Программа ДПОУ по развитию вокальных способностей у детей «Весёлые нотки»
рабочая программа

Программа ДПОУ

по развитию вокальных способностей у детей

«Весёлые нотки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dpou_vokal.docx74.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 56 «СЕВЕРЯНОЧКА»

Программа ДПОУ

по развитию вокальных способностей у детей

«Весёлые нотки»

    Составитель:

музыкальный руководитель

              Т.Г. Захарова

г. Нижневартовск

Содержание программы

Наименование

Страницы

1

Пояснительная записка

3

1.1

Цели и задачи программы

5

1.2

Планируемые результаты

5

1.3

Объем образовательной нагрузки

5

1.4

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

5

2

Содержание программы

6

3

Организационно-педагогические условия реализации программы

9

3.1

Учебный план

9

3.2

Календарный учебный график

9

3.3

Расписание занятий

11

3.4

Обеспеченность методическими материалами и средствами

11

3.5

Описание материально-технического обеспечения Программы

11

4

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

12

5

Литература

21

1. Пояснительная записка

              В рамках реализации ФГОС и для поддержки одаренных детей с целью удовлетворенности запросов родителей разработала и использую в своей работе программу вокального кружка «Весёлые нотки».

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Для этого я использую элементы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой в кружковой работе, которые оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.  Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чтение и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика Е. А. Пожиленко.

        Данная программа направлена на развитие у детей, вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Обучение пению проводится на основе общепедагогических принципов:

  • Принцип воспитания и всестороннего развития. Обучение пению направлено не только на развитие певческого голоса детей, но и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс — это непосредственное общение с музыкальным искусством, а значит мощный воспитательный и развивающий фактор. Эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению зависит от воспитания определенных личностных качеств учащихся, а также от их общего развития, основанного на углублении процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.
  • Принцип сознательности и творческой активности включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении. Это достигается с помощью формирования у ребенка интереса к вокальному искусству, а также развития слуха на основе самоконтроля. Дети должны научиться

контролировать звучание своего голоса, уметь определять в нем достоинства и недостатки. Эти навыки должны помочь в решении технических задач обучения, а также ускорить успешное развитие певческого голоса ребенка.

  • Принцип перспективности. В процессе обучения ребенок должен развиваться, а не останавливаться на достигнутом уровне. Принцип перспективности в работе, по определению Л. С. Выготского, проявляется в опоре на «зону ближайшего развития». Это относится как к общему, так и вокальному развитию. В связи с этим, в вокальную работу вводятся упражнения и произведения повышенного уровня трудности, но не превышающие возможности ребенка. Эти произведения должны увлекать ребенка своим содержанием, стимулируя к преодолению технических трудностей.
  • Принцип систематичности. В развитии певческого голоса ребенка этот принцип проявляется в постепенном усложнении вокальных упражнений и певческого репертуара, направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокально-технических навыков. Гибкость и подвижность голоса нужно все время поддерживать, так как эти качества без систематических занятий с наступлением перерыва легко утрачиваются.
  • Принцип учёта индивидуальных особенностей детей. Необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием природных индивидуальных особенностей и различий. Отсюда в практике возникает многообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию   голоса   конкретного   ребенка.   Реализация принципа индивидуального подхода идет по пути учета возрастных и индивидуальных возможностей, а также певческого опыта и общего развития каждого ребенка.
  • Принцип посильной трудности. Границы возможностей, детей индивидуальны. Даже у детей одного возраста они различны. К этим возможностям относятся - тембр голоса, сила звука, диапазон, протяженность дыхания, выносливость. Все это учитывается при выборе оптимального временного режима работы с каждым ребенком в ходе индивидуальных занятий, а также при подборе репертуара. В работе с детским голосом нужно придерживаться правила: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически.
  • Принцип положительного эмоционально психологического фона обучения. Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хорошие результаты, и наоборот. Следовательно, существует взаимосвязь между отношением детей к обучению и их успехами. Заинтересованность является основой дисциплины на занятиях, она обеспечивает внимание, прилежание, собранность и серьезное отношение ребенка к предмету. Большое значение имеет также атмосфера доброжелательности на занятии, которая дает возможность ребенку чувствовать себя свободно и раскованно, что способствует лучшему раскрытию индивидуальных возможностей.
  • Принцип единства художественного и технического развития детей. Этот принцип подразумевает гармоничное сочетание вокально-технического развития с художественным воспитанием детей в процессе всего обучения. Задача технического развития певческого голоса детей должна подчиняться художественным целям. Вокальный слух должен помогать управлять процессом формирования вокальной техники. Отсюда возникает необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, то есть воспитание художественного слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.
  • Принцип целенаправленного управления звучанием голоса. Певческий звук - это результат деятельности всех трех звеньев голосообразующей системы (дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани), следовательно, добиваясь определенного его качества, можно целенаправленно влиять на работу всех звеньев голосообразующего комплекса одновременно, поэтому этот принцип является основополагающим в вокальном воспитании детей.

