«Особенности организации и развития детского конструирования с детьми младшего дошкольного возраста: художественное конструирование. Бумага, природный материал»
методическая разработка (младшая группа)
«Особенности организации и развития детского конструирования с детьми младшего дошкольного возраста: художественное конструирование. Бумага, природный материал»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Соловушка»
Муниципального образования город Новороссийск
«Особенности организации и развития детского конструирования с детьми младшего дошкольного возраста: художественное конструирование. Бумага, природный материал»
Педагог первой квалификационной
категории: Манукян Соня Степановна
Цель: распространение педагогического опыта, побуждение педагогов к творческой активности.
Задачи: привлекать педагогов к созданию оптимальных условий для развития конструктивной деятельности, способствовать развитию творческих способностей воспитанников в соответствии с требования ФГОС дошкольного образования.
Как мотивировать малышей к конструктивной деятельности
Ключевая задача педагога, работающего с малышами, вызвать у них желание к созданию поделок. Я, как и большинство педагогов использую игровую мотивацию, поскольку роль игрушки в этом возрасте ещё очень велика. Увлеченный желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребенок принимает проблемную ситуацию, и действует в ней.
Часто на занятиях я обращаюсь к художественному слову, это помогает мне правильно направить и мотивировать детей на занятие и приобщает их к использованию художественных образов в повседневной речи.
Кроме того, особую радость и удовольствие ребёнок получает, когда в его руках оживает обычная еловая шишка или жёлудь. Поэтому готовые поделки мы обязательно обыгрываем с детьми.
А еще я часто хвалю малышей в процессе работы. Ведь у них еще не сформированы нужные навыки, и процесс конструирования проходит сложнее, чем у старших дошкольников.
Художественное конструирование
-Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
-Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: в совместной деятельности педагога и детей, и в самостоятельной деятельности.
-Обучать детей конструированию из бумаги мы начинаем во второй половине учебного года.
-Для организации конструктивной деятельности в группе должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда. ФОТО
Конструирование из бумаги
Для познавательного развития детей мы используем альбом с различными видами бумаги, дети рассматривают его, могут сами дополнять новыми видами бумаги, трогать, сравнивать и т.д.
Знакомим со свойствами бумаги: она бывает мягкая, жёсткая, гладкая, шершавая.
Во время занятий в игровой форме создаём условия для практического экспериментирования с бумагой. Путём практических действий определяем, что можно делать с бумагой: рвать, мять, создавать разные формы.
В конце таких занятий рассматриваем результаты деятельности детей с целью их «опредмечивания» (кто-то из детей рвал бумагу, получились длинные полоски - это могут быть макароны, кто-то смял лист бумаги и получил комок-это может быть мячик или снежок).
Затем учим создавать образы предметов, обыгрываем получившиеся поделки (сжатый комок превращаем в образ птички, дорисовав глаза и сделав лапки).
Конструирование из бумаги начинается с самых простых поделок, я предлагаю детям готовые детали. Они уже имеют все необходимые сгибы и надрезы. Задача детей — сложить их и склеить. А я помогу детям правильно разместить детали, а они уже сами дополняют изделие деталями.
При обучении различным способам складывания бумаги наиболее значимое место среди методов и приемов будет занимать показ этих способов.
*Незаменимое методическое пособие при знакомстве с квадратом «Квадрат Воскобовича». Так он трансформируется и принимает любую форму.
*Чтобы ребенку было легче ориентироваться на листе бумаги можно использовать условные обозначения, которые я заранее наношу на заготовку.
Оригами
Однажды один из моих воспитанников принес в группу самолетик, выполненный в технике оригами. Это был подарок старшего брата. Я думаю, вы можете себе представить, какой интерес вызвала эта игрушка-поделка. Всем хотелось запустить его в полет.
Обычно с техникой оригами дети знакомятся в средней группе, но для поддержания интереса детей к конструированию из бумаги мы начали знакомство с игрушками-оригами со второго полугодия второй младшей группы. Как начальный этап к дальнейшей работе в средней группе.
К тому же, дети уже знакомы с базовыми фигурами круг, квадрат.
Во-первых, прежде, чем приступать к складыванию оригами ребёнка нужно заинтересовать в конечном результате, разбудить его фантазию, творчество и воображение. Поэтому перед тем, как приступить к складыванию, желательно рассказать сказку или историю, посвящённую модели-оригами. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.ФОТО
Во-вторых, просто сложить оригами-модель для малышей малоинтересно. Другое дело украсить ею открытку для родных. Узнав, что его творение предназначено для подарка, ребёнок будет особенно старательным и аккуратным.
В-третьих, первые схемы должны быть простыми, состоять из 4 – 8 шагов не более. Одинаковые по сложности модели собираются до 5 раз, пока все необходимые навыки не будут усвоены. Затем ставится новая задача. Если постоянно делать с детьми 3 – 4 лет одно и то же, они перейдут от творческого к чисто механическому труду, который непродуктивен для развития.
Конечно, для таких маленьких приходится придумывать особые подходы. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут
Можно, например, придумать игру с лужей: берем в руки листок голубой бумаги и начинаем загибать уголки разной, совершенно произвольной величины, так что получается неровный овал. Такую лужу может сделать любой малыш, и у каждого получится своя лужа. Затем делаем головастиков - это тоже несложная фигурка.
Аналогично можно сделать лесную полянку с животными.
Конструирование из природного материала
Начиная со второй младшей группы природный материал в качестве строительного используют для игр детей. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и многое другое.
Несложные снежные постройки: снеговики, фигурки зверей, норки для животных.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает.
Значительное влияние на желание ребят участвовать в изготовлении поделок или сувениров из природного материала оказывает подготовка материалов к занятию. На прогулках мы привлекаем внимание детей к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам, тем самым непринужденно ребенок интересуется природой, проявляет интерес к окружающему миру.
Я даю возможность детям рассмотреть собранный материал, они перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи бывают по форме - круглые или продолговатые, по расцветке - коричневые или светло-желтые, их поверхность – шершавая или гладкая и т.д.
На развитие воображения, фантазии я провожу игру «Волшебники». Вместе думаем, фантазируем, что можно сделать из той или иной находки.
На следующем этапе работы с природным материалом я даю детям возможность соединять, например, камешки и ракушки таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки, неваляшки, человечки и пр. При этом дети осваивают один из основных способов конструирования — составление целого из частей.
Во время свободных игр на прогулке даю детям возможность поупражняться в составлении узоров из камешков, палочек, шишек.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма.
Работу по изготовлению игрушек, поделок из природного материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
В центре изобразительного искусства у нас есть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы разбудить творческую фантазию, вызвать у детей интерес к самостоятельности изготовлению игрушек из природного материала.
Я обращаю внимание детей на особенности природного материала, вместе с ними мы решаем, какой орех подойдет для головы птички, а какой для ее туловища. Показываю, как кусочком пластилина соединяются детали поделки.
В данной возрастной группе для соединения частей поделки мы применяем только пластилин. Из пластилина могут быть выполнены отдельные детали или он используется в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала.
Первые поделки из природного материала дети выполняют по образцу. Значительно больше возможностей для творчества и поисковой деятельности возникает у детей, когда они мастерят по собственному замыслу, не имея перед собой образца. Однако эти виды конструирования возможны лишь тогда, когда у детей уже имеются определенные умения создания поделок из природного материала.
Для формирования интереса детей к работе с природным материалом мы обязательно размещаем детские поделки в развивающей среде группы
Любые изделия, которые изготовлены детьми, находят применение в играх.
Мини-итог. Для малышей изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, но еще довольно сложный. Но он необходим, ведь работа с природным материалом удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда.
Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.
Индивидуальный подход
Во второй младшей группе дети ещё очень различаются по своим способностям. Ведь кто-то из них посещал ясельную группу, а кто-то только недавно пришёл в детский сад. И мы обязательно учитываем этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).
Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное. Например, бумажную поделку дети могут украсить аппликацией или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.
Итог
Подводя итог всему сказанному, я еще раз хочу напомнить, что формирование у ребенка позиции «Я сделал это сам» важно для его развития.
Получение результата становится для детей, критерием, по которому они могут судить о себе и своих возможностях.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!»
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному конструированию с детьми старшего дошкольного возраста "Сарафан надела Осень"
Занятие по художественному конструированию направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения работать с осенними листьями, создавая из них коллаж (Образовательная область "Худож...

Творческое художественное конструирование с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель творческого художественного конструирования создание конкретных поделок: продолжать осваивать с детьми уже известную технику (оригами, киригами), А также новую объемную (бумажную скульптуру; позн...

Эффективные методы и приёмы в работе с детьми младшего дошкольного возраста по конструированию, способствующие творческому развитию детей».
Использование нетрадиционных методов на занятиях по конструированию....

Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста «Пирамида»
Цель:Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали(лего), сооружать пирамидку из конструктора, используя получен...

"Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста"
quot;Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста"...

Проект по конструированию с детьми младшего дошкольного возраста
АктуальностьПроблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает во...

LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
