Адаптивная физическая культура
материал

Нечипоренко Мария Александровна

Адаптивная физическая культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, которая, с одной стороны, адаптирована для людей с ОВЗ (с двигательными, ментальными расстройствами и пр.), а, с другой стороны, она увеличивает возможность адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.

За счет развития мышечной и сенсорных систем улучшается самоконтроль и управление своим телом, что положительно сказывается на освоении социально-бытовых навыков и самостоятельности.

Благодаря занятиям в группе, взаимодействию с тренером и сверстниками улучшаются навыки коммуникации и социализации.

Также на тренировках отрабатываются навыки самообслуживания, умения выражать просьбы, следовать инструкциям, умение ждать своей очереди и команды тренера.

Впервые термин «адаптивная физическая культура» в России был введен в 1995 году профессором С.П. Евсеевым. (С.П. Евсеев, 1995).

За рубежом в XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической культурой и реабилитационным спортом, что стало основой направления адаптивная физическая культура. (Н. Lorenzen, 1975).

Концепция, подход, методология, лежащая в основе метода (практики) – теоретическая основа

Адаптивная физическая культура включает как минимум три крупных области знания — физическую культуру, медицину, коррекциоппую педагогику.

Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развить ребенка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физкультура развивает навыки адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию.

 Цели/область применения метода

Основные области, на развитие которых направлен данный метод:

Физическое развитие.

Коммуникация (общение с педагогом, детьми с помощью выполнения упражнений в парах или участия в коллективных подвижных играх на групповых занятиях). Речь. Социализация. Самообслуживание. Повышение мотивации, развитие уверенности в себе, дисциплинированности.

Внимание. Память. Умение выполнять многозадачные инструкции с переключением с одной деятельности на другую.

Конкретные навыки, на которые направлен данный метод:

Формирование основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.

Развитие координационных способностей.

Развитие физической подготовленности.

Развитие профилактика соматических нарушений: - формирование и коррекция осанки.

Развитие познавательной деятельности и социально-коммуникативных навыков.

Формирование умений играть в комадные спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол и взаимодействовать в играх в паре (большой и настольный теннис, бадминтон).

 Целевая группа

Возраст:

— от младшего дошкольного до взрослого.

Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:

— ограничений нет.

Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:

— противопоказания к определенным видам активности, данные педиатром, неврологом, ортопедом.

 Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Требования к базовому образованию (если есть):

Среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Физическая культура» или «Адаптивная физическая культура».

Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:

постоянное повышение квалификации, изучение следующих дисциплин: фитнес, сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология.

 Технология применения

Этапы применения метода (алгоритм действий — кратко):

Анкетирование родителей, предварительная консультация с родителями.

Диагностика физической подготовленности ребенка.

Составление тренировочной программы, планирование использования форм, средств и методов на ближайший месяц.

Оценка результатов в течение прохождения тренировочной программы, коррекция целей и задач.

Итоговая диагностика физической подготовленности.

Постоянное консультирование родителей в течение тренировочного процесса, разработка домашних заданий.

Адаптация упражнений под индивидуальные особенности детей с РАС.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

Коррекционно-развивающие, предназначенные для развития и коррекции физических качеств, координационных способностей, движений и пр. с помощью физических упражнений;

Оздоровительные, направленные на коррекцию осанки, плоскостопия, профилактику соматических заболеваний; для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

Спортивные, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

Уроки, целью которых является обучение видам деятельности, позволяющим разнообразить досуг детей, например, катание на коньках, лыжах, туризм, игровая деятельность.

Групповые уроки, направленные на развитие коммуникации: умение взаимодействовать с партнером, играть в спортивные игры, следовать правилам игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие психофизических качеств детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья через адаптивную физическую культуру»

Основной целью педагогического опытаявляется развитие и коррекция психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической ку...

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...

Адаптивная физическая культура как вариативная форма физического воспитания детей с ДЦП

Адаптивная физическая культуры для лиц с ограниченными возможностями (ДЦП) - особенности, задачи, принципы, методы....

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (адаптивная физическая культура)

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке это...

Совместная работа детского сада «Золотой петушок» и спортивной школы «Олимпия» отдел адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Здоровье человека является значимым фенонемом по уровню и состоянию которое судят о благополучии общества....