В своей работе я использую следующие приемы:

  • Показ с пояснениями;
  • Игровые приемы, ситуации;
  • Вопросы к детям;
  • Оценка качества детского исполнения.

Формы организации детей: фронтальная и индивидуальная.

Репертуар – высокохудожественный, разнообразный, подобран с учетом психологофизических возможностей детей, данной возрастной группы, учтены интересы детей, использованы песни современных композиторов, народные песни и потешки. Репертуар подобран с учетом зоны ближайшего развития детей.

1.1 Цели и задачи

Цель:  воспитание у детей певческой культуры.

Задачи:

  1. Прививать любовь к музыке, понимать ее, воспитывать музыкальный вкус.
  2. Развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости дошкольников.
  3. Формирование первоначальных основ певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Обучение детей выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроение в пении, сопереживанию.
  5. Совершенствование качества звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазонов, чистоты интонирования, четкости дикции, артикуляции, подвижности голоса).

1.2 Планируемые результаты

В ходе реализации программы ребенок научится:

  • Петь слаженно, легким звуком, с динамическими оттенками, без напряжения.
  • Петь в разном темпе, протягивать звуки в быстром  и спокойном темпе.
  • Правильно брать дыхание – тихо, бесшумно.
  • Правильно произносить слова.
  • Петь эмоционально, передавая в песне характер мелодии.

Итоги реализации программы - концертные выступления участников вокальной студии на праздниках и развлечениях, родительских собраниях, участие в городских мероприятиях, фестивалях «Самотлорские роднички», «Звонкая Югринка».

Сроки реализации рабочей программы – 1 год.  

1.3 Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы – 1 год.  

Программа рассчитана на два занятия в неделю во фронтальной форме обучения, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

  1. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют  устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Эмоциональная отзывчивость на музыку детей в старшем дошкольном возрасте - ведущая составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания. Отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность).

Ребенку 7-го года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для дошкольника становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствуют о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

2. Содержание программы

Месяц. Репертуар.

Цель

Сентябрь

Разбор упражнений «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой, песня «Хомячок»

Познакомить с упражнениями, песнями, развивающими слух и голос.

Дыхательная гимнастика «Ладошки».

 Артикуляционная гимнастика «Бегемотик»

Познакомить с гимнастиками развивающие дыхание и дикцию

Знакомство с упражнениями - распевками.

Познакомить с упражнениями, развивающими слух и голос.

 «Дудочка» муз. В. Карасевой. Знакомство с песней В. Агафонникова «Веселая песенка».

Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения.

Октябрь

Разучивание упражнения «Эхо», «Мы поем».

Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании.

Дыхательная гимнастика «Ладошки», «Погончики». Артикуляционная гимнастика «Лодочка с парусом»

Развивать дыхание и дикцию.

