Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Давыдова Ирина Алексеевна

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности" 

Рссматриваемые вопросы:

1 Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности.

2 Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

3 Использование разнообразных изобразительных техник в работе с дошкольниками:

-традиционные

-нетрадиционные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие творческих способностей детей

средствами изобразительной деятельности»

«Только творческий педагог может развивать

творческое начало в ребенке…»

Б. Шоу

1 Значение искусства для эстетического развития человека

и формирования творческой личности.

           С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого, независимо от того, насколько он сам влияет на нее. Духовная культура является достоянием любого члена общества.

           Искусство - важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и тд.

           В художественно-творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать , чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.

           Художественно-творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.

           Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление, практическая реализация идеи.

           Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.

           Задача эстетического воспитания в образовании – постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке.

           Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.

2 Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.

Детское творчество очень тесно связано с понятие «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни  ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного.

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. Можно выделить ряд элементов, характерных для данной связи: цельность, пропорции, гармония, ясность. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Основа творчества – цветовая и композиционная гармоничность, которой необходимо овладевать, начиная с дошкольного возраста.

В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается процесс бессознательной творческой деятельности, когда ребенок интуитивно, а не осознанно создает образы, выбирает краски, выразительные средства.

К старшему дошкольному возрасту начинает проявляться сознательность творчества, когда накапливается необходимый художественно-изобразительный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.

Взаимодействие детского изобразительного творчества

со сферами деятельности дошкольника (интеграция).

Умственное развитие:

1 На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.

2 Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

3 Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы-показатель умственного развития.

Нравственное воспитание:

Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту.

Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и тд.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

Трудовое воспитание:

Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и тл. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значимо в становлении личности ребенка, так как большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекательных моментов, из-за гиперопеки со стороны взрослых (родителей и педагогов).

Таким образом, значимость детского изобразительного творчества в становлении личности это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.

3 Использование разнообразных изобразительных техник в работе с дошкольниками.

Владение разнообразными изобразительными техниками, применение в работе с дошкольниками классических и неклассических техник – показатель высокого профессионального уровня педагога.

Техника (искусство, мастерство) – совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ.

Техника рисования, которой должен овладеть ребенок-дошкольник – комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отразить свои впечатления, наблюдения в рисунке.

Показатель владения техникой рисования – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Для маленького ребенка изобразительный материал обладает завораживающей, притягательной силой, ведь материал подсказывает детям замысел, способствует созданию художественного образа. Познавая чвойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт.

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ (применимы в любой возрастной группе):

- гуашь;

- акварель;

- восковые мелки;

- сангина;

- пастель;

- соус;

- уголь;

- карандаш;

- фломастер;

- тушь

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ:

- монотипия;

- кляксография;

- ниткография;

- гратаж;

- пищевая пленка;

- бумажные салфетки;

- пищевые красители

Методическое обеспечение:

1 Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. М. 2007

2 Журнал «Дошкольное воспитание» № 9,10,12/09, № 2,7,9/10, № 1,3,7,8/11 г.

3 Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 11/09 г.

4 Кожохина С.К. Сделаем жизнь малышей ярче. Я.2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.

Вводя детей в мир изобразительного искусства, важно определить этапы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему и конечно надо заинтересовать детей. Тогда этот путь будет и для детей,...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»

Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для ребёнка, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания....