Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Захарова Марина Александровна

Консультация "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_k_slaydm.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                "Детский сад № 28 "Рябинушка"

Консультация для педагогов

"Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста".

(речевое сопровождение к слайдам)

Подготовила: учитель-логопед Захарова

Марина Александровна.

1 слайд

Заставка

2 слайд

                Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность

3 слайд

                Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

       В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что  у современных дошкольников:  

•        монологическая речь плохо развита;

•        небольшой опыт рассказывания текстов;

•        недостаточный активный словарь;

•        дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа

4 слайд

                Метод ТРИЗ очень подходит для того, чтобы справиться с этой проблемой. Что же это такое? В основе этого метода лежит педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, он должен учить их находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

5 слайд

                Основными задачами ТРИЗ - педагогики для дошкольников являются: формирование связной речи, обогащение лексической стороны речи  на основе активизации творческого мышления для продуктивной, познавательной, исследовательско  деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

6 слайд

1 клик

7 слайд

Все игры

8 слайд

                Можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

                Очень нравятся детям “Загадалки-узнавалки”

Кто стучит, как в барабан                              Ай, какой я молодец,

На сосне сидит . . .(дятел)                             Красный, круглый.(помидор)

                Такие загадки поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность

                Для более полного представления об остальных методах и приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

9 слайд

 «Системный оператор» .

        С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ об объекте.

10 Слайд

Если мы рассмотрим что-то...,

Это что-то для чего-то…. Для чего он  нам нужен

Это что-то часть чего-то…. Частью чего является легковой автомобиль

Это что-то из чего-то… Какие части есть у легкового автомобиля?

Чем-то было это что-то… Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

Что-то будет с этим что-то… Что в них вам хотелось бы изменить?

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.        

11 Слайд

Игра «Хорошо – плохо» (словесная).

                В этой игре дети учатся выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик. Достать из «чудесного мешочка» и т.д.

1 вариант. Например, съесть конфету – это хорошо. Почему?

Съесть конфету – плохо. Почему?

2 вариант. По цепочке: съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? В поликлинике большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можешь познакомиться с новыми друзьями и т.д.

        Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т.д.

12 Слайд

Игра «Исправь ошибку» (словесная)

                 Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

внучка маленькая, а бабушка старенькая;

Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

Заяц серый, а петушок смелый;

Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

13 Слайд

"Подбери словечко"(словесная)

Подбери слово, относящееся к слову

ЛЕС (охотник, волк, дерево, кусты, тропинка)

РЕКА(берег,рыба,рыбак,вода,тина)

 14 Слайд

«Что умеет делать?" (словесная). (чУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК)

 Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Примерный ход:

 В: Телевизор.

 Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

 В: Что может мяч?

 Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

15 Слайд

"Гирлянда"(словесная)

Старт - слово "Бабочка". Бабочка что делает? А что еще летает? У птицы тело покрыто чем? А где еще есть перья? А подушка какая? Что еще бывает мягким?

16 Слайд

Игра «Теремок» (карточки).

Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (ковер, стул, детский домик и т.д.), а остальные по очереди подходят к  теремку и просятся в него:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, ЛИСТОК. А ты кто?

- Я – ЯБЛОКО. Пусти меня в теремок!

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявив общие признаки и назвать их. Например, они оба растут на дереве. После этого гость заходит в теремок или просто в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку. И так, пока все карточки не окажутся в теремке.

Можно играть по-другому, все время меняя хозяина теремка.

17 слайд

 «Сенсорный ящик» (слайд анализаторов) 

18 Слайд

В сенсорном ящике спрятан какой-то объект.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель. Для облегчения формулировки вопроса я детям раскладываю карточки с именами признаков объекта (влажность, температура, рельеф, запах,  цвет, вкус, вес, части размер, количество, форма).

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

19 слайд

 "Спор предметов"(слайд + магниты)

Главная задача – «разговорить» детей, получить как можно больше устных ответов.

20 Слайд

Пример ситуации, которую озвучивает педагог.

