"Организация детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста".
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Олеся Геннадьевна Белянкина

Этот материал предназначен для родителей и педагогов. Он знакомит с ролью экспериментирования в развитии младших дошкольников, с содержанием и принципами организации данного вида деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста».

Задачи:

1. Формировать у родителей представление о роли экспериментирования в развитии младших дошкольников, о содержании и принципах организации данного вида деятельности.

2. Формировать практические навыки поддержки и организации экспериментальной деятельности.

С. Л. Рубинштейн писал: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

Традиционный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками состоит в погоне за определенными результатами. Вместе с этим очевидно, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, не результат, а путь к нему. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять.

Природа снабдила растущего человека невероятной любознательностью, сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Почему же дети далеко не всегда с удовольствием включаются в познавательный процесс? Ответ на этот вопрос легко найти, если понаблюдать за дошкольниками: они с увлечением порой часами рассматривают интересный им предмет, обследуют его при помощи разных анализаторов. Но взрослым эта деятельность не кажется значимой, так как не дает ребенку «точного» знания. И вместо «бесцельной» деятельности педагоги и родители организуют «полезные» знания – сообщают детям готовые знания, что порой вызывает у них активное сопротивление.

Говоря о способах познания, свойственных детям раннего возраста и младшим дошкольникам, педагоги нередко цитируют великого А.В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». При этом доля форм работы, обеспечивающих детям возможность познавать мир в соответствии с данным постулатом, традиционно катастрофически мала. Эффективность образования и его гуманизация возможны лишь в том случае, если взрослые перестанут настойчиво навязывать детям не свойственные им способы познания. Необходимо научиться всесторонне поддерживать те виды деятельности, которые «задуманы» природой для формирования в процессе развития детей опыта познания, взаимодействия, поиска. Для раннего и младшего дошкольного возраста такой деятельностью является предметное манипулирование и экспериментирование.

Термин «экспериментирование» в обсуждаемом контексте введен Ж. Пиаже. Проанализировав значение этой деятельности для детей и подростков, он доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а о его взаимосвязях с другими объектами.

Н.Н. Поддъяков дает такое определение: детское экспериментирование - это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей. Эта деятельность не задается заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает наиболее полный личный опыт экспериментирования.

Анализируя роль экспериментирования в развитии дошкольников, Н.Н. Поддъяков пришел к выводу о том, что в детском возрасте оно является ведущим видом деятельности. Доказательством данного положения множество:

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых, игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не диктуется взрослым, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Как показывают исследования ряда ученых, экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, приносит ему удовольствие. В процессе экспериментирования происходит накопление сенсорного и исследовательского опыта, развитие памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Желание рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умений и навыков.

Экспериментирование должно организовываться (поддерживаться) таким образом, чтобы активность самого ребенка была реализована в нем наиболее полно.

По форме организации детского экспериментирования выделяют индивидуальные и групповые, однократные и циклические (позволяющие увидеть динамику процесса) опыты. По характеру организуемых в ходе экспериментирования мыслительных операций выделяют констатирующие

(позволяющие выявить определенные свойства объекта или явления), сравнительные (нацеленные на сопоставление свойств разных объектов, одного и того же объекта во времени) и обобщающие (позволяющие выявить общие закономерности).

Являясь важным фактором развития дошкольников, детское экспериментирование, как было отмечено выше, имеет ряд особенностей на каждом возрастном этапе. Его эволюция непосредственно связана с развитием восприятия, мышления, памяти, познавательных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков ЗОЖ через экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой с...

Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование в работеприемов  экспериментированияс детьми младшего дошкольного возраста»...

Картотека игр-экспериментирований с детьми младшего дошкольного возраста

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.

Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....

Развитие экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста

экспериментирование способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира....

Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста

Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста ...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...