Семинар – практикум для педагогов «Проблемно - игровая технология в ДОУ»
материал (подготовительная группа)

Анна Станиславовна Журавлева

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30           «Дельфиненок» г.Павлово

Семинар – практикум для педагогов

«Проблемно - игровая технология в ДОУ»

Выполнила: Воспитатель

высшей квалификационной категории

Журавлева Анна Станиславовна

Павлово 2022 г.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, для более интенсивного развития детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по : отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

• выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

• предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий);

• объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

• игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

• организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

• развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

• окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Психологическая игра - это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил. Реализуется как в группе, так и индивидуально, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуализацию личности через осознание человеком актуального жизненного опыта. Например, «Я самый лучший, а ты?»«Здравствуйте, давайте познакомимся…»«Помоги другу»«Вулкан»«Мы идем в гости»«Угадай эмоцию»«Лото настроений» и т. д.

Психологическая игра для дошкольников «Радостный клубочек».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

Ход игры:

• У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа … и расскажу про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

• Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку. Итак, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

• Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды. 

Интеллектуальная игра для дошкольников «Хочу все знать!».

Эта игра называется интеллектуальной, требует быстроты реакции, внимания, памяти, работы мозга и вашего умственного развития в целом. Вам будут предложены разные задания, которые нужно будет выполнить. Мы проверим ваши знания в разных областях, по результатам их выполнения мы выясним знатока, самого эрудированного из вас.

Ход игры:

Задание 1. Знатоки сказок

-Я начну, а вы заканчивайте,

Только в рифму отвечайте!

В сказке лошадь не простая:

Чудо – грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конек,

По прозванью (горбунок)

 Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался (колобок)

-Враг людей и враг зверей

Злой разбойник (Бармалей)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор (Айболит)

Задание 2. Вопросы на смекалку, сообразительность.

1. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких же сарделек? (6 минут) .

2. Сколько всего пальцев у человека? (20. По 5 на каждой руке, по 5 на каждой ноге) .

3. Кто автор сказок «Репка»«Колобок»«Теремок»(русский народ) .

4. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково) .

    5. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яиц не несет) .

6. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет говорить) .

7. На какое дерево, ворона села в дождь? (мокрое)

Развивающие игры — это игры, специально составленные с целью активизации различных способностей ребёнка. Они помогают провести время не только интересно, но и эффективно, получив при этом огромную пользу для общего развития.

Речевая игра «Придумай предложение».

Игровой материал и наглядные пособия: мячик.

Ход игры:

Воспитатель с детьми садятся в круг, объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу слово, а вы придумаете с этим словом предложение. Например, слово "кошка" и передам Мише мячик. Он возьмет мячик и ответит: "Кошка села на окошко". Затем он назовет свое слово и передаст мячик рядом сидящему». Так, по очереди мячик переходит от одного играющего к другому. Передавать мячик другому играющему следует после того, как придумано предложение с названным ведущим словом.

Подвижные игры – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. «Скачет зайка»«Сбей грушу»«Горячая картошка»«Поменяйся местами»«Переправа на плотах» и т. д.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.

Игра малой подвижности для дошкольников «Узнай по голосу».

Ход игры:

 «Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты (имя, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».

Водящий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Компьютерные игры. Компьютерные игры для мальчиков и девочек имеют массу плюсов. Они не только помогают развитию скорости, реакции и быстрому принятию решений, но и способствуют развитию логики в логических играх и головоломках, навыков интеллекта и стратегического мышления в стратегиях. Если главный герой компьютерной игры положительный, то у ребенка прочно укрепляется понятие о том, что такое добро и что такое зло. Но не все игры могут развить у ребенка чувство справедливости.

Математические игры - это, прежде всего, игры на развитие сенсорных эталон (цвет, форма, величина, формирование представлений о количестве и счет, развитие умений ориентировки в пространстве и времени. Например, «Геометрическое лото»«Веселый счет»«Сравни и подбери»«Числовые домики»«Математические цепочки»«Большой - маленький»«Часы»«Лабиринты»«Изучаем время» и др.

К этой же категории относятся логические игры Палочки Кюизенера», «Блоки Дьене-ша»«Кубики Никитина»«Колумбово яйцо»«Головоломка Пифагора» и др.

Математическая игра «Угадай, сколько в какой руке»

Ход игры:

 В игре могут участвовать двое и больше человек. Ведущий берет в руки определенное количество предметов - от 1 до 10 (например, спички, конфеты, пуговицы, камешки, фишки и т. п.) и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке предметов.

Дети по очереди отвечают на вопросы. Тот, кто угадает, становится ведущим. Ребенок, назвавший числа, сумма которых не соответствует спрятанному количеству предметов, платит штраф (прыгает на одной ноге, бегает столько кругов, сколько в сумме составляют названные им 2 числа, и т. д.).

Театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. B. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С Фурмина и др.)Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Например, «Лисичка со скалочкой»«Лиса, заяц и петух»«Волк и семеро козлят»«Муха-Цокотуха»

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Музыкальные игры. Музыкальное воспитание в ДОУ является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей дошколят. Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. «Танцуй так же, как я»«Слушаем тишину»«Сказка о Барабане и Скрипке»«Играем по нотам» и т. д.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Квест-игра"-современные игровые технологии в ДОУ

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия .Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образоват...

Доклад семинара практикума для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ» Мастер-класс «Здоровьезберегающие технологии»

   Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов п...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...