Конспект интегрированного занятия "Символика нашей России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Четверикова Юлия Николаевна

Интегрированное занятие по познавательному развитию (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oz.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 250» корпус 2

Конспект интегрированного занятия

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Составила воспитатель:

Четверикова Ю. Н.

г. Барнаул, 2022

Интегрированное занятие по познавательному развитию (подготовительная к школе группа)

Тема: СИМВОЛИКА НАШЕЙ РОССИИ

Цель: закрепить и расширить знания детей о государственной (герб, флаг, гимн) и «народной» (береза, матрёшка) символике.

Задачи: развивать способность выражать сочувствие и желание проявлять эмоциональную поддержку и помощь людям; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.

Материалы и оборудование: политическая карта мира; карта России; макеты березок и матрёшек; матрёшка; государственная символика; аудиозапись гимна; аудиозапись картинки предметов, изготовленных из березы; элементы узоров для украшения матрёшек.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на карту.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно на карту. Кто мне может показать границы нашего государства, нашей страны России?

Предлагает детям обвести границу России по карте.

Как велика моя земля!

Как широки просторы:

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна –

В другом снега и вьюга.

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: это герб, флаг и гимн. Есть они и у России. Мы с вами знакомились с ними. Рассмотрим герб нашей страны. Что на нем расположено?

Ответы детей.

Воспитатель. На красном щите расположен двуглавый золотой орёл. Орёл – царь-птица. Одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад. Над головами орла – три короны. Правой лапой орёл сжимает жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Это скипетр. В левой лапе – держава (золотой шар с крестом на верху). Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство наше сильное и непобедимое. На груди орла тоже красный щит. На нём изображён всадник. Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего Отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В правой руке серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Конь воина топчет дракона копытами. В этом гербе отразилась борьба добра и зла. Послушайте стихотворение «Чудо Георгия о змие».

Прожорливый и злой Дракон

Когда-то жил на свете.

Дрожали в страхе перед ним

И взрослые, и дети.

Он в жертву требовал детей

Невинных каждодневно,

И на съеденье отдана

Была ему Царевна.

Стоит Царевна вся в слезах

И ужасом объята,

А к ней навстречу, словно вихрь,

Летит Дракон крылатый.

Она в отчаяньи, и вдруг

К ней с Неба всадник мчится,

И озарилось всё вокруг.

Иль это только снится?

Прекрасный всадник неземной

Спешит на помощь смело.

Плащ синий вьётся за спиной,

А конь, как пена, белый.

Дракона жадного пронзил

Копьём святой Георгий,

Царевну спас, и наступил

Конец кровавых оргий.

Веков немало пронеслось,

Но не забудут люди

О происшедшем в той стране

Невероятном чуде.

Воспитатель. Георгий Победоносец – защитник нашего Отечества, поэтому его увековечили на гербе России. Для чего же нужен герб государству?

Ответы детей.

Воспитатель. Чтобы мы могли отличить одно государство от другого. Чтобы отличить денежные знаки своей страны от других стран, так как на них тоже изображён герб. Герб расположен на пограничных столбах страны, печатях, на почётных грамотах, дипломах, государственных книгах.

Дети, найдите российский флаг среди множества флагов. Почему вы думаете, что это российский флаг?

Ответы детей.

Воспитатель. Российский флаг состоит из трёх полос. Вверху белая полоса, в середине – синяя, а внизу – красная полоса.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Воспитатель. Что же обозначают полосы?

Ответы детей.

Воспитатель. Белая полоса – божественная, честная, справедливая. Синяя полоса обозначает мир небесный и цвет воды: рек, озёр, морей. Красная полоса обозначает человеческий мир, красоту, смелость, мужество, любовь.

Да, дети, на Руси издавна всё красивое называли красным. Например?

Ответы детей.

Воспитатель. Красная изба, красная девица, Красная площадь.

Белые, синие, красные цвета – это красота окружающего мира, добро и справедливость. Государственный флаг, герб России находятся постоянно на зданиях Администрации Президента РФ, Государственной думы, Верховного суда и т. д.

Воспитатель. Какая главная песня России?

Ответы детей.

Воспитатель. Гимн – это величественная и торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. У нас, в России, тоже есть гимн. В каких случаях исполняется гимн?

Ответы детей.

Воспитатель. Утром и вечером каждого дня. В торжественных случаях: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей.

