«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Гавриляк Ольга Игоревна

Предварительный просмотр:

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» 

        В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательный интерес, он все хочет знать. Его интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

        Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. От того, как развито   у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Психологи доказали, что сенсорное развитие является основой умственного развития и залогом успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь мы уже говорим о сенсорном воспитании. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие, совершенствование у ребенка его сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений).

      Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то и в игре происходит познание окружающего.  В игре развиваются все психические процессы. Играя, дошкольник учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В игре ребенок усваивает сенсорные эталоны. Существует множество игр, развивающих сенсорное восприятие ребенка. Основная задача всех сенсорных игр- это накопление разнообразного сенсорного опыта.

Я хочу предложить к вашему вниманию некоторые игры, которые вы можете организовать с детьми дома.

1.Игра «Чудесный мешочек». Положить в мешочек мелкие игрушки, знакомые детям. Затем предложить ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать игрушку. Можно попросить ребенка дать небольшую характеристику игрушке (мягкая, твердая, круглая и т.д.). Игра развивает тактильные ощущения.

2.Игра «Собери пуговицы». Высыпьте перед ребенком горку пуговиц разных цветов. Предложите ребенку разложить эти пуговицы по коробочкам. Цвет пуговицы должен соответствовать цвету коробки. Игра развивает восприятие цвета, мелкую моторику рук, а также внимание.

3.Игра «Мозайка из пуговиц». Предложите ребенку в определенной закономерности собрать дорожку из пуговиц, например: красная, зеленая, желтая. Можно попросить продолжить ваш образец. Также предложить ребенку выложить из пуговиц какую-нибудь фигуру или узор.

4.Игра «Подбери крышки». Взять разные баночки с крышками. Чтобы к каждой баночке подходила только одна крышка. Попросить ребенка открыть банки, перемешать их, а затем снова закрыть. Игра развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

5.Игра «Прищепки».  Для этой игры нужно вырезать из плотного картона шаблоны, например: солнышко, облако, трава и т.д. Детям необходимо выбрать походящие по цвету прищепки и прицепить их к шаблонам. Желтые прищепки будут лучиками солнца, синие-капельками дождя на облаке, а зеленые-травой. Игра развивает умение объединять предметы по цвету, также развивает мелкую моторику рук.

6.Игры с крупами. Тонким слоем насыпать на поднос любую мелкую крупу (хорошо подходит манная крупа). Можно предложить ребенку нарисовать что-то конкретное, а можно просто водить пальцем и рисовать просто линии, точечки и придумывать свою картинку. Кроме развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений, игра еще развивает воображение. Также оказывает медитативное воздействие.

      Это лишь малая часть того, чем вы можете занять ребенка дома. Многие домашние дела можно превратить в веселую игру и при этом чему-то обучить ребенка. Играйте с малышом насколько можно чаще. Ведь для него это так важно. Общение в игре не только упрочить ваши взаимоотношения, но и поможет ребенку получить опыт, который пригодится ему в дальнейшем.

Воспитатель младшей группы

Гавриляк О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»  Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Данная консультация поможет педагогам при работе с родителями по теме " Развитие сенсорных способностей у детей"....

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...