Главные вкладки

    Проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
    проект (старшая группа) на тему

    Придачина Татьяна Юрьевна

    Творческий проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskiy_proekt.docx19.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческий проект

    «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

                                                  Провела: Придачина Т.Ю.

    Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»

    Начало проекта: сентябрь

    Окончание проекта: май.

    Вид проекта: долгосрочный

    Для практических работников дошкольного образования особую сложность представляет ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом труда, в основе которого лежит творческий процесс. Поскольку сам творческий процесс сложно представить детям наглядно, наглядным является лишь результат труда, в связи с этим дети затрудняются установить связь между проявлением творчества и качеством результата труда. Большую роль в этом играют сюжетно-ролевые игры. Но многие воспитатели подходят к этому вопросу лишь формально, используя в своей работе только традиционно-распространенные сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья». Такой подход не дает детям возможности проявить свое творчество и фантазию. Творчество - это свойственная человеку деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности и предполагающая создание чего-то нового, ранее не существовавшего в опыте человека.   Результатом творчества может быть как материальный продукт (механизм, изобретение), так и идеальный (решение задачи, выход из ситуации, мысленное преобразование действительности). Творческий процесс начинается с проблемы, возникновения потребности в ее разрешении, характеризуется активным поиском способов решения.

    Основными характеристиками творческого процесса являются: активность, быстрая адаптация и ориентировка в новых условиях, критичность, оригинальность, гибкость мышления, стремление к поиску нового решения проблемы.

    Исходя из понимания творческой деятельности, мы можем заключить, что в основу ознакомления дошкольников с творческими профессиями должен быть положен анализ результата деятельности как нового, оригинального, не существующего ранее продукта, а так же сам процесс творческой деятельности взрослого, направленный на поиск нового решения проблемы. Необходимо показать дошкольнику  творческое начало в личности человека, которое заключается в проявлении инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости.

    В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.  На сегодняшний день нет системы работы по ознакомлению детей с творческими профессиями, лишь представлены отдельные конспекты занятий, методические рекомендации, дидактические игры. Эти положения доказывают актуальность нашего проекта.

    Цель: поиск эффективных педагогических условий для развития сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями.

    Гипотеза: развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:

    1. содержание работы, направленной на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями будет доступно освоению детьми старшего дошкольного возраста;
    2. будет разработана система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями;
    3. ребенок проявит себя как активный субъект в игровой деятельности.

    Цель и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

    1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
    2. выявить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста  о творческих профессиях и умений отражать полученные представления в игровой деятельности;

    3)разработать систему работы, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями;

    4)выявить эффективные педагогические условия, направленные на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с творческими профессиями.

    5)Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;

    Участники проекта: Воспитатели, родители, дети группы.

    Основные формы реализации проекта:

    -Устный журнал для родителей;

    -Разработка этапов проекта:

    -Разработка перспективного планирования  включения сюжетно-ролевых игр в деятельность детей;

    -Ознакомление детей с творческими профессиями;

    -Внедрение данного опыта в работу.

    Ход работы над проектом

    1-й этап: подготовительный

    • разработка этапов проектной деятельности;
    • разработка диагностики:

    -выявить особенности проявления интереса детей к творческим профессиями;

    -выявить особенности представлений детей шестого года жизни о творческих профессиях;

    -выявить особенности умений детей шестого года жизни отражать представления о творческих профессиях в игровой деятельности;

    • разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр;
    • разработка системы работы по ознакомлению детей с творческими профессиями;
    • создание предметно-развивающей среды;
    • продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;

    2-й этап: основной

    • два раза в год проводится диагностика, где прослеживается динамика детей.
    • проводятся занятия и экскурсии на которых дети знакомятся с различными профессиями;
    • создана предметно-развивающая среда (изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм).
    • подготовила формы работы с родителями для реализации проекта.

    3-й этап: итоговый

    • разработана и поведена диагностика уровня представлений детей о творческих профессиях и умений отражать умения в игровой деятельности, что показало положительную динамику;
    • разработаны примерные конспекты игр и экскурсий;
    • создана предметно-развивающая среда;
    • проведен ряд мероприятий с родителями.

    Результаты работы

    Создана система работы по развитию сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями..

    Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с людьми разных профессий, узнают особенности каждой профессии.

    Проводится четкая система ознакомления детей с сюжетно-ролевыми играми с разнообразным содержанием.

    Данная система включает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры.

    Большую работу проводим в творческой деятельности. Совместно с родителями организуем фотовыставки, конкурсы, например “Оригинальный костюм для сюжетно-ролевой игры «Цирк”.

    Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с творческими профессиями, я взаимодействую с учреждениями дополнительного образования: детская библиотека, музыкальная и спортивная школа, Дом культуры. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, спектакли, беседы, выставки, экскурсии. Всё это расширяет представление детей о людях различных профессий.

    Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

    • изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
    • подобрана художественная литература по ознакомлению детей с различными профессиями (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
    • собраны альбомы с фотографиями “Творческие профессии
    • собраны альбомы с фотографиями “Творческие профессии”, “Профессии моих родителей”.

    Не менее важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами сюжетно-ролевые игры, готовимся к выставкам, проводим экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

    Форма презентаций

    1.Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме: “ Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.”

    2.Подготовлена фотовыставка для родителей и работников детского сада.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

    Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

    Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

    Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

    СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

    Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

    помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

    Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

    Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

    Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

    «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....