«Использование кинезиологических средств в режиме дня и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации»
статья

Хейсина Валентина Аркадьевна

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», которое обозначает движение, «логос» – наука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Статья

Тема: «Использование кинезиологических средств в режиме дня и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации»

Подготовила: воспитатель Хейсина В.А.

2022

Дети дошкольного возраста все свое основное время проводят в дошкольном учреждении. Они там проводят 70% своего бодрствования. Исходя из этого, помимо задач по усвоению ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставят перед ним педагоги, должна быть задача, которая предполагает создание таких условий образовательной деятельности, в которой раскрываются резервы организма, способствуют росту, развитию и сохранению здоровья. Развивающие кинезиологическая средства как нельзя лучше справляются с поставленными задачами. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», которое обозначает движение, «логос» – наука. Кинезиология является наукой о развитии интеллектуальных способностей и физического здоровья посредством определенных двигательных упражнений [1]. Федерация Кинезиологии использует следующее определение: «кинезиология, буквально изучение движений тела, – это целостный подход балансирования движения и взаимодействий человеческих энергетических систем» [1, с. 16]. В современном дошкольном образовании перед педагогами представлен огромный спектр программ, технологий, методик, средств, которые направлены на всестороннее развитие ребенка. Однако традиционные методы психолого-педагогического воздействия на дошкольника не приносят устойчивого положительного результата, что обусловлено не устранением первопричины нарушений. В отличие от них, средства кинезиологии направлены на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Использование таких средств способствует улучшению у детей речи, внимания, моторики, снижению утомляемости, активизации умственных и познавательных способностей [2]. Современные кинезиологические средства активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Для этой цели разработан комплекс специальных упражнений – двигательных, дыхательных, растяжек, пальчиковых игр и т. д. Благодаря влиянию кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Эти средства содействуют выявлению скрытых способностей человека и расширению границ возможностей деятельности его мозга [3]. Мы активно проводим со своими воспитанниками кинезиологические упражнения и можем с уверенностью сказать, что они благотворно влияют не только на усвоение знаний и умений в режимных моментах, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию дошкольников. Рассмотрим некоторые кинезиологические упражнения, которые мы используем в практике в режиме дня детей и на занятиях физической культурой. Например, для развития межполушарного взаимодействия рекомендуем применять следующие кинезиологические упражнения. «Колечко». Инструкция: «Ваша задача поочередно и как можно быстрее перебирайть пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала мы делаем каждой рукой отдельно, а затем вместе. Выполняем таким образом: в прямом порядке, т.е. от указательного пальца к мизинцу, и в обратном – от мизинца к указательному пальцу». «Ухо-нос». Инструкция: «Ваша задача левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Теперь нужно одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Интересны для детей и дыхательные упражнения, например: 1. Делаем глубокий вход, поднимаем медленно руки до уровня груди, задерживаем дыхание, концентрируем внимание на середине ладоней, медленно вдыхаем, опускаем руки вдоль тела. 2. Делаем глубокий вдох, медленно поднимаем руки через стороны вверх, задерживаем дыхание на вдохе, выдыхаем с открытым сильным звуком А-А-А и медленно опускаем руки. Снова вдыхаем, руки медленно поднимаем до уровня плеч через стороны, задерживаем дыхание, медленно выдыхаем с сильным звуком О-О-О, обнимаем себя за плечи, опустив голову на грудь. Сейчас медленно и глубоко вдыхаем, поднимаем руки до уровня груди, задерживаем дыхание, Повернуть голову назад, попробуйте увидеть предметы, которые находятся сзади. Выполним это упражнение по 3 раза для правой и левой стороны. Берем в руки мяч, поднимаем перед глазами, широко открываем глаза, смотрим на мяч, опускаем мяч, подносим к носу мяч, отводим в исходное положение, следим глазами за мячом. И так можно повторять 4-5 раз. Вытянем руки с мячом вперед, раскачаем руки влево, вправо и следим глазами за мячом. Можно повторить 5-8 раз. Медленно выдыхаем с сильным звуком У-У-У, опускаем руки вниз, голову на грудь. Кроме этого, активно используем упражнения в бросках и ловле предметов в парах: бросаем и ловим мешочки двумя руками, стоим на расстоянии 2-4 м друг от друга; осуществляем одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками и, конечно, ловим мешочки партнера в паре; перебрасываем мешочки друг другу одной рукой. Давайте сначала правой, а затем левой. Использование комплекса кинезиологических упражнений в режиме дня детей и на занятиях физической культурой доказывает его эффективность: улучшаются показатели координации движений; наблюдается положительная динамика развития крупной и мелкой моторики у детей; улучшаются показатели саморегуляции и произвольного праксиса. Для результативности работы по использованию кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации мы рекомендуем следующее: постоянно включать кинезиологические средства и в режимные моменты, и в занятия физической культурой; применять кинезиологические средства ежедневно, без пропусков; проводить кинезиологические упражнения в доброжелательной обстановке; необходимо от детей достигать точного выполнения движений и приемов; проводить упражнения по специально разработанным комплексам.

 Список литературы:

1. Арефьева Т. Гармония движения и мысли: психомоторика / Т. Арефьева // Обруч. – 2012. – №2. – С. 16–17.

2. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек / Л.В. Лопатина [и др.]. – СПб.: САГА, 2006. – 271 с. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовке «Педагогическое образование: инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» Тема: «Методы наказания как средство воспитательного воздействия»

Введение В настоящее время, вопрос о применении  наказания является очень актуальным, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Од...

«Физическая культура в дошкольной образовательной организации»

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении....

Безопасность жизнедеятельности детей на занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении

Безопасность жизнедеятельности детей на  занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении....

Технология тренировочно – игровых занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ст...

"Использование кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации"

В этом материале раскрывается актуальность проблемы использования кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации. Представлены...

Особенности адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями...

Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации

Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, напра...