«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».
статья (старшая группа)

В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли.  Что развивать позитивную гендерную идентичность можно путем ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, и о том, какие формы работы можно для этого использовать.

 


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей

старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями

взрослых».

По результатам исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли. Так, к возрасту трех лет, ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. А с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость, и в этот период детям становится понятно, что гендер не изменяется от каких-либо ситуаций. К концу дошкольного возраста ребенок осознает неотразимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с предлагаемыми ему образцами, выстраивая гендерную роль.

Гендерные отношения являются одной из проблем XXI века. В настоящее время в странах Европы происходит явное смещение системы ценностей. Половое обезличивание ребёнка, так называемое «стирание гендерных стереотипов», – одна из первых стадий смещения системы ценностей ребёнка.

Например, в скандинавских книжных магазинах появились детские сказки, где мужественных героев и женственных героинь заменили бесполые герои или герои одного пола: про мальчика и его папу, у которого появляется близкий друг, который потом становится вторым папой; или про принцессу, которая в конце концов связывает свою жизнь с девушкой.

Недавно в Латвии была издана книга для детей о равноправии полов. Пособие предлагает девочкам на время стать мальчиками, и наоборот. Рассказы в детской книжке носят такие названия как: «День, когда Карлис был Карлиной» и «День, когда Рута была Рихардом». Так происходит «обезличивание» детей, стирание границ между полами.

К выбору литературы для чтения детям нужно подходить ответственно, подобные книги могут оказаться и на полках наших магазинов. В России возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в котором были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования. Проблема гендерной идентичности стала предметом изучения во многих исследованиях.

Один из принципов ФОП дошкольного образования требует построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка, особенностей протекания его психологической деятельности и гендерной принадлежности.

Зачастую программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате, содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

Учет гендерных особенностей позволяет создавать положительный психологический климат во взаимодействии в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Мальчики становятся более гармоничными, развивается их эмоциональная сфера. У многих детей сглаживается кризис трех лет, развиваются умственные способности, социальные навыки.

Стоит отметить, что формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, но при этом они могут и проявлять свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собою

Существует много способов, с помощью которых можно развивать позитивную гендерную идентичность. Один из них - ознакомление дошкольников с профессиями взрослых. Ведь определенному ряду профессий присущи своеобразные качества определенного пола, которыми должен обладать человек. На примере профессий взрослых ребенок может понять, какие качества присущи мужским профессиям (пожарник, спасатель, полицейский, военный, плотник), а какие женским (педагог, швея, флорист).

Именно в дошкольном учреждении у детей формируется первоначальный элементарный опыт, способствующий ранней профессиональной ориентации.

При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, наряду с традиционными формами работы, используют нетрадиционные. Например, виртуальная экскурсия.

Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, и даже, возможно, наличие интерактивных заданий.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир нового и интересного через экран. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, дети 5-6 лет начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужски профессиональные качества и умения, и их сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной. Игры для детей на различные профессиональные темы помогают заинтересовать дошкольников и дают основу развития позитивной гендерной идентичности.

В работе по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых

используют также традиционную игровую технологию.

Дидактическая игра, являясь средством всестороннего развития ребенка, формирует и углубляет знания о людях разных профессий, развивает речь, пополняет и активизирует словарь ребенка.

Стоит отметить и печатные игры, такие как: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?» и т. п.

Ещё один неоспоримый плюс – проведение работы по ознакомлению

детей с профессиями взрослых в форме наблюдений. Неслучайно важная

роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом

взрослых отводится семье, ведь именно там ребенок может увидеть, чем

именно занимаются его родители. Это, прежде всего, доступные беседы родителей о себе, своей работе

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное – живое общение с мамой или папой, вызывают неподдельный интерес дошкольников.

Совместно с родителями оформляются фотовыставки, фотоальбомы. В результате данной работы дети активно будут проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка и имеет важное значение в развитии позитивной гендерной идентичности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе

Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

«Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».

Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия ш...

Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".

Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....