Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
учебно-методический материал

Мухина Элла Ивановна

Развитие творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_po_hud.-esteticheskomu_razvitiyu_2.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 3

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно - эстетическому развитию»

Форма проведения: педагогический квест (февраль)

Ответственные: Мишакина О.Д., Назарова Г.А., Мухина Э.И., Вероятнова Т.А.

Цель: Развитие творческих способностей через приобщение к миру искусства, совершенствование работы учреждения по  художественно-эстетическому развитию

        Повестка дня

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»  – заведующий Н.В. Федюкина,  ст. воспитатель Резанова Т.А.

3. «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» – воспитатель Мухина Э.И.

4. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду» – воспитатель Назарова Г.А.

5. «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников» – воспитатель Мишакина О.Д.

6. «Развитие творческого потенциала детей различными средствами музыкальной деятельности» – музыкальный руководитель Татаринова О.В.

7.  « Значение художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности» – воспитатель Вероятнова Т.А.

8. Деловая игра – квест «Искусство и творчество»

9. Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.

 Ведущий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников. Давайте вспомним, что включает в себя художественно-эстетическое развитие.

Какие источники художественно-эстетическое развития вы можете назвать?

 Художественно – эстетическое развитие:

  • Искусство;
  • Человеческие отношения (красота общения);
  • Природа (красота природы);
  • Деятельность, окружающий социум (соц. среда);
  • Труд (красота труда).

А какие компоненты художественно – эстетической творческой деятельности вы можете назвать?

1. Изобразительная деятельность.

2. Музыкальная деятельность.

3. Мир литературного искусства. Художественная литература (чтение стихов).

4. Театрализованная деятельность.

Выступление педагогов

Деловая игра-квест «Искусство и творчество»

Ведущий. Все вы знаете, что одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является художественно – эстетическое развитие. И сегодня мы проведем деловую игру в области развития творческих способностей детей.

Перед началом нашего педсовета вы уже разбились на команды. Теперь вам предстоит за 1 минуту придумать название своей команде.

И так обе команды готовы отправиться в путешествие по миру «Искусства и творчества»? Вам сегодня предстоит побывать на пяти станциях. Счастливого пути и удачи!

1 станция «Мир литературного искусства».

Мы рады приветствовать Вас на нашей станции «Мир литературного искусства». Здесь вас ждёт несколько испытаний и первое из них «Блиц-опрос» на знание творчества А.С. Пушкина. Чья команда даст быстрый и правильный ответ, та и получает призовую фишку.

Вопросы командам:

  1. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
  5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (3 раза)
  6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?( за 3 года)
  8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  10.  В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Молодцы! С этим заданием справились. Следующее испытание. Каждая команда выбирает себе листок с заданиями, обсуждает в течение 3 минут, а затем даёт  ответ. За правильный ответ команда получает призовую фишку. Прошу капитанов выбрать задание.

Задание 1 команде:

1. Перечислите  жанры художественной литературы, с которыми знакомят детей в детском саду?  (Рассказ, сказка, басня, стихотворение.)

2. Продолжите строки:

  • Мой веселый звонкий мяч…(ты куда помчался вскачь).
  • А потом позвонили зайчатки: Нельзя ли прислать перчатки? (а потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!»).

3. Назовите автора и сказку, о которой говорится в загадке.

    • У отца был мальчик странный.

    Необычный – деревянный.

    Но любил папаша сына.

    Что за странный человечек деревянный? (А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)

Задание 2 команде:

1. Назовите детских писателей (Б. Заходер, В. Берестов, К. Ушинский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Н. Носов, В. Осеева, К. Чуковский, Б. Житков, Е. Пермяк, В. Сутеев и др.)

2. Продолжите строки:

  • Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).
  • Мне теперь не до игрушек: я учусь по букварю… (соберу свои игрушки и Сереже подарю).

3. Назовите автора и сказку, о которой говорится в загадке.

  • Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка».)

Задание 3 команде:

1. Назовите детских поэтов. (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина, З. Александрова, В. Степанов, С. Михалков и др.)

2. Продолжите строки:

•  Моем, моем трубочиста чисто, чисто… (будет, будет трубочист чист, чист, чист).

•        В доме восемь дробь один у заставы Ильича… (жил высокий гражданин по прозванью каланча).

3. Назовите автора и сказку, о которой говорится в загадке.

  • Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Ш. Перро Кот в сапогах)

Задание 4 команде:

1. Назовите основные методы, которые вы используете при ознакомление детей с художественным словом (Словесные, наглядные, игровые.)

2. Продолжите строки:

  • Белая берёза под моим окном…(Принакрылась снегом точно серебром)
  • «Нет, напрасно мы решили…» (Покатать кота в машине)

3. Назовите автора и сказку, о которой говорится в загадке.

          На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальца, невзначай.

Холодным, недобрым он стал (Г.Х.Андерсен. «Снежная Королева)

Отлично. Можно двигаться дальше. И наша следующая остановка «Музыкальная деятельность»

2 станция «Музыкальная деятельность»

Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. На этой станции вы должны выполнить два задание. Первое из них – это ответить на вопросы. Команды по очереди вытаскивают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ команда получает призовую фишку.

Вопросы командам (каждый вопрос на отдельном листочке):

  •  Как называется ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
  •  Что такое фольклор? (Народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
  •  Назовите жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)
  •  С помощью каких ключей можно прочесть музыкальную запись?  (Скрипичный и басовый ключи.)
  •  Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
  • Назовите разновидности песни (колыбельные, похоронные, свадебные, детские, серенады, романсы).
  •  Назовите разновидности танца  (полька, вальс, чарльстон, фокстрот, румба, твист, рок-н-ролл). 
  • Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)

Вы успешно справились с первым заданием. А теперь вам предстоит «Угадать мелодию». Команда быстрее отгадавшая мелодию получает призовую фишку.

