Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Маслова Лариса Васильевна

Роль музыкально-дидактических игр в развитии вокальных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vokalnyh_sposobnostey_1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного

возраста через музыкально-дидактическую игру

В процессе творческой деятельности дети получают различные навыки и умения в области пения, движения, образного мышления, речевой деятельности.

Пение – один из основных видов музыкальной деятельности ребенка. Оно принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным.

Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора».        Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, порой убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.

Яркие, доступные для восприятия песни вызывают личностное отношение ребенка к песенному искусству. Поэтому я выбираю те песни, содержание которых отражает круг интересов ребенка. Это в равной степени относится и к младшему и старшему возрасту. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни, носит более осознанный характер. Известно, что детям свойственно подражание взрослым, и они подражают солистам, исполняя песни по одному, ансамблем, собираясь в группы, а, подключая игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли.

Именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание петь, выражая свои чувства и настроение.

Проблемой певческого воспитания детей в дошкольном возрасте является пение в разговорной манере, в небольшом диапазоне, в фальшивом и напряженном интонировании, отсутствии необходимых навыков слухо - вокальной координации, артикуляции и дикции.

Чтобы помочь раскрыть в песне свои чувства и передать настроение, необходимо научить ребенка выразительному и эмоциональному пению, а так же помочь развить их музыкальные способности.

Для поддержания интереса детей к процессу обучения пению, особая роль отводится музыкально-дидактическим играм, в ходе которых ребенок приобретает опыт переживания; развивает музыкальные способности; реализует потребность в освоении впечатлений окружающей жизни.

Следует отметить многофункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно применять как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность.

У каждого ребенка разные музыкальные способности, которые необходимо выявить в процессе индивидуального знакомства при диагностике: наличие музыкального слуха; ладотонального и ритмического чувства; музыкальной памяти, музыкального мышления, подключая затем и выявление вокальных способностей и певческих данных.

Одним из показателей развитости ладового чувства является любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке проявляется через внимание детей во время слушания, во внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), в просьбе повторить песню, в наличии любимых песен, высказывание детей о прослушанной песне, о ее характере, смене настроений.

Музыкально-слуховые представления проявляются в пении знакомой мелодии с сопровождением, без сопровождения, в пении малознакомой песни (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением, без сопровождения, в подборе мелодий по слуху на музыкальном инструменте. К показателям развитости чувства ритма относятся: воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка песни, соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

С целью развития у детей звуковысотного и мелодического слуха на первом году обучения можно эффективно использовать музыкально-дидактических игры: «Ступеньки», «Повтори звуки», «Лесенка – чудесенка». В этих играх необходимо использовать музыкальный материал, содержащий минимальную нагрузку, типа песенок-упражнений «Кот и Жучка», «Сорока воровка» русская народная попевка. У детей формируются представления о регистрах (низком, высоком), знания о высоких и низких звуках.

Для закрепления звуковысотного слуха можно использовать музыкально-дидактическую игру «Бубенчики» Е.Тиличеевой, где дети не только пропевают звуки, но и показывают карточки с изображением бубенчиков (высокий, средний, низкий), а также безошибочно проигрывают заданные звуки на металлофоне. А в игре «Музыкальное лото» дети закрепляют поступенное движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке, используя игровое пособие с пуговками. Пуговки очень свободно перемещаются по леске вверх и вниз. С помощью светлых и темных пуговиц (ноты-кружочки) очень удобно изобразить необходимый ритмический рисунок. Это игровое пособие применяю и для закрепления развития у детей ритмического слуха.

  Понимание ритма – способность ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальном инструменте и передачей смены метроритмической организации музыки с помощью движений. Для развития представлений о продолжительности звуков использую в работе пособия, моделирующие эти отношения звуков с одновременным воспроизведением мелодии (короткие и длинные палочки, маленькие и большие предметы, закрашенные и не закрашенные овалы) соответствуют коротким и длинным звукам. Для знакомства с понятием ритм предлагаю детям поиграть в музыкально-дидактическую игру «Имена и ритмы», в которой дети заменяют слоги в своем имени на хлопки, а так же на более протяжный слог хлопок должен быть сильнее. Затем предлагаю выложить ритмический рисунок имени с помощью больших и маленьких предметов (елочек). Дальше игра усложняется от занятия к занятию, детям предлагается отгадывать зашифрованные имена, самим загадывать. Музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Выполни задание» и др. так же способствуют развитию ритмического рисунка.

 Речевые игры сопровождаются и метрическим пульсом, и ритмическим рисунком хлопками, шлепками, притопами и другими интересными движениями, порой придуманными самими детьми. Песенки-ритмы, используемые в музыкально-дидактических играх, поются на одном звуке, на нескольких последовательных звуках, на разной высоте, в контрастных регистрах (развивается  звуковысотный  слух), в мажоре и миноре (развивается ладотональный слух), с разной голосовой окраской, т.е. тембром.

Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный. Звуку можно дать много характеристик – густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, писклявый и т.д.

Для развития тембрового слуха предлагаю детям игры, в которых в основном используются детские музыкальные инструменты («Определи инструмент», «Музыкальные загадки» и другие), в которых дети на слух определяют прозвучавший инструмент. В игре «Укрась музыку» детям предлагается самим выбрать музыкальный  инструмент, подходящий по своему тембру  к характеру исполняемого произведения. А игра «Узнай по голосу» учит детей узнавать по окраске – тембру голоса своего товарища по группе.

  Есть еще одна особенность у звука – это сила. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков, детям очень интересно знать, как на музыкальном языке называется громкое звучание «форте»,  тихое – «пиано» и что от слияния этих двух слов произошло  название известного им инструмента – фортепиано.

Для того чтобы развить у детей умение различать разные по силе звуки, играем в музыкально-дидактические игры «Громко – тихо запоем», «Колобок» - дети поют любую знакомую песни то тихо, то громко, постепенно усиливая и постепенно затихая в зависимости от игровой ситуации. Музыкально – дидактическая игра «Громкая и тихая музыка» закрепляет умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо (пиано), громко (форте), не слишком громко (меце - форте). Подбираю музыкальные пьесы контрастные или со сменой динамики звучания. Пьесы исполняются дважды, чтобы первый раз дети внимательно прислушались к ним. При повторном исполнении дети поднимают разноцветные квадратики, которые соответствуют определенному динамическому оттенку.

Для того чтобы правильно выполнить задание в музыкально – дидактической игре «Прячем мелодию», дети должны научиться сохранять в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направление ее движения, ритмических оборотах, скорости звучания, силе звучания и т.д., все это является предпосылками внутреннего слуха. В ходе игры дети начинают петь знакомую песню, затем по условному знаку начинают петь про себя, т.е. беззвучно, по другому знаку – снова вслух. Другой вариант игры – по условному знаку петь мелодию с различными динамическими оттенками. «Прятать» мелодию или исполнять с определенным оттенком можно через равные промежутки времени (через два, четыре мотива) и через разные промежутки времени (но тоже по мотивам).

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных – дикция.

Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при извлечении звуков.  С огромным удовольствием дети произносят скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц. Произносить их можно в различных вариантах – от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям. При этом учитывается и эмоциональный аспект, чтобы текст не был «сухим».

 Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию я выбираю песни в медленном и умеренном темпе и добиваюсь протяжного звучания в первую очередь на конце фразы. Протяжность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильного дыхания. Объясняю детям, что вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох – медленным. Учу брать дыхание перед началом песни и между фразами, а не посередине слова. Для этого использую упражнения «Поймай ветерок» и «Кто дальше сдует пушинку». Такие игровые упражнения закрепляют навыки правильного дыхания, к тому же очень нравятся детям.

Большое внимание в своей практической деятельности уделяю работе над чистотой интонирования. Для ее развития использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение с закрытым ртом, слогами, вокализирую мелодию, по строчкам, по фразам, мальчики – девочки и другие.        Часто прибегаю к такой игре «Помоги другу»: предлагаю спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим, не чисто поющий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо  интонирующего.

 Обязательным условием в пении является подготовка и настройка голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю музыкальные упражнения - маленькие песенки, которые транспонируются и не имеют широкого диапазона. Их исполнение дает возможность, разогревая голос, развивать слух, а транспонирование мелодий на полтона – тон выше или ниже – способствует быстрой слуховой перестройке.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям – все это позволило достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Кошмина И. Музыкальный букварь, М.: Дельта, 2005 г.
  2. Шакирова И. Из серии Через игру – к совершенству, М.: Лист, 2000 г.
  3. Арнаутова О. Где прячется звук?, журнал «Обруч»,№ 5,1997 г.
  4. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития, журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2000 г.
  5. Емельянов В. Методическое пособие Фонопедический метод развития голоса.
  6. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Мир медицины, Спб.: издательство Лань, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выра...

Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

"Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

"Развитие –вокальных способностей детейСтаршего-дошкольного возраста."...

Занятие «Развитие вокальных способностей у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие певческих навыков у детей среднего возраста, учимся петь мягко без напряжения, работаем над дикцией и артикуляцией применяя  логопедические упражнения, используя материал М.Ю. Картушиной...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительной платной образовательной услуги  по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....