Закрепление упражнений «Лесенка», «Дудочка», «Эхо».  Песня «Лиса по лесу ходила», «Чудеса в лесу» Е. Кожевникова.

Закрепление навыка правильного извлечения звука, правильное интонирование. Познакомить с новой песней.

Игра «Дирижер». Закрепление выученных песен и попевок.

Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. Работа над выразительным исполнением. Повтор выученных песен.

Ноябрь

Дыхательная гимнастика «Насос», «Погончики». Артикуляционная гимнастика «Лодочка с парусом», «Улыбка».

Развивать дыхание и дикцию.

Распевка «»Бубенчики», «Лошадки».

 Упражнения для развития слуха и голоса. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать.

Знакомство с новой песней «Пешки-ложки» Ю. Пурнянского, «В хороводе были мы» р.н.п.

Познакомить с содержанием песни. Работать над дикцией.

Декабрь

Дыхательная гимнастика «Насос», «Кошка». Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Улыбка».

Развивать дыхание и дикцию.

Распевка «Лошадки», «Кузнец».

Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова.

Песни  «Новый год» В. Герчик, «Нарядная песенка» С. Бодренков

Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова. Работа над интонированием, звуковедением, дыханием.

Повторение знакомых песен

Закрепление приемов выразительного пения.

Мини-концерт.

Выступление перед родителями, детьми.

Январь

Дыхательная гимнастика «Обнимаем плечи», «Кошка». Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Хомячок».

Развивать дыхание и дикцию.

 Разучивание попевки «Куда летишь, кукушечка?» И. Арсеева.

Закрепление упражнений - попевок для развития голоса. Разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук.

Разбор новой песни «Рождественская песенка» П. Синявский, «Зимняя песенка» М. Красева.

Разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук.

Февраль

Дыхательная гимнастика «Обнимаем плечи», «Ушки». Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Хомячок».

Развивать дыхание и дикцию.

Разучивание распевки «Как под наши ворота» р.н.п. , «Прадедушка». «Вальс» Е. Теличеевой.

Закреплять у детей умение петь напевно. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения.

Песня «Веселая капель» Т. Морозова, «Моя Россия» Г. Струве.

Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах.

Март

Развивать дыхание и дикцию.

Дыхательная гимнастика «Повороты головы», «Ушки». Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Вкусный мед».

Разучивание распевки «Соловей, соловеюшка» р.н.п.

«Колыбельная» В. Агафонникова

Разбор мелодии, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии.

Песня «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Зеленые ботинки» С. Гаврилов

Закрепление приемов выразительного пения.

Апрель

Развивать дыхание и дикцию.

Дыхательная гимнастика «Повороты головы», «Ушки», «Ладошки». Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Вкусный мед».

Упражнение «В бору» Е. Теличеевой,

«Скок-поскок» р.н.п.

Закрепление упражнений для развития слуха и голоса.

Разбор новой песни «Песня друзей» Г. Гладков, «Черный кот» Ю. Саульский.

Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. Работать над дикцией и чистотой интонации.

Май

Развивать дыхание и дикцию.

Дыхательная гимнастика «Насос», «Обними плечи». Артикуляционная гимнастика «Котенок», «Вкусный мед», «Мостик».

Распевка «Ой, там на горе» А. Филиппенко,

«В полюшке за бугром» А. Филиппенко

Работа над дикцией, звуковедением.

Разбор  песни «Песенка о лете» Е. Крылатов, «Озорной ветерок» В. Ударцев

Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное исполнение выученных песен.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы
  1. Учебный план

п/п

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

группе

Кол–во занятий в неделю на одну группу

Кол-во занятий в

месяц на одну группу

Исполнитель

1

Проведение занятий по развитию вокальных способностей у детей «Соловушка»

Групповая

10

2

8

музыкальный руководитель Захарова Т.Г. первой квалификационной категории

  1.  Календарный учебный график

Месяц

Тема

Количество

занятий

1.

Сентябрь

Познакомить с упражнениями, песнями, развивающими слух и голос. Познакомить с гимнастиками развивающие дыхание и дикцию. Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения.

8

2.

Октябрь

Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании. Развивать дыхание и дикцию. Закрепление навыка правильного извлечения звука, правильное интонирование. Познакомить с новой песней. Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. Работа над выразительным исполнением. Повтор выученных песен.

8

3.

Ноябрь

Упражнения для развития слуха и голоса. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать. Развивать дыхание и дикцию.

8

4.

Декабрь

Упражнения для развития слуха и голоса. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать. Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова. Работа над интонированием, звуковедением, дыханием.

8

5.

Январь

Закрепление упражнений - попевок для развития голоса. Разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук.

8

6.

Февраль

Закреплять у детей умение петь напевно. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения. Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах.

8

7.

Март

Разбор мелодии, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии. Закрепление приемов выразительного пения. Развивать дыхание и дикцию.

8

8.

Апрель

Закрепление упражнений для развития слуха и голоса. Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. Работать над дикцией и чистотой интонации.

8

9.

Май

Работа над дикцией, звуковедением. Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное исполнение выученных песен.

8

Тема

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Развивать дыхание и дикцию. Упражнения для развития слуха и голоса.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Работа над выразительным исполнением. Пение естественным голосом без напряжения, плавно.

1

1

1

1

1

1

-

-

-

Упражнять в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании.

1

1

1

1

1

-

-

-

-

Чистота интонирования, четкое, ясное произношение.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Участие в городских конкурсах, фестивалях.

-

1

1

-

-

-

-

1

1

Итого занятий

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72 занятия 36 недель

  1. Расписание занятий

п/п

Наименование услуги

Форма занятия

Кол-во детей

День недели

Время проведения

Исполнитель

1

Проведение занятий по развитию вокальных способностей у детей «Весёлые нотки»

Групповая

8

Среда

Пятница

18.00 - 18.30

18.00 - 18.30

музыкальный руководитель Захарова Т.Г. высшей квалификационной категории

3.4 Обеспеченность методическими материалами и средствами

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  8. Ноутбук - презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

3.5  Описание материально-технического обеспечения Программы 

Организация занятий осуществляется в музыкальном зале, расположенного на втором этаже МБДОУ ДС №56 «Северяночка».

Зал оснащен современным оборудованием (электронное пианино, фендер, микрофоны,  ноутбук, мультимедийное оборудование, колонка, детские музыкальные инструменты,  методическим комплектом)

  1. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Реформирование современной системы дошкольного образования ориентировано на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что требует тщательного анализа, мониторинга (отслеживания) качества образования. Выявить  качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности ДОУ позволяет педагогическая диагностика.

Сущность педагогической диагностики состоит в изучении результативности и выявлении противоречий педагогического процесса. Среди задач педагогической диагностики основной считается установление взаимосвязей, влияющих на успешность или обусловливающих просчеты образовательного процесса. Педагогическая диагностика дает возможность более полно и целенаправленно использовать методику педагогического процесса, выполнять контрольную функцию, регулярно и последовательно информируя педагога о промежуточных и конечных результатах процесса обучения и воспитания.

Диагностика педагогического процесса является разновидностью метода научно-педагогического исследования. В связи с этим для диагностики развития уровня музыкальности ребенка широко используется непосредственное наблюдение за деятельностью воспитателя и музыкального руководителя, а также детьми в разных видах музыкальной деятельности.

                  Музыкальность – сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.

       

 Слуховой компонент представлен тремя ведущими музыкальными способностями: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство.

Развитию основных  музыкальных способностей способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей: различать звуки по высоте (высокие – низкие), длительности (долгие – короткие), динамике (громко – тихо) и тембру (струнные, клавишные, духовые инструменты).

         Критериями определения музыкальности ребенка являются:

- наличие интереса к музыке и музыкальной деятельности;

- эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности;

- музыкальные сенсорные способности (высота, тембр, динамика, длительность);

- музыкальные способности (ладовое чувство, мелодический слух, чувство ритма).

