Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».
материал на тему

Шаброва Ольга Александровна

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательном стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам она относит совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

       

На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

 

Проектная деятельность - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательном стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам она относит совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

       

На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при  активном участии  дошкольников в  планировании   всех этапов реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Важнейшим свойством деятельности является ее предметность. При ознакомлении  с окружающей природой, предметом деятельности детей являются объекты живой и неживой природы (растения, животные, вода, воздух и др.), либо непосредственно воспринимаемые, либо отраженные в понятиях и представлениях. Деятельность с такими объектами осуществляется  детьми. Предметом деятельности педагога являются дети.

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание образовательного продукта, а на не простое изучение определенной темы. Дошкольники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного занятия до нескольких месяцев. При организации проектной деятельности мы учитываем возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность мы начинаем  постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей   группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы:

1этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности

2этап. Организационный. На этом  этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта.

3этап. Осуществление деятельности. Поиск     необходимой     информации,      сбор     данных,      изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов: творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными,  средней продолжительности и долгосрочные (несколько месяцев).

 Большое внимание  уделяют  экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. Решают задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей. Чтобы решить поставленные  задачи   можно действовать в нескольких направлениях:

- работа по самообразованию (изучение  литературы, Интернет-ресурсы,  подбор необходимого материала, оформление  уголков в помещении группы, дополнение  новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работа над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);

- работа с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

 К реализации проекта  привлекаются  родители  воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняют творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствует  развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Дети с большой охотой принимают участие в  подвижных играх , где каждый хотел попробовать себя в роли одного из персонажей игры.

 К концу проекта у детей формируются те или иные  представления ,  обогащается их словарный запас, дети  учатся бережно относиться к природе, охотно помогают ухаживать за комнатными растениями , активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

                         МБДОУ «Лямбирский детскмй сад № 2 «Родничок»

Выступление на педагогическом совете

На тему: «Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».

Подготовила: Шаброва О.А.

Воспитатель средней группы.

Лямбирь 2014-2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....

Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр

Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...

Презентация занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы

Дети знакомятся с характерными особенностями осени через разнообразные игровые ситуации.   Используется авторский литературный текст, помогающий детям воспринимать изменения, происходящие в ...

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой

Актуальность данного вопроса обусловило выбор данной работы: «Получение представлений окружающей природы как фактор сенсорного развития детей дошкольного возраста»....

Мастер- класс на тему " Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с основами экологии через театральную деятельность"

Цель мастер- класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театральную деятельность.Задачи: -...

Использование проектной деятельности в формировании и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка...