ПРОЕКТ «Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Веселые нотки»
проект (старшая, подготовительная группа)

Денисова Елена Александровна

Проект - создания вокального ансамбля на базе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolye_notki_noyabr_2020.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №16

ПРОЕКТ

«Развитие вокальных способностей

у детей старшего дошкольного возраста»

«Веселые нотки»

Музыкальный руководитель

                          Денисова Елена Александровна

г. о. Чехов

2020

                                                                         «Музыка начинается с пения…»

Курт Закс

Вид проекта: творческий

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатель, родители

Сроки реализации проекта: (сентябрь – май)

Продукт проекта: вокальный ансамбль «Весёлые нотки»

Актуальность.

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются, и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно  организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Проблема: несмотря на то, что пение один из самых доступных видов деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определённой системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью, исполнительские навыки не развиты.

Цель – формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

  • формировать интерес к вокальному искусству;
  • развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон;
  • развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
  • развивать умение различать звуки по высоте;
  • развивать чистоту интонирования, четкую дикцию,  артикуляцию;
  • развивать умение петь, выразительно передавая характер песен;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки.  

Планируемые результаты:

  • Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию на различных интервалах
  • Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настрой к воспроизведению песенного репертуара.
  • Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
  • Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.
  • Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности.
  • Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.
  • Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.
  • Ребенок дает оценку своему пению и пению другого ребёнка, выражает свои впечатления после прослушанного.

Основные принципы обучения детей пению:

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

  1. Принцип доступности.

Содержание текста песни простое, понятное, доступное;  удобный диапазон для исполнения; приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

  1. Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

  1. Принцип наглядности.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

  1. Принцип  сознательности.

Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

  1. Принцип прочности.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Условия реализации проекта:

В детском саду созданы необходимые условия для реализации данного проекта. В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия вокального ансамбля «Весёлые нотки». Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 входа, регулярно убирается и проветривается.

Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

  • Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, электронное пианино;
  • Библиотека методической и музыкальной литературы;
  • Аудио- и видеотека, медиатека с учетом национально-регионального компонента;
  • Подборка музыкально-дидактических игр и пособий;
  • Проектор, экран, колонка, микрофоны;
  • Для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов для народного и орфовского оркестров;
  • Музыкальные игрушки;
  • Атрибуты и декорации для игр и театрализованной деятельности;
  • Пособия для проведения дыхательной гимнастики.

Этапы реализации проекта

I Этап

  1. Изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по вокальному пению через разные аспекты работы в МБДОУ.
  2. Изучение специфических особенностей слуха и голоса детей 6-7 лет.
  3. Изучение вокальных данных детей старшего дошкольного возраста.
  4. Выявление особенностей певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии в соответствии с природным типом голоса, определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
  5. Работа с педагогами МБДОУ (консультации «Специфические особенности вокального пения дошкольников», «Создание условий для успешного формирования музыкально слуховых представлений»; тренинг: «Воспитание способности тонко чувствовать певческую музыку».
  6. Работа с родителями (объяснение цели и задач проекта; консультации «Значение социума в музыкально-эстетическом воспитании детей», «Береги голос»
  7. Определение разделов для содержания работы по вокальному пению.

II Этап

Основная работа по формированию  вокально-хоровых  навыков:

  1. Работа  над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.

  1. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Распевания – разогрев голосовых складок

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато стокатто. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Формирование чувства ансамбля.

Выработка унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Пение с несложными проходящими элементами двухголосия.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной  работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие  вокально-хоровых  навыков сочетает вокально-техническую  деятельность с  работой  по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Формы и методы реализации проекта:

  1. Коллективная работа
  2. Индивидуальная работа
  3. Беседа
  4. Распевание
  5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку
  6. Дыхательная звуковая гимнастика
  7. Артикуляционные упражнения
  8. Игра на детских музыкальных инструментах
  9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения пению:

  • Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
  • Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
  • Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
  • Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно

Методические приемы:

Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение с полузакрытым ртом;
  • пение на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется, акапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнения песни.

III Этап

Результаты проектной деятельности:

  1. Создание вокального ансамбля «Весёлые нотки»
  2. Активная концертная деятельность детей
  3. Отчётные концерты
  4. Обобщение опыта работы на методических объединениях музыкальных руководителей
  5. Участие в Муниципальных, Региональных, Всероссийских конкурсах
  6. Многие наши воспитанники учатся в музыкальной школе и выступают на сцене в общеобразовательной школе
  7. Размещение опыта работы в СМИ и Интернет-ресурсах.

Перспектива на будущее:

  • Определить перспективы дальнейшей работы по вокальному пению с детьми старшего дошкольного возраста
  • Опрос родителей с целью выяснения мнения о дальнейшем развитии вокального ансамбля
  • Поступление в музыкальную школу дальнейшее развитие музыкального слуха на хоровом отделении.
  • Проведение вокальных конкурсов среди воспитанников детских садов города и района

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...

"Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

"Развитие –вокальных способностей детейСтаршего-дошкольного возраста."...

Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Роль музыкально-дидактических игр в развитии вокальных способностей...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительной платной образовательной услуги  по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....