Использование проектной деятельности в формировании и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
проект (старшая группа)

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Использование проектной деятельности в формировании и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

                                                                                Составитель:

                                                 воспитатель 

                                                       Гостищева Людмила Александровна                                                        

2021г.

Оглавление

Актуальность проекта………….…………...……………………………………3

Проблема проекта…………………………………………………………………4

Тип проекта ……………………………………...………………………………..4

Обоснование проблемы………..………………………………………………….4

Цели и задачи проекта…………………………………………………………….4

Участники проекта………………………………………………………………...5

Целевая группа проекта…………………………………………………………...5

Продолжительность проекта………………………………………………….….5

Сроки реализации проекта…………………………………………………….….5

Основные формы реализации проекта……………………………………. ……5

Методы реализации проекта……………………………………………………..5

Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………….…5

Этапы реализации проекта……………………………………………………….6

Предполагаемый результат проекта……………………………………………10

Продукт проектной деятельности………………….…………………………...10

Презентация проекта……………………………….……………………………10

Актуальность

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя». В. А. Сухомлинский

           Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы.

        Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Именно поэтому я сочла необходимым освятить проект «Здоровый дошколенок».

        В соответствии с ФГОС ДО выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, иметь хорошую физическую подготовку. Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. В нашем физкультурном уголке большое разнообразие спортивного инвентаря: дорожки здоровья, кегли, кубики, обручи, гимнастические палки, мячи и многое другое.  Данный материал предназначен для детей 6 - 7 лет.          

       Создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

        Мой проект интегрирует следующие образовательные области: физическое,  речевое  и познавательное развитие. С детьми были проведены беседы, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмические занятия, релаксация, сюжетно – ролевые и подвижные игры.

Проблема проекта: недостаточное уделение внимания воспитателей и родителей по формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни;

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-игровой, оздоровительный.

Обоснование проблемы: родители недостаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охране и укрепление здоровья).

Цель проекта: создание оптимальных условий для организации двигательной активности воспитанников ДОУ в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, физминутки и физпаузы, прогулки) в условиях группового помещения с использованием оборудования и пособий спортивного уголка.

Задачи проекта:

- разработать примерное содержание оборудования физкультурно-спортивного уголка в группе и план работы воспитателя по организации двигательной активности с использованием предметов и оборудования спортивного уголка;

- способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию   двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка;  

- разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада;

- помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни;

- развивать самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную  активность дошкольников.

Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, дети.        

Целевая группа проекта: проект адресован детям подготовительной к школе группе.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Сроки реализации проекта: ноябрь.

Основные формы реализации проекта: беседы, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмические занятия, релаксация, сюжетно – ролевые и подвижные  игры, чтение художественной литературы, выставка спортивного оборудования, консультации для родителей.

Методы реализации проекта: игровые, беседы, опросы, наблюдения, анкетирование,  прогнозирование.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое: слайды «Будь здоров, дошколенок», художественная литература, спортивный инвентарь, фотоаппарат, магнитофон.

 Учебно  - методическое:

1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст]/ Э.И. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. – С.159

2. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст]/ Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1983. – С.143

3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]/ Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. – С.104

4. Нищева, Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики» [Текст]/ Н. В. Нищева. - Санкт – Петербург.: Детство – Пресс, 2010. – С. 213

5. Кенеман, А.В., Осокина, Т.И. Детские народные подвижные игры. [Текст]/ А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, «Владос», 1995. – С.224

6. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст]/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – С. 324

7. Осокина, Т. И., Тимофеева, Е. А., Руновая,  М. А.  «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений»  [Текст]/ Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Руновая. - М.:  «Мозаика-Синтез», 2010. – С. 187

8. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке [Текст]/ В.Г. Фролов. - М.: Просвещение, 1986. – С. 145

9. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news5891.html

Этапы проведения проекта

             I этап - подготовительный. Составление плана проведения проекта, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, подбор литературы, работа с методическим материалом, литературой по данной теме, сбор фотоматериала, создание условий, необходимых для реализации проекта.