Игра «Угадай мелодию»

Поздравляю, путь открыт, движемся дальше. И вот, впереди следующая станция «Театральная»

3 станция «Театральная»

        Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. На данной станции каждая команда выбирает себе листок с вопросом и заданиями, обсуждает в течение 5 минут, а затем даёт ответ. За правильный ответ команда получает призовую фишку. Прошу капитанов выбрать задание.

Задание 1 команде:

1. Ответьте на вопрос

Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности? (Просмотр кукольных спектаклей и беседы о них; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры- драматизации.)

2. Прочтите предложение «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке»

сердито, ласково

3. Разыгрывание этюдов. Изобразите без слов написанное на карточке словосочетание, чтобы другая команда догадалась,  что вы изображаете.

  1. Весёлый фокусник;
  2. Горячий чай;

Задание 2 команде:

1. Ответьте на вопрос

Какие виды театра используются в работе ДОУ? (Бибабо, пальчиковый, театр масок, театр ложек, театр жетонов, настольный театр, театр на гапите.)

2. Прочтите предложение: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке» радостно,  равнодушно 

3. Разыгрывание этюдов. Изобразите без слов написанное на карточке словосочетание, чтобы другая команда догадалась,  что вы изображаете.

1. Уставшая бабушка;

2. Тяжёлая работа;

Задание 3 команде:

1. Ответьте на вопрос

На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр? (режиссёрские игры и игры-драматизации)

2. Прочтите предложение: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке» удивленно, вопросительно.

3. Разыгрывание этюдов. Изобразите без слов написанное на карточке словосочетание, чтобы другая команда догадалась,  что вы изображаете.

1. Злой охранник (сторож);

2. Сладкая конфета.

Задание 4 команде:

1. Ответьте на вопрос

Как называется театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой? (балет)

2. Прочтите предложение: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке»  спокойно, раздражительно.

3. Разыгрывание этюдов. Изобразите без слов написанное на карточке словосочетание, чтобы другая команда догадалась,  что вы изображаете.

  1. Грустный щенок;
  2. Быстрая лошадь.

Молодцы! Справились со всеми заданиями. Можно двигаться дальше. И вот она следующая станция «Изобразительная деятельность»

4 станция «Изобразительная деятельность»

Здесь вас так же ждёт несколько испытаний и первое из них «Блиц». Чья команда даст быстрее ответ, та и получает призовую фишку.

Вопросы командам:

1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы, фрукты (НАТЮРМОРТ)

2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (РЕПРОДУКЦИЯ)

3. Объект изображения (НАТУРА)

4. Изображение художником конкретного человека или группы людей (ПОРТРЕТ)

5. Жанр живописи, изображающий природу (ПЕЙЗАЖ)

6. Искусство строительства и украшение зданий (АРХИТЕКТУРА)

7. Изображения художника самого себя (АВТОПОРТРЕТ)

8. Художник, в основном посвятивший своё творчество изображению животных (АНИМАЛИСТ)

9. Композиция, изображённая на сюжет какого-либо литературного произведения (ИЛЛЮСТРАЦИЯ)

10. Художник, написавший картину «Богатыри» (ВАСНЕЦОВ)

11. Русский художник, мастер «пейзажного настроения», написавший картину «Золотая осень» (ЛЕВИТАН)

12.Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (ГЛИНА.)

13. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (СИНИЙ.)

14. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (ДЕРЕВО.)

15. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? (МАРИНИСТ)

С первым испытанием вы справились успешно. Приступаем к следующему. Команды по очереди вытаскивают вопрос и отвечают на него после минуты размышления. За правильный ответ команда получает призовую фишку.

Вопросы командам (каждый вопрос на отдельном листочке):

1. Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

2. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

3. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, пластилинография, граттаж, фроттаж, печать овощами, яичная скорлупа.)

4. Назовите основные способы и приемы, используемые на занятиях лепкой.  (Способы: пластический, конструктивный и комбинированный, приёмы: выкатывание, сплющивание, вытягивание, скатывание, раскатывание, прищипывание, отщипывание, вдавливание, примазывание.)

5. Назовите виды аппликации используемые в детском саду (предметная, сюжетная, декоративная, силуэтная (или вытынанка).

6. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура.)

7. Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

8. Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)

Молодцы и со вторым испытанием вы справились. Но чтобы продолжить свой путь по миру Искусства и творчества вам нужно решить педагогические ситуации, изложенные на карточках. Пожалуйста, выбирайте карточку. И как всегда, за правильный ответ команда получает фишку.

Педагогическая ситуация для первой команды:

•        Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте обоснование своим суждениям.

Педагогическая ситуация для второй команды:

•        Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?

Педагогическая ситуация для третьей команды: 

•        Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.

Педагогическая ситуация для четвёртой команды:

•        Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

Отлично! Уважаемые педагоги вы выдержали все испытания. Вперёд! У нас осталась последняя станция «Творческая»

        5 станция «Творческая»

На этой станции Вам предстоит проявить свои творческие способности и выполнить работу на тему «Зимний пейзаж». Техники и способы изображения могут быть самыми различными. Для вас приготовлен разнообразный изобразительный материал.  Пожалуйста, подходите к столам. У вас 10 минут на выполнение задание.

Подведение итогов игры.

Я надеюсь, что наша игра была для вас  познавательна. Спасибо за участие!

 А теперь мы предлагаем на обсуждение

Проект решения педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.

Вводя детей в мир изобразительного искусства, важно определить этапы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему и конечно надо заинтересовать детей. Тогда этот путь будет и для детей,...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»

Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности" Рссматриваемые вопросы:1 Значение искусства для эстетического развития челове...