимо создать условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это - основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности ребенка в целом. В этом возрасте дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Дети уже способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно ребенок переходит в следующий период - период любопытства («А что там?»). Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.  На четвертом году жизни у детей  возникает наглядно-образной мышление. Ярко проявляется любопытство, они начинают задавать многочисленные вопросы.

В процессе экспериментирования я стараюсь не сообщать знания в готовом виде, а помогаю детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Я помогаю малышам продумать методику проведения опыта, даю советы и рекомендации, вместе с ними осуществляю необходимые действия. Дети этого возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы иногда предлагаю ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Начинаю привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая наводящие вопросы. http://ds40.baranovichi.edu.by/ru/sm.aspx?guid=50543

При проведении экспериментирования следует всегда помнить: 

  • что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком,
  • эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей,
  • проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.
  • Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность, в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенку слов.

Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при зарисовки увиденного эксперимент приобретает завершённость, поэтому результаты экспериментирования я схематически фиксирую сама в присутствии детей и понятными для них символами или картинками.

В этом возрасте нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Все эксперименты проводит воспитатель вместе с детьми. В процессе экспериментирования я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость... Играю с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе пробуем делать элементарные выводы. В работе с детьми раннего возраста я всегда  сочетаю показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравниваем сходные предметы по внешнему виду, используя опыт практической и игровой деятельности.

Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме, такие как игры-эксперименты.

Важно помнить, что при организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего  и младшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей, поэтому:

- Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.

- Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.  

В результате экспериментирования у детей формируется представления:

  • о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
  • о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  • о способах исследования объекта.
  • о предметном мире.
  • развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).
  • формируется умения строить причинно-следственные связи, что позволяет в младшем дошкольном возрасте детям легко подойти к возрасту «Почемучек».

Количество проводимых опытов в раннем и младшем дошкольном возрасте может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Для проведения экспериментирования у нас в группе имеется:

  • все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
  • предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.),
  • пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки,
  • для экспериментирования с ветром - воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
  • мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, верѐвочки.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, анализ, классификацию, обобщение; стимулирует познавательную активность и любознательность. В ходе опытно - экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы,  с помощью взрослого устанавливать причинно - следственные связи, соблюдать правила безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...

"Организация детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста".

Этот материал предназначен для родителей и педагогов. Он знакомит с ролью экспериментирования в развитии младших дошкольников, с содержанием и принципами организации данного вида деятельности....

Консультация для воспитателей "«Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»"

Данная консультация поможет воспитателям грамотно и методически правильно подготовить условия и провести детское экспериментирование....

Организация питания детей раннего и младшего дошкольного возраста .

Организация питания детей раннего и младшего дошкольного возраста ....

Доклад на тему: "Детское экспериментирование в раннем и младшем дошкольном возрасте"

Детское экспериментирование в раннем и младшем дошкольном возрасте". Цель детского экспериментирования: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ...