ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Наш родной Пожарский район»
рабочая программа

Попова Наталья Ивановна

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Ребёнку  с первых лет жизни нужно прививать любовь к родному краю: знакомить с народом, населяющим его малую родину, и его культурой, достопримечательностями, с людьми, прославившими их район, неповторимой природой и животным миром. Он должен душой и сердцем полюбить свой родной край, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nash_rodnoy_pozharskiy_rayon.docx76.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида»                                                                пгт Лучегорск Пожарского муниципального района

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете МБДОУ детский сад № 4

Протокол №

от «___»________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ детский сад № 4

С.Е. Лучкина ___________

ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста

«Наш родной Пожарский район»

Авторы-составители:

Муляр Анжелика Анатольевна –                                                                            воспитатель                                                                                                                              высшей квалификационной категории                                                                                    МБДОУ детский сад № 4

Ищенко Евгения Фёдоровна  –                                                                            воспитатель                                                                                                                    высшей квалификационной  категории                                                                                    МБДОУ детский сад № 4

Попова Наталья Ивановна –                                                                            воспитатель                                                                                                                    первой квалификационной категории                                                                                    МБДОУ детский сад № 4

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Актуальность программы

3

 Цель и задачи реализации программы

4

Педагогические принципы программы

5

Структура программы

6

Ожидаемые результаты Реализации программы

9

Этапы внедрения Программы

11

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию

12

 Формы и методы работы по патриотическому воспитанию

13

Материально-техническое сопровождение Программы

14

Список используемой литературы

15

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть

его нравственное воспитание, тем больше должно его не

учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и

манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.

                                 Виссарион Григорьевич Белинский.

Актуальность программы        

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Ребёнку  с первых лет жизни нужно прививать любовь к родному краю: знакомить с народом, населяющим его малую родину, и его культурой, достопримечательностями, с людьми, прославившими их район, неповторимой природой и животным миром. Он должен душой и сердцем полюбить свой родной край, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своим Пожарским районом, своей малой родиной и нашими земляками, поэтому знакомим детей с историей и культурой Пожарского района, воспитываем к нему любовь и уважение.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания.  Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Надо показать ребенку, что родной район славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.                                                                    

Цель и задачи реализации  Программы

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни.

9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.                                      

  Педагогические принципы программы:

Доступность: Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, и возрастных особенностей детей.

Непрерывность: Пополнение знаний формирует у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному развитию своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность: Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность: Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность: Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Структура программы:

Программа  разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

1. Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН);

3. Уставом  МБДОУ № 4 утвержденного постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 15 августа 2012 года №351-па, (далее – Устав);

4. Лицензией на образовательную деятельность, регистрационный  № 348 от 08 июня 2011 года.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 Раздел- «Мы все дружная семья» (семья, детский сад).
2 Раздел - «Мой дом – моя крепость» (в единении с природой).
3 Раздел - «Здесь живём и трудимся».
4 Раздел - «Дорогие мои земляки».

1 Раздел «Мы все дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи: Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Мой дом – моя крепость».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях Пожарского района. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения Лучегорска, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного посёлка и района.

Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного района. Расширять представления о природных богатствах Пожарского района: растительном и животном мире; полезных ископаемых. Воспитывать любовь к природе родного края и желании её оберегать и сохранять. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Здесь живём и трудимся».

Цель: Дать элементарные представления об истории района,   первостроителях Лучегорска, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, о событиях на острове Доманский, достопримечательностях района, социально-экономической значимости посёлка.

Задачи: Формировать представление об исторических корнях Лучегорска. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости посёлка, района. Воспитывать уважение к людям первостроителям, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Дорогие мои земляки».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в районе и культуре, которую они представляют.

Задачи: Формировать представление об основных профессиях жителей посёлка, района. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории Пожарского района, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему района, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

- Знать имя, отчество родителей.

- Знать где работают их родители.

- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

- Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

- Уметь рассказывать о своем родном посёлке.

- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

- Знать свой домашний адрес, название посёлка, района, края.

- Иметь представление о символике района, края.

- Знать название близлежащих улиц.

- Иметь представление о жизни и быте народа Пожарского района.

- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

- Знать профессии своих родителей.

- Знать правила поведения в природе.

- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

- Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

- Краткие сведения об истории Лучегорска, Пожарского района.

- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

- Знать герб, флаг Пожарского района и Приморского края.

- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

- Иметь представление о Пожарском районе; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

- Правила безопасности поведения в природе и на улице посёлка.

- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках Приморского края.

- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

 Этапы внедрения программы

- Сбор информации.

- Разработка и внедрение программы.

- Разработка и реализация плана программы.

- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

- Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

- Регулирование выполнения программы.

- Текущий мониторинг выполнения программы.

- Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

Механизм сопровождения программы

  1. Планирование и подготовка

- Изучение методической литературы.

- План работы на год.

- Утверждение плана.

2.  Методическое сопровождение

- Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

- Консультации.

- Проведение семинарских занятий.

- Самообразование.

3. Использование результатов работы

- Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педагогических чтений, педсоветов, открытых просмотров).

- Оформление результатов работы.

- Написание творческих работ, проектов.

- Выступление в СМИ.

4. Мероприятия поддержки

- Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

- Взаимодействие с семьей.

- Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.

- Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

- Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.

5. Итоговый анализ

- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

- Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

- Оформление результатов работы.

- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

 Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья»;

- Оформление групповых комнат.

- Благоустройство ДОУ.

- Труд бытовой в природе.

- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

- Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки»

- Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

 Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

  1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения п.Лучегорск, Пожарского района, их символика).

Занятия о происхождении района, географическом расположении, климате и т.д.

  1. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа, коренного населения района укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к людям разных национальностей, истории Пожарского района. Для этого проводятся:

- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

- Экскурсии в  краеведческий музей пгт Лучегорск, в музей детского сада «Истоки».

- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

  1. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном районе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

  1. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

  1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества». Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки». «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

  1. «Неделя памяти» включающая:

оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы. Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны. Экскурсии к памятникам, участникам Великой Отечественной Войны, первостроителей Лучегорска, участникам Даманских событий.

 Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия; Современные средства ТСО; Методическая литература; Репродукции картин; Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, слайды «Мой посёлок»; «Моя семья»; Художественная литература; Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет; Карты, атлас Пожарского района; Символика Лучегорска и Пожарского района, глобус и т.д.

Список используемой литературы

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – ООО «ТЦ Сфера» 2003г.

Шарыгина Т.А. Беседы о профессиях – ООО «ТЦ Сфера» 2014г.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005г.

Ривина Е.К. Герб и флаг России – Аркти 2002г.

Зацепина М.Б. Дни великой славы – патриотическое воспитание дошкольников – Мозаика – Синтес 2008г.

Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – «Учитель» 2006г.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста – «Владос» 2003г.

Сертакова Н.М.,Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности – «Учитель» 2014г.

Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет – «Учитель» 2014г.

Малащенко В.М. Земля, дарующая счастье. Хабаровское книжное издательство «Ковчег» 2014г.

 Синицын В.В. В лучах красоты первозданной – Издательство «Русский Остров»

2014г.

Приложение 1

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию к программе «Наш родной  Пожарский район».

II младшая группа (3-4 года)

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

- «Здравствуй, детский сад!» (Экскурсия по детскому саду)

- Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» (знакомство с профессиями сотрудников детского сада – воспитатель, няня)

- «Мой родной поселок» (рассматривание альбома с фотографиями Лучегорска)

- Целевая прогулка «У цветочной клумбы» (растения участка, природа родного края)

Воспитатели

Октябрь

- Беседа «Хорошо у нас в саду!»

- Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

- Дидактическая игра «Где что растёт?» (знакомство с овощами и фруктами, которые выращивают в нашей местности)

- М/подвижная игра «Назови своё имя»

Воспитатели

Ноябрь

- Беседа «Я и моя семья»

- НОД «До свиданья, птицы» (знакомство с птицами Пожарского района)

- Сюжетно-ролевая игра «Семья»

- Рассматривание фотоальбома «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (знакомство с профессиями)

Воспитатели

Декабрь

- Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» (развешивание кормушек на территории детского сада)

- Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

- Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

- НОД «Как звери к зиме готовятся» (знакомство с животными Пожарского района)

Воспитатели

Январь

- НОД «Мой родной посёлок»(знакомство с достопримечательностями Лучегорска)

- «Мы построим новый дом » (конструктивная деятельность)

- «Птицы зимой» (наблюдение за птицами на участке)

- НОД – аппликация «Флажок» (знакомство с государственным флагом России)

Воспитатели

Февраль

- «Белая берёза под моим окном» – целевая прогулка по территории детского сада (деревья в родном посёлке).

- Беседа «Мой папа самый сильный» (дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье)

- «Защитники Отечества» - рассматривание альбома (знакомство с военной профессией)

- «Мы поздравляем наших пап» (изготовление поздравительной открытки)

Воспитатели

Март

- «Я, моя мама и мама моей мамы» - беседа о мамах и бабушках

- «Мы поздравляем наших мам» (изготовление поздравительной открытки)

- Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки»

- «Дикие животные» - рассматривание альбома (знакомство с дикими животными Пожарского района)

Воспитатели

Апрель

- «Рассказы о своей семье» - беседа

- «Кто заботится о нас?» - экскурсия по детскому саду  (знакомство с профессиями сотрудников детского сада)

- «Машины на наших улицах» - целевая прогулка по близлежащим улицам посёлка

- НОД - аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный» (знакомство с профессией строителей)

Воспитатели

Май

- Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

- НОД – рисование «Праздничный салют»

- Труд на участке – уборка участка (приучать детей поддерживать порядок и чистоту)

- Беседа «Береги свою планету!»

Воспитатели

Июнь

«Посади цветок» - посадка цветов на клумбе

- Загадки о насекомых

- Беседа «Дружат люди всей земли» (дать понятие, что люди все разные)

- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»»

 Воспитатели

Июль

- П/игра «Мы весёлые ребята»».

- Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

- «Друзья наши меньшие» – знакомство с животными нашей местности.

- Беседа «Лучегорск – моя Родина».

Воспитатели

Август

- Моя любимая сказка» - беседа о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций знакомых сказок

- Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

- Показ слайдов «Посёлок Лучегорск» -  здания и памятники посёлка.

- Целевая прогулка по территории детского сада (знакомство с растениями Пожарского района)

Воспитатели

Приложение 2

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию к программе «Наш родной Пожарский район»

Средняя группа (4–5 лет)

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

- Экскурсия по помещениям детского сада (знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду)

- НОД  «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» (знакомство с дикими растениями Пожарского района)

- С/ролевая игра «Детский сад»

- Целевая прогулка «Улицы нашего посёлка»

Воспитатели

Октябрь

- Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

- Экскурсия в парк -  экологическая тропа – природа родного посёлка.

- «Семейная фотография» –рассматривание фотоальбома (расширение знаний о своей семье)

- Проект «Мой родной поселок».

Воспитатели

Ноябрь

- Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы и здания Лучегорска).

- Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» (приучать детей соблюдать чистоту на улицах родного посёлка)

- НОД «Что такое музей?» (познакомить с музеем детского сада)

- «Строим новый дом» - конструктивная деятельность (рассказать о первостроителях Лучегорска)

Воспитатели

Декабрь

- С/ролевая игра «Строители» (знакомить с профессиями строителей)

- НОД «Пресветлое солнце» - знакомство с флагом и гербом России

- НОД – рисование «Солнышко» (объяснить образ солнца на гербе»

- «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

Воспитатели

Январь

- Акция «Покорми птиц зимой» (знакомить с зимующими птицами Пожарского района)

- Экскурсия в детсадовский музей -  «Дружат дети на планете» (познакомить с коренными народностями Пожарского района).

- Целевая прогулка по близлежащей улице – наблюдение «На каких зданиях можно увидеть флаг и герб России».

- Досуг «Собирайся, народ, коляда в гости идёт!» (знакомство с русским народными играми, забавами)

Воспитатели

Февраль

- Беседа о диких животных –( о жизни диких животных в местных лесах.)

- Экскурсия к зданию почты «Письмо в сказочную страну» ( знакомство с профессией почтальона.)

- Просмотр слайдов «На земле, в небесах и на море»  (об армии, о родах войск)

- Развлечение «Папы, дедушки – солдаты» (о государственном празднике «Защитники Отечества»)

Воспитатели

Март

- «Наша мама лучше всех» - выставка рисунков

- Целевая прогулка «Посёлок, транспорт, пешеход» - (наблюдение за жизнью улицы)

- НОД «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

- С/ролевая игра «Почта»

Воспитатели

Апрель

- «Мой город» - рассматривание слайдов о Лучегорске, о Пожарском районе.

- Экскурсия в весенний парк – экологическая тропа весной.

- Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

- НОД «Знакомство детей с флагом и гербом России и Пожарского района» - Экскурсия в музей

Воспитатели

Май

- Экскурсия по праздничным улицам города.

- Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

- Целевая прогулка к памятникам Лучегорска

- Д/игра «Четвёртый лишний» (о первоцветах родного края)

Воспитатели

Июнь

- Акция «Озелени участок»

- «Салют в честь праздника России» - выставка рисунков

- Досуг «Должны смеяться дети».

- Рассказ воспитателя о лекарственных растениях (знакомство с растениями родного края)

Воспитатели

Июль

- Экскурсия в детский парк (игры, развлечения)

- «Мой детский сад» - выставка рисунков

- Досуг «Преодоление препятствий».

- Рассматривание слайдов

- «Достопримечательности Лучегорска».

Воспитатели

Август

- Беседа «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

- Чтение художественной литературы – сказки коренных малочисленных народов Пожарского района

- Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

- «Мой край задумчивый и нежный» - рассматривание иллюстраций

Воспитатели

Приложение 4

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию к программе «Наш родной Пожарский район».

Старшая группа (5–6 лет)

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

- Беседа с детьми о летнем отдыхе –

- Беседа: Страна большая, город ее часть!

- «Край, в котором мы живем»

- Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)

Воспитатели

Октябрь

- Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

- Сюжетно-ролевая игра «МЧС». - Рассказ воспитателя «О символике родного края»

- Рассматривание карты России

Воспитатели

Ноябрь

- Беседа «Чем славится посёлок Лучегорск» (на основе наглядного материала).

- Экскурсия на пекарню «Лучик»

- «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

- Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Воспитатели

Декабрь

- «Панорама добрых дел».

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Природоохраняемая акция «Не рубите ёлочку».

- Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии района).

Воспитатели

Январь

- Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

- Изготовление с детьми и родителями герба Пожарского района

- История возникновения.Пожарского района

- Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Воспитатели

Февраль

- Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

- Природный мир «Природа и человек».

- Акция «Подарки для Защитников Отечества».

- Праздник День Защитника Отечества.

Воспитатели

Март

- Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

- Целевая прогулка по близлежащим улицам пгт Лучегорск

- Природоохраняемая акция  «Берегите птиц».

- Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности  Лучегорска».

- Экскурсия в Центральную районную библиотеку

Воспитатели

Апрель

- Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».

- Сюжетно-ролевая игра -«Путешествие по родному посёлку».

- «Кем работают наши родители».

Воспитатели

Май

- Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ

- «Вкусная и полезная пища».

- Беседа «Национальная одежда коренных народов Пожарского района».

- Викторина «Знаешь ли ты свой посёлок?»

Воспитатели

Июнь

- «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

- «Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

- Досуг «Зарница».

- «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Воспитатели

Июль

- Беседа «Рыбы наших водоемов».

- Сбор гербария.

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Развлечение «Приключения капельки».

- Познакомить с животными Приморского края, занесенными в Красную книгу.

Воспитатели

Август

- Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков».

- Составление с детьми Красной книги Пожарского района.

- «Символика поселка Лучегорск».

«Наша дружная семья» – о коренных малочисленных народах Пожарского района.

Воспитатели

Приложение 5

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию к программе «Наш любимый Пожарский район».

Подготовительная группа (6–7 лет)

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

- Конкурс рисунков

- «Памятники нашего поселка»

- Родные просторы (знакомство с местоположением пгт Лучегорск на карте).

- «Край, в котором мы живем».

- Проект «Наше дерево».

Воспитатели

Октябрь

- «Как можно стать юным экологом».

- Посещение центральной районной библиотеки пгт Лучегорск «Как все начиналось?»

- Оформление подборки из домашних фотоальбомов

- Экскурсия по близлежащим улицам.

Воспитатели

Ноябрь

- Проект (комплексное занятие) «Символика Пожарского района» (изобразительная и музыкальная деятельность).

- Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

- «Кладовая пгт Лучегорска  (полезные ископаемые округа).

- Праздничное мероприятие, посвященное  Дню матери.