         На основе указанных критериев выделяется 3 уровня развития музыкальности.

Уровни развития музыкальности дошкольников.

III Высокий Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку. У них сформирован звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Проявляют творческую активность, самостоятельность, инициативу, быстро осмысливают задание, точно и выразительно выполняют его без помощи взрослого. Проявляют эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности.

II.  Средний    Дети проявляют интерес к музыкальной деятельности, желание включится в нее при некотором затруднении в выполнении задания, ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

I.  Низкий. Ребенок этого уровня мало эмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, не способен к самостоятельности. Музыкальные способности развиты слабо.

Уровень развития музыкальности детей определяется по формуле:

Уровень  развития музыкальности   ребенка =  восприятие + пение +  музыка и движение + элементарное музицирование + музыкальное творчество           

высокий уровень       18 – 25 баллов

средний уровень         8  - 17 баллов

низкий уровень           5  -   7 баллов

        

Цель и задачи

Виды деятельности

Восприятие музыки

Пение

Ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальное творчество

Цель:

Формировать основы музыкальной культуры детей.

Задачи:

Продолжать накапливать интонационно-слуховой и интонационно-пластический опыт.

Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент музыкальной культуры.

Расширять использование инструментального музицирования,  для выполнения детьми творческих заданий.

Развивать основы художественно-музыкального вкуса.

Добиваться понимания  детьми ключевого понятия «жанр».

Способствовать развитию умения адекватного определения средств музыкальной  выразительности.

Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без него.

Совершенствовать выразительное пение.

Содействовать навыку оценивания пения других детей.

Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений.

Учить классическому выражению музыкальных образов.

Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах.

Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты.

Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности.

Способствовать продуктивному музыкальному творчеству.

Продолжать развивать музыкально-творческое воображение.

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика выявления

Уровни

баллы

оборудование

1.Выявить умение ребенка эмоционально отзываться на музыку разного характера

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями

III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить.

II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций.

I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

3

2

1

2. выявить умение детей определять музыкальный жанр (танец: пляска, поль-ка, вальс; песня – марш)

Педагог предлагает ребенку прослушать произведения и определить их жанр

III. Ребенок самостоятельно определяет жанр произведений

II. Педагог предлагает определить характер музыки и подумать, что можно делать (как двигаться) под эту музыку, предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены танцы: пляска, вальс; марширующие солдаты, и певцы.

I.  Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

иллюстрации к пьесам

3.Выявить умение определить форму музыкального произведения

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка определить его форму

III. Ребенок самостоятельно определяет форму  произведения.

II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Картинки  и иллюстрации к пьесам

4. Выявить умение детей определять средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмо-ционально – образным содержанием музыки.

Педагог предлагает прослушать произведение. «О чем рассказала эта музыка? Как она рассказала об этом? Что ты услышал в музыке?».

III. Ребенок самостоятельно отметил все средства выразительности (темп, динамику, регистр)

II.Педагог просит определить характер музыки, средства выразительности, создающие образ, предлагает рассмотреть иллюстрации. Ребенок определил 1-2 средства музыкальной выразительности

I. Ребенок не справился с заданием

3

2

1

иллюстрации к пьесам

5. Выявить умение соотнести содержание музыки с эмоционально – образным содержанием картины, стихотворения

Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, стихотворения, рассмотреть иллюстрации и определить, какое стихотворение и иллюстрация созвучно музыке.

III. Ребенок справился самостоятельно

II. Педагог предлагает определить характер и настроение музыки, настроение и содержание картины, о чем рассказывает стихотворение и соотнести их

I. ребенок не справился с заданием

3

2

1

6.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах квинты, кварты.

(методика Э.Костиной)

Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий).

III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и  снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит?

II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит... а птенчик  поет "высоким" голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?"

I. Не справился с заданием.

3

2

1

дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон.

7. Выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки.

(методика Э.Костиной)

Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит "свою" музыку. Играет музыкальные примеры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагается отгадать музыку: "Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю?".

III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм.

II. Ребенку ещё раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно

предложить прохлопать её самому). Затем ещё раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Игрушки петух, курица, цыпленок

8. Выявить умение узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку

Педагог предлагает ребенку узнать песню, проигрывает ритмический рисунок какой-либо песни и спрашивает «Какая это песня?»

III. Ребенок узнал все песни

II.  Педагог предлагает ребенку спеть песни из «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной, рассмотреть иллюстрации, прохлопать их ритмический рисунок, затем проигрывает ритмический рисунок песни и просит сказать, мелодия какой песни сейчас прозвучала.

I.  Ребенок не справился с заданием

3

2

1

Иллюстрации из «Музы-кального букваря»

ПЕНИЕ

1.Выявить умение ребенка петь естественным голосом, напевно

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок  поет без напряжения, естественным голосом

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

I.  Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к песне

2. Выявить умение ребенка петь выразительно, пе-редавая характер песни, ее темповые и динамические особенности

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности

II. Педагог обращает внимание на средства музыкальной выразительности, характер песни и просит спеть выразительно. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

3

2

1

Иллюстрации к песне

3. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание. Ребенок частично справился с заданием.

I.Не справился с заданием

3

2

1

Иллюстрации к песне

4. выявить умение ребенка дать оценку качества пения других детей

Педагог предлагает детям спеть знакомую песню, а ребенку предлагает оценить пение других детей

III. Ребенок правильно оценивает пение детей, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста)

II. Ребенок частично может оценить пение других детей, дает однозначный ответ.

I. Не справился с заданием

3

2

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

1. Выявить  умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно, в соответствии с характером и жанром музыки

II. Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание.

I.  Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к музыке

2. Выявить умение ребенка отражать особенности музыкальной речи в движении

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться

III. Ребенок отражает особенности музыкальной речи в движении (музыкальные фразы)

II.Педагог повторно исполняет произведение и обсуждает с ребенком строение, фразировку, темп и др. И предлагает снова выполнить задание.

I. Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.  Выявить умение ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться

III. Дети самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру музыки.

II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он меняется и напоминает ему, что движения должны соответствовать  характеру музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять и  движения

I. Не справился с заданием.

3

2

1

4. Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко и пластично

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую композицию или пляску

III. Ребенок двигается под музыку легко и пластично

II.  Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова исполнить композицию.

I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены).

3

2

1

5. Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их

III.Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения

II. Ребенок частично справился с заданием

I.  Не справился с заданием.

     3

     2

     1

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ    МУЗИЦИРОВАНИЕ

1. Определить интерес ребенка к данному виду деятельности.

Педагог предлагает ребенку исполнить музыку на любом инструменте по выбору.

III. Ребенок  с удовольствием исполняет несколько произведений на разных музыкальных инструментах, активен, самостоятелен, просит поиграть еще.

II. Ребенок исполняет  пьесы, но не проявляет сильных эмоций, инструменты берет по просьбе педагога.

I. Ребенок отказывается играть

3

2

1

Детские музыкальные инструменты

2. Выявить умение ребенка осмысленно относиться к способам звукоизвлечения

Педагог предлагает прослушать музыку и сыграть на музыкальном инструменте.

III. Ребенок самостоятельно исполняет пьесу, изменяя приемы звукоизвлечения в соответствии с характером звучания музыки.

II. Педагог повторно исполняет произведение, спрашивает, как музыка звучала вначале, как в середине и как в конце, предлагает показать ребенку , как можно сыграть на инструменте ту или иную музыку,  и снова сыграть под музыку, в соответствии с характером, менять и способы исполнения.