Спор кошки и собаки.

Встретились кошка и собака. Кошка говорит: «Собака, давай с тобой дружить.

У нас так много общего. Мы очень похожи друг на друга». А собака отвечает: «Нет, не можем мы с тобой дружить, мы совершенно разные». Разозлилась собака, начала лаять на кошку. Ребята, давайте решим, кто же из них прав. Может быть, мы сможем помирить кошку и собаку. 

Пояснения к оформлению спора детей.

Для того, чтобы дети лучше понимали смысл понятий «Общее, одинаковое» - «разное, отличающееся» педагог может предложить символы. Целый круг - символ объединения, сходства, единства, родства. Отвернувшиеся половинки круга – символ различия, непохожести, отличия.

Варианты мнений детей.

1.Права кошка, потому что они животные.

2.Права кошка, потому что у кошки есть голова и у собаки тоже есть голова.

3.Права кошка, потому что у кошки 4 лапы и у собаки тоже четыре лапы.  

 1.Права собака, потому что они разного цвета.

2.Права собака, потому что у собаки шерсть длинная, а у кошки короткая.

3. Права собака, потому что она лает, а кошка нет.

Подведение итогов спора животных, анализ педагога

Действительно, ребята, кошка и собака не похожи друг на друга. Но у них много общего. Вы правильно заметили, что и укошки, и у собаки есть голова, лапы и т.д. И кошка, и собака могут ходить, есть, дышать. Но самое главное сходство в том, что это домашние животные.

21 слайд

Нравится – не нравится(слайд + смайлы)

22 Слайд

Пример ситуации, которую озвучивает педагог.

Мне нравятся машины или нет?

На улицах нашего поселка мы можем увидеть очень много машин. Они такие разные: большие и маленькие, быстрые и не очень, чистые и грязные. Давайте решим: «Нам нравятся машины или нет. И почему?»

Пояснения к оформлению спора детей.

Мнение каждого ребёнка записывается на доске. Оно не обязательно должно нравиться взрослому. Оно может быть абсолютно нелепым, смешным. На этапе сбора информации идёт только фиксация, но не обсуждение. Для «оживления» спора можно использовать символы-пиктограммы, обозначающие разное настроение: положительная эмоция – нравится, отрицательная эмоция – не нравится.

Мнения детей.

1.Машины мне нравятся, потому что на них можно быстро доехать по разным делам.

2. Машины мне нравятся, потому что на них удобно ездить.

3. Машины мне нравятся, потому что они красивые

1.Машины мне не нравятся, потому что они загрязняют воздух.

2.Машины мне не нравятся, потому что они дорого стоят, и папа не может себе купить машину.

3.Машины мне не нравятся, потому что они часто попадают в аварии.

Пояснения к подведению итогов спора.

В данной ситуации педагог обращает внимание на все мнения детей и подводит их к пониманию того, что в каждом предмете окружающей действительности можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Но в этом и состоит ценность жизни. Она всегда разная – и хорошая, и плохая. Видеть хорошее необходимо для того, чтобы ценить всё, что создано природой и человеком. Видеть и понимать плохое важно для того, чтобы предвидеть возможные опасности и обходить их стороной.

23 Слайд

"Логический поезд" (карточки под стул)

(книга, дерево, липа, чай, стакан, вода, река,камень, башня, принцесса)

24 слайд

"Найди лишнее"

25 Слайд

Стул, стол, змея, тренога, лошадь - ноги

26 Слайд

канистра, пустыня, море, аквариум, бутылка - вода.

27 слайд

Мне хотелось бы чтобы педагогов использующих в своей работе приемы ТРИЗ стало больше, и этот метод помог и облегчил, Ваш и без того нелегкий труд.

28 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...

Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у  детей повысить  позн...

Консультация для родителей «Применение Куба-трансформера для развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР»

Консультация для родителей«Применение  Куба-трансформера для развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР»...

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...

Консультация для молодых специалистов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста».

Консультация для молодых специалистов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста». ...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...