Воспитатели

Декабрь

- Беседа «Важные даты пгт Лучегорск»

- Экскурсия по поселку

- Изготовление плакатов на тему: «Сохраним красавицу Ёлочку ».

- Творческая гостиная для детей и родителей «Культура малочисленных  коренных народов Пожарского района».

Воспитатели

Январь

- Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

- Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

- Экскурсия в Центральную районную библиотеку.

- Сбор информации об участниках войны – жителях нашего района.

Воспитатели

Февраль

- Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой».

Оформление альбома «История детского сада в фотографиях».

- Операция «Радость» изготовление подарков и вручение папам.

- Праздник– День Защитника Отечества.

Воспитатели

Март

-Праздник «Наши мамы самые любимые».

- «Все профессии нужны, все профессии важны».

- Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

- Рассказ педагога о Героях – земляках.

Воспитатели

Апрель

- Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

- «Чем богат наш Приморский край» – экскурсия в краеведческий музей.

- Проект (рисование) «Язык орнаментов».

- Беседа «Архитектура родного поселка».

Воспитатели

Май

- Экскурсия в Парк Даманских событий посвященной ВОВ.

- Рассказ педагога о заповедных местах Пожарского района.

- Викторина «Конкурс знатоков родного поселка», «Я и мой поселок» с использованием поэтических произведений искусства.

Воспитатели

Июнь

- День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

- Беседа «Красная книга Пожарского района»

- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по поселку».

- Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Воспитатели

Июль

- Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

- Досуг «Зарница».

- Беседа «Зачем людям нужна вода?»

- Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой родной поселок».

Воспитатели

Август

- Государственная символика, символика Пожарского района, поселка.

- Спортивный праздник

- Досуг «Наши друзья деревья».

- Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.

- Подготовка к празднику 1 сентября

Воспитатели

Приложение 6

План взаимодействия с родителями к программе по нравственно-патриотическому воспитанию «Наш родной Пожарский район

Задачи

Способы реализации

Сроки

Выявление запросов

родителей по организации работы с детьми

- Анкетирование родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников

- Оформление информации в родительском уголке «Земля, дарующая счастье» - к 80-летию Пожарского района

Сентябрь

- Оформление информации в родительских уголках по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников (консультации, папки-передвижки и т.д.)

Октябрь

- Провести День открытых дверей.

Апрель

- Фотовыставка для родителей «Мир детства»

1 раз в квартал

Привлечение родителей к

сотрудничеству с ДОУ

- Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме

1 раз в квартал

Консультативная помощь родителям воспитанников

В  течение года

Установление партнерских

отношений между всеми

участниками

образовательного процесса

- Выставка поделок «Осенний вернисаж» (из природного материала)

Октябрь

- Оформление стенда «Мой Лучегорск»

Ноябрь

- Праздничный концерт, посвящённый Дню матери

Ноябрь

- Спортивный праздник «Кукляндия – весёлая страна» - (семейный досуг)

Ноябрь

- Экскурсия в краеведческий  музей пгт Лучегорск

Ноябрь  ,

Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза»

Декабрь

Новогодний утренник  «Ёлочка – зелёная иголочка»

Декабрь

Экскурсия в музей – пополнение музея новыми экспонатами

Январь

Проект «Мой Пожарский район»

(старшие группы)

Январь

Проект «Коренные жители Пожарского района»

(подготовительная группа)

Январь

- Совместные с родителями мероприятия непосредственно организованной образовательной деятельности «Защитники Отечества»

Февраль

- Семейный праздник «Шутки-прибаутки» (русский народный фольклор)

Февраль

- Выставка в музее детского сада «Истоки» «Народный костюм»

(старшая и подготовительная группы)

Февраль

- Проект «Защитники Отечества»

(старшая и подготовительная группы)

Февраль

- Выставка рисунков «Вместе с мамой»

Март

- Утренники, посвящённые 8 марта

Март

- Экскурсия в природу

Март

- Акция «Первоцветы»

Апрель

- Экскурсии к памятным местам Лучегорска

Май

- Праздничный концерт, посвящённый Дню Победы

Май

- Выпуск стендов, посвящённых Дню семьи

Май

- Конкурс презентаций

«Традиции нашей семьи»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

 В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность  и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине....

Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.

В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...