I. Ребенок не справляется с заданием.

3

2

1

Детские музыкальные инструменты

3. Выявить степень владения ребенком  простейшими приемами игры на различных  детских ударных  инструментах

Педагог играет произведение и предлагает ребенку исполнить его на разных музыкальных инструментах (педагог обращает внимание на технику исполнения)

III. Ребенок самостоятельно и технически верно играет на всех инструментах.

II. Педагог напоминает словесно или показывает, как извлекается звук на том или ином инструменте, ребенок выполняет задание.

I. Ребенок не справляется с заданием.

3

2

1

Детские музыкальные инструменты

4. Определить развитость чувства ансамбля

Педагог предлагает группе детей сыграть плясовую

III. Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и к игре своих товарищей.

II.  Педагог просит ребенка прислушиваться  к музыке и к игре своих товарищей.

I. Играет хаотично, не обращая внимания на других.

3

2

1

Детские музыкальные инструменты

5. Выявить способ-ность ребенка сыграть несложную мелодию с поступенным и скачкообразным движением (от малых до больших интервалов).

Педагог предлагает ребенку спеть и  сыграть попевку

III. Ребенок самостоятельно правильно исполняет мелодию.

II. Педагог спрашивает, как двигалась мелодии (сначала вверх и потом вниз) и просит показать рукой движение мелодии или

просит ребенка взять игрушку и показать, как игрушка шагает вверх, а потом спускается вниз, одновременно пропевая попевку. Потом просит сыграть на металлофоне (возможно исполнение совместно с педагогом).

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Ударные музыкальные инструменты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Определить спо-собность ребенка к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера

Педагог предлагает ребенку сочинить песенку на заданный текст

III. Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и настроению текста

II. Педагог просит определить настроение четверостишья и придумать песенку с таким же настроением и характером. Песенные импровизации не отличаются оригинальностью, однообразны.

I.  Не справился с заданием.

3

2

1

игрушки  или  куклы би-ба-бо

2. Выявить умение ребенка дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос

Педагог задает ребенку музыкальный вопрос и предлагает дать музыкальный ответ

III. Ребенок придумывает и дает музыкальный ответ на вопрос.

II. Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и спеть другой вариант

I.  Не справился с заданием.

3

2

1

Игрушка кошечка, зайчик и др.

3. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте.

Педагог предлагает прослушать незаконченную песенку и заключительные слова этой песни, и говорит, что он сейчас начнет петь, а ребенок должен закончить песню.

III. Ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике.

II. Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание -  закончит песню (меняется тональность).  Ребенок заканчивает на устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия – III или V ступени)

I.  Не справился с заданием (диссонанс- неустойчивые ступени).

3

2

1

4. Выявить умение ребенка творчески использовать и вы-разительно исполнять знакомые танцевальные движения в свободной пляске (по одному, в парах).

Ребенку предлагается прослушать плясовую и исполнить любые плясовые движения.

III. Ребенок самостоятельно танцует, составляя композицию из 3 и более  танцевальных движений, педагог может напомнить какие движения можно выполнять под музыку. Движения выразительны.

II.  Ребенок в пляске использует 1-2  движения. Движения маловыразительны.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

5. Выявить умение ребенка действовать с воображаемым предметом.

Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, придумать и показать движения с воображаемым предметом (цветком, платочком, воздушным шариком и т.д.)

III. Ребенок самостоятельно двигается, выразительно передавая движения с воображаемым предметом.

II. Педагог предлагает рассказать, какие движения можно выполнять с воображаемым предметом, может предложить несколько вариантов действия с предметом и просит менять действия в соответствии с характером и структурой музыки.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

6. Выявить спо-собность ребенка передавать эмо-ционально-образное содержание музыки в соответствии с особенностями музыкального языка произведения, его жанра и формы.

Педагог предлагает ребенку прослушать музыку  и изобразить в движении ее характер и настроение

III. Движения ребенка выразительны, адекватны характеру и настроению музыки

II. Движения ребенка частично соответствуют характеру и настроению музыки

I. Ребенок не справляется  с заданием.

3

2

1

7. Выявить умение ребенка проявлять творческое вообра-жение, фантазию в передаче игровых образов, самосто-ятельно выбирать способы действий: походку, жест, мимику, движения.

