проект "Мы учимся жить безопасно"
проект (старшая группа)

Коваленко Наталья Сергеевна

Цель моего проекта: формирование, углубление и систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепление представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_uchimsya_zhit_bezopasno.docx245.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Золотая рыбка» города Искитима Новосибирской области

ПРОЕКТ


        ВЫПОЛНИЛА:

воспитатель Коваленко Н.С.

Искитим, 2020

Безопасности формула есть:

                                                                    Надо видеть, предвидеть, учесть.

                                                                          По возможности – все избежать,

                                                                          А где надо – на помощь позвать! 

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно – ориентированный

Продолжительность проекта: 2 года

Участники проекта: дети старшей  и подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проект реализовывался в группе «Волна» МБДОУ №19 детский сад «Золотая рыбка» города Искитима Новосибирской области.

Актуальность

Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности. 

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей.

                                                                                   

Научно-методическое обоснование темы проекта

В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых  условно делят их на три группы: природные; техногенные; социальные.

Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:

  • опасности дома (или бытовые).
  • опасности на природе.
  • опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.

В настоящее время система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Основной формой реализации содержания в данной области является ООД (организованная образовательная деятельность) и ситуации общения, решение проблемных игровых ситуаций в процессе совместной деятельности с воспитателем в режимные моменты. В понятие «образовательная среда формирования безопасности жизнедеятельности» включаются такие аспекты, как взаимодействие всех участников педагогического процесса, развивающая предметно-пространственная среда. Понятие «безопасность жизнедеятельности» рассматривается как составляющее общей культуры человека и подразумевающее совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека; умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности; 2) уклонение от опасности; 3) преодоление опасности.

Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

        *знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

        *умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

        *отношение - переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется  в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Мыслительная  деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П.Я. Гальперина и других описаны компоненты, последовательное, поэтапное выполнение которых обеспечивает усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.

Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато.

При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

  • достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
  • формирование представлений о последствиях нарушения правил;
  • организация наблюдений за поведением носителя нормы;
  • включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л.С.Выготский). Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Исследователи детской игры отмечают, что она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; это средство познания окружающего мира; в игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми   Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются в области обучения и образования.

В теории и практике дошкольного образования широко распространены такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование и другие. В исследованиях доказана целесообразность и эффективность имитационных, моделирующих игр и упражнений в работе с детьми, определены условия их применения в ДОУ.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Учёные отмечают, что в среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют их на основе определенных признаков, кроме того учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

Анализ исследования показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению учёных, может художественная литература (Л.П. Князева, А.М. Виноградова, Н.С.Карпинская и другие). Необходимо отметить, что отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

В многочисленных исследованиях подчеркивается, что важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Анализ литературы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.

Проблема

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.

С введением ФГОС ДОО, ранее существовавшая образовательная область «Безопасность» стала частью «Социально-коммуникативной» и в то же время, затрагивает все образовательные области. Специальных занятий в образовательном процессе не стало и вся деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности включается в различные режимные моменты. Чтобы систематизировать работу по данному направлению был разработан проект по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в совместной деятельности «Учусь жить безопасно». Он составлен основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.М. Князевой, Р. Б. Стеркиной.

Как показала начальная диагностика, 77% детей старшей группы «Волна» имеют средний и низкий уровень знаний о безопасности жизнедеятельности  (Приложение 1). Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с правилами безопасности. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Воспитание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в совместной деятельности «Мы учимся жить безопасно».

Цель моего проекта: формирование, углубление и систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепление представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе.

Задачи:

  • Расширить и систематизировать знания детей о правилах безопасности жизнедеятельности.
  • Разработать перспективное планирование, по формированию безопасности жизнедеятельности детей  старшей групп и подготовительной к школе группы.
  • Создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через вариативные формы обучения.
  • Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к индивидуальной безопасности и безопасности окружающих.
  • Создание интереса к теме через использование электронных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе.
  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
  • Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.

Критерии эффективности проекта:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
  • Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
  • Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
  • Активизация родителей к совместной работе с сотрудниками детского сада и внешним социумом  по охране и безопасности жизни детей.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность:
  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала
  1. Систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
  1. Наглядность и занимательность:
  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
  1. Динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  1. Дифференциация:
  • создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Практическая значимость:

Данный проект направлен на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия воспитателя, ребёнка и родителей. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

 Дети:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 Родители:

  • установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
  • активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по теме проекта;
  • осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Проект затрагивает такие разделы:

  • «Ребенок и посторонние люди» (главная задача: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми, подводя к осознанию того, что не всегда приятная внешность, ласковый голос совпадают с добрыми намерениями)
  • «Ребенок дома» (главная задача: знакомство с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта, которыми детям категорически запрещено пользоваться)
  • «Ребенок на улицах города» (главная задача: знакомство с проезжей частью, тротуаром, пешеходным переходом и их назначением, познакомить с опасностью, исходящей от транспорта на улицах города)
  • «Ребенок и природа» (главная задача: знакомство с объектами и явлениями природы, представляющими угрозу здоровью человека — ядовитые грибы, ягоды, бездомные животные, немытые овощи и фрукты, грязная вода и др.)
  • «Эмоциональное благополучие ребенка» (главная задача: профилактика возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением).  

Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребёнка и реализовать поставленные цели и задачи. Тематическое планирование работы помогает систематизировать и распределить работу с детьми, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Залогом успешности работы  является использование разнообразных форм работы:

  • Познавательные занятия
  • Беседы
  • Рассказ
  • Работа с наглядным материалом
  • Дискуссии
  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Игровые ситуации - загадки
  • Моделирование ситуаций
  • Просмотр тематических фильмов, мультфильмов
  • Конкурсы, викторины
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
  • Развлечения, праздники
  • Экскурсии

Для достижения прогнозируемых результатов включаются следующие виды деятельности:

  • Чтение художественной литературы: чтение, рассматривание энциклопедий, справочников, рассказывание и сочинение сказок по безопасности (в сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети), разучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, альбомов о съедобных и ядовитых грибах, лекарственных растениях и т.д.
  • Трудовая: самообслуживание, поручения (групповые и   индивидуальные), дежурства, различные задания (навести порядок в центре безопасности и др.), безопасность в труде.
  • Двигательная: движение даёт возможность ребёнку  по  разному  реагировать  при определённых ситуациях на улицах города, при встрече с незнакомыми людьми, при взаимодействии с электробытовыми  приборами и др.
  • Игровая: игра даёт возможность смоделировать любую жизненную ситуацию по безопасности и проиграть её вместе с детьми.
  • Познавательно-исследовательская: проведённые ребёнком исследования (опасные и не   опасные), совместно со взрослыми способствуют быстрому запоминанию нового материала по теме, обогащению его знаний, умению находить самому ответы на жизненные вопросы.
  • Коммуникативная: слушая и обсуждая с детьми народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит  какую-то новую ситуацию или проблему, с которой придется столкнуться в реальной жизни.

Методы и технологии при реализации проекта

  • Проектная деятельность: при помощи проектов работа по блокам безопасности становится более эффективной, т.к. анализируется возникшая проблема, ставится целью
  • Исследовательский метод: предполагает полное сближение познавательной деятельности по теме с деятельностью научной,  где  воспитатель только   формулирует задание по безопасности, основываясь на инициативе ребёнка, создает проблему для воспитанников, а исследование дети проводят самостоятельно.
  • Метод моделирования: содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. Научившись адекватно  поступать  в имитированных игровых  ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее и  в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети становятся в условия приближённые к реальности. Столкнувшись с опасной ситуацией,  дети начинают ее решать методом проб и ошибок.
  • Здоровьесберегающая технология: она направлена на сохранение и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников на всех этапах его обучения и развития. У ребёнка вырабатывается состояние полного физического, психического и социального благополучия. Он может отличить ядовитые растения от не ядовитых и т.д.
  • Технология дифференцированного обучения: позволяет дифференцировать содержание образования для детей разного уровня развития. Отбираются методы и формы  работы по теме «Безопасность», наиболее эффективные для деятельности разных групп детей.
  • Информационно-коммуникативные технологии: с помощью компьютерных технологий детям демонстрируются видеоролики по теме, презентации с существующими  жизненными ситуациями: «Травмы на улицах города», «Неосторожное обращение с электроприборами дома», «Терроризм» и др.
  • Игровая технология: игра учит жить в реальном мире, окруженном опасностями; предоставляет новые возможности и активизирует способности; при  помощи  игры  у  дошкольников  совершенствуются  приобретённые игровые навыки и умения для формирования основ безопасности.
  • Личностно-ориентированные технологии: в  образовательном  процессе  идёт развитие личности ребёнка,  его индивидуальности и неповторимости, учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура  его убеждений,  на основе  которых формируется его «внутренняя модель мира». Исходя из своих знаний, он  может  принять  единственно  правильное  решение в  какой-либо опасной ситуации, а отношения педагог – ребенок построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ОБЖ Тема «Учусь жить безопасно»

Цель проекта:  создание  условий  для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незн...

Презентация "Учимся жить безопасно"

В презентации представлены дидактичсекие игры, изготовленные своими руками, направленные на формирование и закрепление знаний дошкольников о здоровом образе жизни, ПДД, правильном питании и личной без...

Методическая разработка «Учусь жить безопасно»

Методическая разработка  содержит практический материал  для   проведения  занятий с группой детей  с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала...

проект: «Учись жить безопасно»

Долгосрочный проект в подготовительной группе по безопасности жизнедеятельности...

Проект по ОБЖ "Учусь жить безопасно..."

В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок мал...

Проект по безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе «Учусь жить безопасно…»

Цель проектаСоздание организационно-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «безопасного поведения....