Мастер-класс для педагогов "Играем-звуки изучаем"
материал (подготовительная группа)

Замятина Светлана Леонидовна

Мастер-класс для педагогов "Играем-звуки изучаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_pedagogami.docx433.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26» г.Еманжелинска

Мастер-класс для педагогов

«Играем – звуки изучаем»

https://sch2001.ru/userImages/vremya.png

Подготовила:

учитель-логопед

 Замятина С.Л.

г.Еманжелинск, 2022г.

Цель:

Ознакомление педагогов с различными играми и игровыми приемами для работы по автоматизации звуков;

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию игровых приемов при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.

    Участники: педагоги подготовительной  группы компенсирующей направленности

           Алгоритм проведения мастер класса:

1. Введение в проблему

2. Практическая часть

3. Рефлексия (вопросы, обмен мнениями по данной теме).

      Введение в проблему.

 У детей с нарушениями речи часто страдают  сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь.   И, как показывает практика, родители  и окружающие люди чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.

Сегодня мы поговорим о коррекции и автоматизации звуков.

1. Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя четыре  этапа:

подготовительный этап;

этап постановки звука;

автоматизация звука;

дифференциация звуков.

Что же такое «автоматизация»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если  ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся не только логопедом, но и родителями, и педагогами группы под контролем учителя – логопеда.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

  • автоматизацию изолированного звука;
  •  автоматизацию звука в слогах;
  •  автоматизацию звука в словах;
  • автоматизацию звука в словосочетаниях;
  • автоматизацию звука в предложениях;
  • автоматизацию звука в связной речи;

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт педагогам и родителям рекомендации в логопедической тетради для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям хорошо использовать различные игровые приёмы.

2. Практическая часть

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать для   автоматизации  разных звуков, меняя речевой материал.

Существует множество игр и игровых приемов, которые позволят провести занятие по автоматизации звука легко и продуктивно. Речевой материал берется в тетради для логопедических занятий, который каждую неделю обновляется логопедом. Сегодня мы познакомимся с некоторыми играми.

Игры с пальчиками 

Цель: автоматизация звука в слогах

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно пальцы и произносить слоги:

указательный – ла, средний – ло, безымянный – лы, мизинец – лу.

3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.

4. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

5. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Автоматизация звука в слогах :

          Кнопочки

Цель: автоматизация звука в слогах

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат,  цветок ). Сколько кнопочек - столько повторов.

          «Добавь слог» (игра с мячом)

Цель: автоматизация звука в слогах

Например, на звук Л:

Сто – лы, аку – лы, ска – лы, вокза – лы, уко – лы, бока – лы, пи – лы, ви – лы,

пена – лы, шко – лы,  ску –лы.

«Раз - шажок, два – другой» Цель: автоматизация звука в слогах

       Ребёнок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.  

Или прошагать и посчитать количество слогов в заданном слове.

Автоматизация звука в словах

«Запомни и повтори»

Цель: автоматизация звука в словах

Воспитатель проговаривает слова по порядку, по 2,3,4 слова. Ребенок (или небольшая подгруппа детей, имеющих схожие нарушения) должен запомнить последовательность и повторить эти слова (обязательно правильно). Можно поощрять , например, фишками. Если игра проводится с несколькими детьми, то дети повторяют слова по очереди.

« Живые звуки» (звуковой анализ слова)

Цель: автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия

Берется любое слово с изучаемым звуком. Дети распределяются между собой, кто какой звук изображает. Дети берут в руки квадрат синего, зеленого или красного  цвета ( фишку, мяч, кубик, обруч). Дети выстраиваются в нужном порядке.

Предложить ответить на вопросы:

Сколько всего звуков? Сколько согласных? Сколько слогов? Почему? Как проверить сколько слогов в слове?

Гласные делают шаг вперед, а согласные хлопнут в ладоши. Можно вспомнить правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов»

«Запретное слово»

Цель: автоматизация звука в словах

Слушаем внимательно и повторяем за мной четко, правильно, красиво все слова, кроме слова, например «ЛОПАТА», это слово повторять нельзя!    

Слова:  лошадка, стол, ЛОПАТА, слон, иголка, Лопата, Лопата, молоко, луна, лось, футбол, Лопата.

 « Найди слово» (по картинкам найти слова с нужным  звуком)

Цель: автоматизация звука в словах

Детям предлагаются картинки. Ребенок должен найти и назвать слова на нужный звук.

«Большой – маленький» (игра с мячом)

Цель: автоматизация звука в словах, совершенствование грамматического строя речи (словообразование)

Лопата – лопаточка, лампа – лампочка, лапа – лапочка, лужа – лужица, платье – платьице, лодка – лодочка , лук – лучок, флаг – флажок, стол – столик, стул – стульчик.

«Великан-гномик»

Цель: автоматизация звука в словах, совершенствование грамматического строя речи (упражнение в словообразовании

Предлагаются слова на прорабатываемый звук. Одновременно проводится работа над совершенствованием грамматического строя речи (словообразование)

Например, слова на звук Р:

У великана рыбище, а у гномика рыбешка;

У великана картинище, а у гномика картинка;

У великана кружище, а у гномика кружечка. И т.д.