            II этап - основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

            III этап - итоговый. Обобщение материалов проекта, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, подведение итогов работы, презентация о проделанной работе.

период

мероприятия

ответственные

Подготовительный этап

ноябрь

   

1-я    неделя

- анкетирование родителей;

- групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта;

 - консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».

- папка - передвижка «Спортивный уголок - это важно»;

- советы родителям по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности;

- рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни;

- дидактическое и методическое оснащение проекта.

воспитатели,

дети, родители воспитанников.

Основной этап

2-я неделя

- оздоровительные мероприятия с использованием спорт. оборудования

(утренняя гимнастика, динамические паузы, физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм);

- закаливающие мероприятия (ежедневно)

- беседы с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Чистота и здоровье»;

- профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);

- игры, направленные на формирование правильной осанки с использованием гимнастических палок;

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены»;

- беседы с детьми «Что я знаю о спорте», «Зачем необходима зарядка»;

- чтение художественной литературы:

- рассказы Бондаренко В. Н. «Где здоровье медвежье», Афонькина С. Б. «Как победить простуду» и «Полезная и вредная пища», Голявкина В. В. «Про Вовкину тренировку», Коростылева Н.Н. «Закаляемся»;

- стихотворения Тувима Ю. Л. «Босиком, босиком», Эдлина С. А. «Свежий воздух»,  Семенова В. А. «Витамины»,

Брешенкова П. М. «Режим дня» и др.

- рассматривание картинок по теме « Виды спорта», «Предметы личной гигиены»;

- подвижные игры «Водяной», «Иммунитет», «Перемена мест», и другие;

- артикуляционная гимнастика.

воспитатели,

дети

3-я неделя

 - воздушные ванны, гигиенические процедуры;

- хождение босиком по массажным дорожкам;

- Самомассаж стоп и рук;

- беседы с детьми «Как я буду закаляться»,

«Мой лучший друг – мяч»;

- оформление фотоальбома «Наше здоровье»;

- сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Поликлиника», «Овощной магазин» и другие;

- вечер подвижных игр с детьми;

- чтение стихов: Ивенина В.В. «Слово врача», Мошковской Э. М. «Рецепт». Черницкой И. И. «Витамины»,

Багряна Е.П. «Маленький спортсмен»,  загадки, пословицы, поговорки и другие произведения о здоровье;

- прослушивание песен про спорт, здоровье;

- анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание», «О здоровье детей»;

-памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»;

- фотостенд для родителей «Культура здоровья»;

-консультация для родителей «Оздоровление детей в детском саду»;

- подвижные игры  «Салки со скакалкой», «Эстафета парами», «Будь ловким» и другие.

Воспитатели,

дети,  родители воспитанников.

Заключительный этап

ноябрь

4-я неделя

- совместное с родителями создание плаката «Мы за здоровый образ жизни»;        

- оформление фотовыставки «Как мы используем спортивный уголок»;

- участие в смотре - конкурсе «Наш спортивный уголок».

воспитатели,

родители воспитанников,

дети

     

           Предполагаемый результат проекта:

1. Создание в группе новой развивающей среды.

2. Снижение заболеваемости и повышение уровня  здоровья детей на 25%.

3. Улучшение показателей уровня физического   развития воспитанников.

4. Заинтересованность  родителей  в совместной   двигательной  деятельности с детьми.

5. Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

6. Повышения процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности.

Продукт проектной деятельности:

1. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

2. Фильм - презентация о проделанной работе.

3.Обогащение уголка физической культуры.

4. Участие в смотре - конкурсе «Наш спортивный уголок».  

        Презентация проекта:

        В конце ноября в нашем саду прошел смотр-конкурс «Наш спортивный уголок», в которым мы приняли участие.  Воспитатели творчески и с энтузиазмом подошли к этому делу, благодаря этому у родителей возрос интерес к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.  

Здоровьесберегающая   среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...

Использование проектной деятельности в процессе организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей через использование проектной деятельности....

«Использование спортивных игр и упражнений на занятиях по плаванию как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Плавание - одно из эффективных средств закаливания ребёнка, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебан...

«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...