Консультация для педагогов «Интерактивные игры, их роль в развитии и обучении детей дошкольного возраста»
консультация

Рябикова Виктория Валерьевна

Время, в которое мы сейчас живет динамично, мир изменчив. Меняются технологии, гаджеты занимаю все большее место в жизни людей. Меняется ценовая политика, людям приходится больше работать (как бы не печально это звучало), большинство родителей все меньше могут уделять время своим детям. По вечерам на буднях родителям иногда не до совместных игр со своим чадом, нужно приготовить обед на завтра, постирать да просто отдохнуть от трудового дня.

Как нам всем известно, все дети любят играть. Игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста.

Отечественная педагогика и психология рассматривают игру как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребёнка.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои потребности. Существует множество игр и игрушек, каждая их которых имеет свои характеристики и особенности.

Встаёт вопрос – «Чем занять ребенка, чтобы сделать свои дела?». Частые ответы - «Включить мультики», «Дать планшет или телефон с играми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_rvv.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Интерактивные игры, их роль в развитии и обучении детей дошкольного возраста»

Рябикова В.В.

воспитатель МБДОУ

Время, в которое мы сейчас живет динамично, мир изменчив. Меняются технологии, гаджеты занимаю все большее место в жизни людей. Меняется ценовая политика, людям приходится больше работать (как бы не печально это звучало), большинство родителей все меньше могут уделять время своим детям. По вечерам на буднях родителям иногда не до совместных игр со своим чадом, нужно приготовить обед на завтра, постирать да просто отдохнуть от трудового дня.

Как нам всем известно, все дети любят играть. Игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста.

Отечественная педагогика и психология рассматривают игру как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребёнка.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои потребности. Существует множество игр и игрушек, каждая их которых имеет свои характеристики и особенности.

Встаёт вопрос – «Чем занять ребенка, чтобы сделать свои дела?». Частые ответы - «Включить мультики», «Дать планшет или телефон с играми».

Конечно ничего плохого в этом нет, если родители соблюдают ряд определенных правил:

  1. Формат игры (простая стрелялка, гонка или это обучающая игра).
  2. Контроль времени (не стоит забывать о здоровье глаз своих чад).
  3. Игры не должны быть агрессивные (необходимо помнить и о психике детей).

Обращая внимание за поведением детей 5-7 лет можно заметить, что дети переносят компьютерные игры, в реальность, подражая действиям вымышленных персонажей. На занятиях дети рассеянны, не могут сконцентрироваться.

Как привлечь внимание? Как сделать обучение для детей привлекательным?

В настоящее время многие детские сады оснащены высокотехнологичными информационными средствами развития и обучения, с помощью которых можно сделать обучение детей более интересным, ненавязчивым, наиболее эффективным.

Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.

Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на занятиях вызывает у дошкольников стремление к поиску правильного решения, к размышлению.

С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему.

Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, а также в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.

В своей работе я часто применяю интерактивные игры, делаю их сама. Детям очень нравится управлять мышкой, если играем на ноутбуке или специальным карандашом, если это интерактивная доска.

Ребята с нетерпением ждут новых игр, всегда с удовольствием встречают новинки.

С применением интерактивных игр наблюдается изменение отношение детей к занятиям, они стали более внимательней, у них появилось желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Ребята стали более сообразительнее, на поставленные задачи порой находят несколько вариантов решений.

Конечно, требуется совместная работа с родителями. Консультации и мастер классы показывают, что оказывается в такие игры интересно играть и самим взрослым.

А игры с вымышленными персонажами отошли на второй план.

Предлагаю  несколько вариантов интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

Вариант 1. Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»
Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети знакомятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

 

  1. Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают в огороде.)
  2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)
  3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)
  4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке.

Для проведения игры необходимо сформировать две-три команды по шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры, пластилин.

Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная (вылепленная из пластилина или глины) или настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

  • работать не дольше 10 минут;
  • общаться можно только мимикой и жестами (невербально).

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).
По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему).

Вариант 2. Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок» (алгоритм игры тот же)


Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное.
Вопросы для обсуждения

  1. Где находился теремок? (В поле.)
  2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
  3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)
  4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)

Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вариант 1).
После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.

 Вариант 3. Интерактивная игра «Домашний питомец»


Как обычно, до игры проводится подготовительное занятие, на котором детей знакомят с выбранным животным (в нашем случае с курицей) через обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки, назвать русские народные сказки, вспомнить мультфильмы, стихотворения, частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
Белое круглое долго лежало,
Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое пушистое
И золотое. (Яйцо и цыпленок.)
Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу. (Петух.)
Раньше всех встает,
«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)

Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Курица», спрашивает, о какой курице рассказывается в стихотворении.

Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споет
.

Детям читают русскую народную сказку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок». Предлагают ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто его утешил?».
«Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!». Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».

Затем педагог переходит к следующему этапу интерактивной игры, цель которого — разнообразить представления детей о домашнем питомце, учить их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей, пластилин, детали конструктора.

Задача — совместно создать образ цыпленка. Дети не должны общаться между собой словесно. В зависимости от подготовленности детей педагог может вносить изменения в игру. Если дошкольники затрудняются с выполнением задания, им предлагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и из какого материала (слепить из пластилина лапки, вырезать из бумаги крылья, собрать из деталей конструктора голову и тело). Задача педагога — ничего не придумывать за детей, а только направлять их фантазию в творческое русло.

После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты своего труда. Вторая группа дошкольников должна отгадать, что было создано детьми первой группы.
Вариант 4. Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводится подготовительное занятие, на котором дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и сказку Л.Н.

Толстого «Белка и волк».
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка.) * * *
Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…
А.С. Пушкин

Далее детям читают сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк» и предлагают ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела себя белка, столкнувшись с волком?».
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.

Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».

В заключение педагог читает стихотворение о белке, написанное неизвестным автором специально для детей; спрашивает, какими качествами выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки:
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут. Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,
Много ягод и грибов, Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки,

Очень добрые хозяйки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"  помогает при помощи экспериментирования разв...

Консультация для педагогов «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "ТРИЗ-технология как эффективное средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию посредством ТРИЗ-технолгии....

«Интерактивные игры-презентации как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Использование ИКТ в детских садах способствует развитию у детей не только психических процессов и познавательной активности, но и развивает умение быстро ориентироваться в окружающем мире, работать с ...