Гимн исполняется и слушается стоя.

Звучит гимн, дети слушают стоя.

Воспитатель. Дети, кроме государственной символики, есть ещё и народная символика.

Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают берёзку. Берёзы – красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! О берёзке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр.

Я – берёзка русская,

Зимой стою я грустная,

А летом расцветаю

И листьями играю.

Когда придут морозы,

Все листики, как слёзы,

На землю упадут,

Весной опять придут.

***

Берёзка моя зелёненькая, кудрявая, весёленькая,

Близ тебя, берёзонька, трава шелковая,

Близ тебя, берёзонька, вода ключевая,

На тебе, берёзонька, соловьи поют,

Под тобой, берёзонька, красны девушки венок плетут.

Воспитатель. Под русской берёзкой часто проводили хороводные песни и игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель. Ребята, а какие предметы делают из берёзы, какую пользу она приносит людям? Рассмотрим эти предметы.

Ответы детей.

Воспитатель. Это полено берёзовое. Люди топят печки и получают много тепла в своих избах.

А еще, дети, давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали лучинки берёзовые для освещения – они меньше всех коптили.

Воспитатель. Самое жаркое тепло получается из берёзовых дров.

Из бересты (коры березы) делают лапти, туески, лукошки, игрушки.

Это берёзовый веник – он нужен в бане, чтобы париться, а в избе – чтобы пол подметать.

Это береста. На ней можно писать. Раньше не было бумаги и писали на бересте, а потом люди научились из нее делать бумагу.

Берёза – лечебное дерево. Это почки, из них делают настойку и натирают больные места.

Это гриб-трутовик, чага. Можно заваривать как чай и пить, очень полезно!

А это, дети, дёготь. Им смазывают колёса телег, чтоб не скрипели, и чистят обувь, а ещё используют для изготовления целебных мазей.

Это берёзовый сок, очень вкусный и полезный.

Вот сколько пользы от нашей берёзки. Живёт берёзка около 150 лет. Высота дерева 20-25 метров. Самое толстое дерево в диаметре достигает 80 см. В России 40 видов берёз.

Посмотрите, дети, на эту берёзу. Она стоит печальная, грустная, все веточки засохли. Вот у меня волшебные листочки. Вы будете прикреплять к веточкам эти листочки, но после того, как скажете ей добрые слова.

Дети предлагают её полить; прочитать ей стихотворение; обнять и поцеловать; собрать жучков-короедов; подвязать веточки, забинтовать сломанные; защитить от ветра.

Воспитатель. Подойдите дети к матрёшкам.

Когда приезжают иностранные гости, то обязательно покупают матрёшку. Всем она нравится. Нигде в мире нет таких славных, красивых матрёшек. Это тоже символ России.

Делают матрёшек из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала вытачивают самую маленькую матрёшку, затем больше, больше.

Иногда число таких матрёшек доходит до 50 штук, то есть в одной умещается 50 матрёшек. Посчитаем, сколько у нас матрёшек.

Дети считают.

Воспитатель. А расписаны они по-своему, розами да узорами, одна краше другой. Посмотрите, а эти матрешки одноцветные. Поможем им стать такими же красивыми?

Под мелодию «Светит месяц» дети наклеивают элементы узоров.

Воспитатель. Ребята, что нового сегодня вы узнали? Что понравилось на занятии? А ещё вам подарок в группу (матрёшка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "День России"

Цель занятия:  патриотическое воспитание старших дошкольников, воспитание их в духе патриотизма, что является  актуальной проблемой   современного общества .На данном занятии  ,в д...

Конспект интегрированного занятия "День России"

Цель занятия:  патриотическое воспитание старших дошкольников, воспитание их в духе патриотизма, что является  актуальной проблемой   современного общества .На данном занятии  ,в д...

Конспект интегрированного занятия "День России"

Цель занятия:  патриотическое воспитание старших дошкольников, воспитание их в духе патриотизма, что является  актуальной проблемой   современного общества .На данном занятии  ,в д...

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина-Россия" для старшей группы.

В этом занятии дети отправляются в путешествие по бескрайным просторам нашей Родины. Знакомятся с символикой России, ее достопремечательностями....

Конспект интегрированного занятия " Традиции России"

Конспект  интегрированного занятия " Традиции России"...

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина - Россия" Средняя группа

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину....