Проект по конструированию с детьми младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Асадуллина Алсу Ирековна

Актуальность

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. 

Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (развитию речи, познанию, рисованию и др.)

Цель проекта: учить детей выполнять ту или иную постройку, знать названия построек; развивать мышление ребенка, сообразительность и творчество, его нравственные качества, эстетические чувства.

Задачи проекта:

  1. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к конструированию.
  2. Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с конструкторами.
  3. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.
  4. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
  5. Воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.
  6. Способствовать формированию активной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl.proekt.deyat_.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Березка»

Проект по конструированию с детьми
младшего дошкольного возраста
Группа «Росинка»

Подготовила:                                            воспитатель Асадуллина Алсу Ирековна                                                              

                                 

Пояснительная записка

В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Игры со строительным материалом оказывают влияние на всестороннее развитие ребенка. Детское конструирование тесно связано с игрой: постройки служат для практического использования, для игры.

Следует продумать размещение в групповой комнате разнообразного строительного материала, расположив его доступно, так чтобы малышам было удобно играть с ним.

Для конструирования с детьми используются наборы крупного и мелкого конструктора «Лего», набора «Строитель» (кубик, «кирпичик», конус, цилиндр). Для обыгрывания построек необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, собачки, кошечки, матрешки и пр.).

Актуальность

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. 

Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (развитию речи, познанию, рисованию и др.)

Цель проекта: учить детей выполнять ту или иную постройку, знать названия построек; развивать мышление ребенка, сообразительность и творчество, его нравственные качества, эстетические чувства.

Задачи проекта:

  1. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к конструированию.
  2. Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с конструкторами.
  3. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.
  4. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
  5. Воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.
  6. Способствовать формированию активной речи.

Методы и приемы работы:

  • наблюдение;
  • показ и анализ образца;
  • объяснение последовательности и способов выполнения постройки;
  • пояснения, вопросы;
  • художественное слово;
  • игровые приемы;
  • обыгрывание созданных построек;
  • анализ и оценка процесса работы.

Формы организации:

  • занятие по подгруппам;
  • индивидуальная работа с ребенком;
  • коллективные работы;
  • тематические занятия.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный с сентября по май

Охват проекта: в проекте участвуют - воспитатели, дети группы

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании; способен выбирать участников по совместной деятельности.
  2. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими.
  3. У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
  4. Ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования.

Описание проекта

Проект состоит из III этапов.

I этап - сентябрь - декабрь 2019г.

Начало работы по конструированию с малышами детского сада заключается в обучении детей выполнять статистические постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул. Маленькие конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу. Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.

II этап - январь - март 2020г.

На втором этапе проекта ведется обучение конструированию построек, обладающими некоторыми признаками динамизма: машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали - брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок дети смогли соорудить машину.

III этап - апрель, май.

Конструирование ведется по инициативе педагога, дети подают детали, необходимые для той или иной постройки. Обыгрывание конструкции "Путешествие в город игрушек".

Перспективный план работы

Сентябрь

«Высокие разноцветные башенки из кубиков»

Программные задачи.

Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по цвету. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

Тема «Пирамидка из кубиков »

Программные задачи.

Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по величине. Приучать аккуратно, убирать детали после занятия, разбирая постройку сверху.

«Поможем Пете построить забор для огорода»

- формировать представления о высоте предметов (высокий - низкий); - прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением; - познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей; - обучить детей соотносить свои постройки с имеющимся образцом.

«Построим в саду дорожку красного цвета»

-Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; - Формировать восприятие цвета, помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет; - Учить называть предмет по форме (кубик); - Развивать воображение, память, образное мышление; - Развивать мелкую моторику рук.

«Учимся, играя!»
Знакомство с Лего - конструктором.
Развивать наглядно-действенное мышление.
Познакомить с Лего - конструктором.
«Башенка, мост» Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору
                                                октябрь

Тема «Дорожки широкая и узкая»

Программные задачи.

Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения. Приучать аккуратно, разбирать постройки, складывая детали в коробки

« Дорожки» Формировать умение строить дорожки, изменяя их длину надстраивая или заменяя детали. Развивать интерес к конструированию 

«Избушка для трех медведей» - Развивать конструкторские навыки детей; -Упражнять в сооружении прочных построек; - Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур; - Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.

Ноябрь

«Построим шкаф для одежды» - Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу (шкаф); - Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки 

Тема «Кровать »

Программные задачи.