Педагог играет произведение и просит ребенка изобразить персонаж.

III. Ребенок самостоятельно двигается в соответствии с характером музыки и образом, выразительно передавая в движении походку, движения, жесты и мимику (сердится, ластится, пугается, веселится).

II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, действия того или иного образа в той или иной ситуации и просит изобразить.

I.  Ребенок не проявляет интереса.

3

2

1

8. Выявить спо-собность выбирать инструменты в соответствии с музыкальным образом

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение, подобрать инструменты, соответствующие образу и сыграть на них.

III. Ребенок самостоятельно правильно подбирает инструменты и передает музыкальный образ.

II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, «голоса» музыкальных инструментов  и снова предлагает выполнить задание

I. Ребенок не справился с заданием

3

2

1

Детские музыкальные инструменты

9. Выявить умение ребенка составлять ритмический аккомпонимент к танцевальной музыке

Педагог исполняет песню и просит ребенка подыграть на любом инструменте

III. Ребенок самостоятельно, составляет и исполняет ритмический аккомпонимент (ритмические фигуры разнообразные)

II. Педагог обращает внимание ребенка на характер музыки и просит играть в соответствии с характером. Ребенок исполняет ритмический аккомпонимент (1 - 2 ритмические фигуры)

I. Ребенок не справляется с заданием.

3

2

1

Детские музыкальные инструменты

10. Выявить способность детей проявлять фантазию при придумывании музыкальной композиции, используя звуки разной высоты, меняя силу звука, ритмический рисунок и тембр.

Педагог предлагает ребенку стать композитором и  сочиним свою музыку.

Ребенку предлагается выбрать картину и изобразить это  настроение музыкальными инструментами.

III. Ребенок придумывает музыкальную композицию, используя разные инструменты, меняя силу звука, ритмический рисунок и тембр.

II. Педагог обсуждает с ребенком предполагаемый характер произведения, средства музыкальной выразительности и предлагает снова выполнить задание. Творческие проявления ребенка не отличаются особым разнообразием (используется какое-либо одно из средств выразительности – темп, ритм, динамика)

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Детские музыкальные инструменты,

картинки

Диагностика уровня музыкального развития детей

Ф.И. ребенка

Восприятие

Пение

Музыка и движение

Игра на ДМИ

Музыкальное творчество

Сумма баллов

Уровень развития

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1.  Литература
  1. Основы вокальной методики Л.Б. Дмитриев. М., 1982
  2. Искусство пения И.К. Назаренко. М., 2004
  3. Певческий голос Р. Юссон. М., 2001
  4. Музыкальное воспитание дошкольников О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили . М., 2000
  5. Музыкальное воспитание детей Л. В. Малахова. Ростов н/Д., 2008
  6. Методика музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугина. М., 1982
  7. Ступеньки музыкального развития Е. А. Дубровская. М., 2003
  8. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста Г. П. Новикова. М., 2002
  9. Развитие музыкальных способностей детей М. А. Михайлова. Ярославль, 1997
  10. Обучение и развитие одаренных детей Н. Б. Шумакова М., 2004
  11. Музыкальный букварь Н. А. Ветлугина. М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Соловушка" по развитию вокальных способностей детей от 4 до 5 лет

Програамма "Соловушка" по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ....

Проект по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста «Веселые нотки»

Проект по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста«Веселые нотки»...

Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...

Программа ДПОУ проведения занятия по развитию вокальных способностей у детей 4-7 лет

Программа разработанна для музыкальных руководителей, которые ведут дополнительные платные услуги по вокалу...

4. Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей

Дополнительная платная образовательная программа «Веснушки» по развитию вокальных способностей у детей...

Программа ДПОУ по развитию танцевальных способностей у детей «Модерн»

Программа ДПОУпо развитию танцевальных способностей у детей«Модерн»...