«Наоборот» 

Цель: автоматизация звука в словах, развитие лексики

 ( подбор антонимов, с мячом). В этих словах присутствуют и соноры,  и свистящие, и шипящие звуки.

Много – мало, трусливый – смелый, добрый - , грустный – веселый, пустой – полный,  темный – светлый, легкий – тяжелый, сладкий – кислый,

горячий – холодный.

« Что бывает?»

Цель: автоматизация звука в словах, совершенствование грамматического строя речи.

Назови предметы, про которые можно сказать Холодный? Ласковый? Милый? Белый? Желтый? Лиловый? Глубокий? Целый? Веселый?

Педагог следит за правильным согласованием окончаний прилагательных и существительных:

Веселый мальчик, веселАЯ девочка, веселАЯ песенка, веселОЕ солнышко.

«Игры – ходилки»

Цель: автоматизация звука в словах.

Потребуется любое игровое поле , кубик и фишки. Играть могут несколько детей. Называются слова по выпавшему количеству точек на кубике. Можно использовать предметные картинки на звук или же просто повторять слова за воспитателем. Если слова произнесены неправильно, игрок должен вернуться на один или несколько ходов назад. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

Автоматизация звука во фразовой речи

«Куда я встал(а)» 

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Игра проводится на игровом поле любой «Ходилки»

Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:

Например, Я встаЛ(а) на сЛона .
Я вста
Л(а) на игоЛку .
Я вста
Л(а) на акуЛу и т.д. Или: Я встал на цифру 5….

«Составь предложение»

Цель: автоматизация звука в предложениях.

Игра проводится на игровом поле любой ходилки, только повторяются не просто слова, а составляется с ними предложение. Правила те же.

 

«Живое-неживое»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Потребуются предметные карточки-картинки на звук

а) Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон - живой, игоЛка неживая и т.д.

б) Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.

(картинки подобрать парами: живой предмет – неживой предмет).

 «Найди картинку!» (работа по ориентации на листе бумаги.)

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Назови, что находится  в правом верхнем углу; в нижнем левом углу;

в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).

 « Рассыпанные слова»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Из данных слов построить правильное предложение.

По аналогии с игрой «Живые звуки», можно поиграть в « Живые слова».

Мила, лодка, на , каталась.

Футбол, Михаил, в , играл.

Столе, на, стоит, лампа.

Лужа, дождь, после появилась. Предложения можно составлять на любой прорабатываемый звук.

 

 «Собери рассказ»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

На сюжетной картине найти и назвать слова с автоматизируемым звуком, составить с каждым короткое предложение.

Игры с использованием игрового набора Фребеля:

«Помоги игрушке добраться до домика»

 Цель: автоматизация звука в слогах, словах.

С помощью фишек (кубиков, палочек) ребенок составляет дорожку к домику. Если слово (слог) произнесено правильно), то можно взять очередную фишку для постройки дорожки. Когда дорожка будет готова, можно игрушкой пройти по ней, на каждой фишке проговаривая за воспитателем слово. Можно составить целую сказку. Например, волк строит свою дорожку, Красная Шапочка свою. Кто вперед доберется до домика бабушки?

Игры с фишками можно проводить и в песочнице так же, как и за столом. Можно устраивать различные препятствия (горы, барханы, овраги), и проходить их, выполняя дополнительные задания воспитателя. Песочные горки можно сдувать (развитие дыхания).

При играх с песком так же улучшается эмоциональный фон, развивается мелкая моторика.

«Построим домик»

Цель: автоматизация звука

Ребенок строит домик из кубиков (палочек, фишек), получая по одному элементу за правильно произнесенное слово. Можно играть с подгруппой детей. У кого дом выше? У кого больше?

«Составь схему слова»

Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука, обучение элементам грамоты

Из фишек составляется схема слова (берутся фишки синего, зеленого и красного цвета). Слово можно разделить на слоги с помощью палочек, обозначить ударение

                                                                 

3. Рефлексия (вопросы, обмен мнениями по данной теме) 

      

Наш мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон), если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).

Задание  «Наполни бочонок»

Участникам предложены жетоны жёлтого цвета (мёд)  и коричневого цвета (дёготь). Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по правилам дорожного движения «Изучаем правила дорожного движения. Из опыта семейного воспитания»

цель данного мастер-класса направленна на  -систематизирование знаний детей и взрослых о правилах дорожного движения- активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам...

мастер-класс «Изучаем права, играя».

Предлагаю материал для проведения мастер-класса с педагогами и родителями о знакомстве детей дошкольного возраста с правами....

Мастер-класс «Изучаем права, играя».

Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения....

Мастер - класс для педагогов на тему: "Изучи себя сам"

Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ....

Мастер-класс "Играя, изучаем природу!"

Викторина проходит в виде экологических игр, которые доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Играя, ребята лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся...

Мастер класс "Изучаем профессии"

Игравой набор "Изучаем профессии"...

Мастер – класс Книжка-малышка для детского сада «Изучаем геометрические фигуры»

Мастер – класс   на тему: Книжка-малышка для детского сада «Изучаем геометрические фигуры» ...