Формировать умение изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в ширину (узкая и широкая кровати). Развивать желание сооружать постройки самостоятельно.

Побуждать к совместному обыгрыванию построек

Тема «На чем мы сидим (стул, диван, кресло)»

Программные задачи. Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при самостоятельном создании постройки.

Приучать аккуратно, складывать детали в коробку

Декабрь

«Заборчик»
Развивать умение возводить постройку без опоры на образец, по словесной инструкции. Побуждать к совместному обыгрыванию.

«Гараж для машины»
Выявить умения детей сооружать постройку, анализировать образец, выделяя основные части конструкции, детали из которых эти части построены; изменять постройку в высоту. Выявить степень самостоятельности при сооружении постройки

Тема «Ворота»

Программные задачи.

Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей. Закреплять умения обыгрывать постройки.

Тема «Разные ворота» Программные задачи. Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку

Январь

«Автобус для зверят»
Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.
«Домик для игрушек»
Формировать умение замыкать пространство.
Продолжать развивать умение анализировать образец с помощью воспитателя, возводить постройку по показу способов конструирования.
Приучать аккуратно разбирать постройку.
сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);

Февраль

Тема «Теремок для Снегурочки»

Программные задачи.

Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшая и обыгрывая постройку. Приучать аккуратно, разбирать постройку.

Тема «Кукла Катя ждет гостей»

Программные задачи.

Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), располагать кирпичики вертикально, ставить их на постройках детали разных цветов. Воспитывать доброжелательное, вежливое общение со сверстниками

«Машина для зайчат»
развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание трудиться; способствовать развитию творческого воображения; развивать память, образное мышление;
«Волшебные рыбки»
Учить строить рыбок из конструктора

Программные задачи.

Побуждать повторить знакомые постройки самостоятельно. Закрепить навыки установки деталей конструктора на широкую и узкую грани горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на расстоянии. Побуждать к совместному обыгрыванию.

                                                                             Март

Тема «Автобус»

Программные задачи.

Закреплять представление об автобусе и его частях. Побуждать строить автобус, плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомит с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройки. Развивать умение последовательно разбирать постройку, аккуратно складывать детали, желание оказывать помощь.

                                                                            Апрель                                                                                                                                  

Тема «Садик для матрешки»

Программные задачи.

Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Закреплять употребление слов: большая, поменьше, самая маленькая. Закреплять название деталей строитель.

Вызвать желание обыгрывать постройки, побуждать к совместным играм.

Тема «Загородка для домашних птиц и животных»

Программные задачи.

Упражнять в умении располагать кирпичики вертикально по периметру четырехугольника, ставить их на определенном расстоянии (загородка)

«Конструирование по замыслу»
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать

творческую инициативу и самостоятельность.

 «Кораблик»
Учить строить более сложную постройку.
Развивать внимание, навыки конструирования.
                                                                              Май
Тема «Песочный дворик для большой и маленькой кукол»

Программные задачи.

Закрепить умение строить по условию.

Тема «Мой город»

Программные задачи.

Закреплять представление о ближайшем окружении .Учить строить многоэтажные дома, укрепляя основание постройки ,украшать дополнительными деталями.  Закреплять знание деталей строителя.

Поощрять проявление инициативы, творчества.

Воспитывать вежливое доброжелательное отношение к сверстникам.

 «Волшебная змейка»
Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки.
Развивать умение работать в коллективе.
«Конструирование по замыслу»
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание

будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Выводы по реализации Проекта по конструированию и моделированию с детьми раннего дошкольного возраста в младшей группе «Росинка»

Полученные на занятиях знания и умения малыши переносят в самостоятельную деятельность.

В младшей группе дети играют со знакомыми им деталями. Очень важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие в играх детей. Для это я использовала такие приемы как: напоминание о том, что мы строили ранее, как играли с постройками и игрушками, предлагала детям повторить или изменить постройку, сделанную мной.

В игре дети одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При обыгрывании постройки я подсказывала детям возможные действия или показывала, как это сделать. Следила за тем, чтобы дети аккуратно обращались со строительным материалом, а по окончании игр убирали его на постоянное место.

Необходимо замечать удачные постройки, получившиеся у ребенка случайно, привлекать к ним внимание других детей, хвалить малыша за самостоятельность и активность.

В ходе игр детей со строительным материалом нужно поддерживать между малышами добрые взаимоотношения: учить не мешать друг другу, делиться игрушками, отзываться на просьбу сверстника.

Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей

Конструктивная деятельность Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы

  • Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).
  • Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.
  • Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).
  • Подводить малышей к анализу созданных построек.
  • Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала), учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).

Какие материалы уместно использовать в младшей группе

Чтобы занятие прошло успешно, воспитатель должен тщательно продумывать, какой материал нужно использовать. Для конструирования лучше всего подойдут индивидуальные строительные наборы, включающие в себя детали различных форм и размеров (детали могут быть как деревянными, так и пластмассовыми). Ведь малышам четвёртого года жизни удобнее создавать постройки поодиночке.

Оптимальный вариант работы в младшей группе — предоставить каждому воспитаннику отдельный строительный набор

Любой материал, с которым дети работают, должен привлекать их своим внешним видом.

Для лего-конструирования подбираются наборы с крупными деталями и простыми соединениями. Можно использовать специальные тематические комплекты (например, LEGO Duplo, включающий в себя арки, полукруглые формы, клювики, фигурки животных и пр.)

Комплект Lego Duplo включает в себя специфические детали, из которых можно построить интересные конструкции

Постройки из строительного материала обычно соотносятся с какой-либо игрушкой (например, ворота или гараж для машинки, мебель для куклы, загон для игрушечной лошадки). В соответствии с этим и определяется размер конструкции.

Что касается подготовки материала к занятию, то у детей должно быть в наличии большее количество деталей, чем это необходимо. Например, при постройке ворот пусть малыши поразмышляют, сами выберут нужные элементы из множества.

Очень удобно, когда материал предоставляется каждому ребёнку в отдельном контейнере или коробке: это организует дошкольника, приучает его к порядку и аккуратности.

Приёмы работы  по конструированию

Обучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы.

Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольниками.

В младшей группе уже можно начинать конструирование по схемам

При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей. Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия.

Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них?

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.

Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкульминутки соответствующей тематики.Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):

  • Едем, едем мы домой
    На машине грузовой.
    Ворота отворяй,
    Едет с поля урожай.
    Ой, да, отворяй,
    Едет с поля урожай!

При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу,

Как мотивировать малышей к конструктивной деятельности

Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней. Приведём конкретные примеры:

  • Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.
  • Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.

Процесс создания постройки станет для малышей ещё интереснее, если она будет нести для них практическое значение: после занятия они смогут поиграть с машинками и гаражами, которые они сделали из кубиков или «Лего», для куколок можно будет устроить чаепитие на новых стульчиках, на горке покатать игрушечных животных.

идеи построек из строительного материала

Из строительного материала вполне можно сделать грузовик, используя цилиндры в роли колёс

Сиденье и спинку стула нужно подобрать по цвету

идеи для построек из конструктора «Лего»

Дети создают постройки, опираясь на карточку с изображением

Животные могут быть сделаны из деталей одного цвета

Гараж из конструктора может иметь красивое цветовое решение

Анализ занятия по конструированию

Необходимо, чтобы педагог не просто сам проводил анализ, а побуждал к этому и воспитанников. Так, рассматривая построенные мосты, малыши пробуют сами определить, устойчивы ли опоры у конкретных построек (они должны быть крупными и невысокими), правильно ли выбрана деталь для перекрытия (иначе мост развалится). Затем акцент переносится на цветовое оформление сооружения: выделяются наиболее интересные варианты — контрастные мосты или, напротив, однотонные.

Другой пример — постройка домика для игрушки. Воспитатель может обратиться к игровому персонажу, например матрёшке, с вопросами: нравится ли ей жить в таком домике, из каких деталей он построен, какого цвета стены и крыша.

Ожидаемые результаты: 

• Ребенок проявит инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; будет способен выбирать участников по совместной деятельности.

• У ребенка будет развита крупная и мелкая моторики; сможет контролировать свои движения и управлять ими.

• У ребенка будет сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.

• Ребенок овладеет приемами индивидуального и совместного конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило пр...

Проект кружковой работы с детьми дошкольного возраста по развитию научно-технического творчества средствами конструирования «Маленькие строители»

Данный проект по кружковой работе с детьми дошкольного возраста  по развитию научно-технического творчества средствами конструирования  «Маленькие строители»   на...

Педагогический проект"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала"

Данный проект предназначен для родителей  детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. Он раскрывает методику конструирования  из бросового материала ,осбоенности воспитательно-о...

Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, сочитающий конструирование и развитие речи....

Проект по Лего-конструированию для детей дошкольного возраста на тему: «Познавай мир с Лего»

Педагогике LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принцыпах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования до...