Самообразование 2021 - 2022 г.
методическая разработка

Головкова Ирина Николаевна

Материал по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_palochki_kyuizenera.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление  образования  администрации  города  Канска»

Красноярского  края

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №5 «Колосок»

МБДОУ № 5

Материалы по самообразованию

«ПалочкиХ.Кюизенера как средство развития логики в дошкольном возрасте»

Головкова Ирина Николаевна

Высшая категория

Сроки реализации: 2021-2022 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;

 - формирование познавательной мотивации обучения;

- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

 - развитие речи детей, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

 - развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;

  - развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

  - вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»

  - создавать условия для полноценного развития каждогодошкольника.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность. Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера.

Джордж Кюизенер – бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие "Числа и цвета" , в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней. Зададимся вопросом: Что из себя представляют палочки Кюизенера?

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.

Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Цветные  палочки позволяют решать следующие задачи:

 - Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);

  - Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);

  - Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;

  - Освоение прямого и обратного счета;

  - Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);

  - Усвоить отношения между числами (больше- меньше на..)

  - Познакомить со свойствами геометрических фигур;

  - Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);

  - Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

Формы работы с детьми:

  - совместная деятельность воспитателя с детьми:  

  - индивидуальная работа с детьми

   - свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  - анкетирование родителей

  - консультации

 - индивидуальные и групповые беседы

 - оформление наглядной информациистенды, папки-передвижки) - привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

 - проведение встреч-обсуждений проблемы умственного развития детей (с использованием ИКТ).

Используемые технологии:здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

    - Различают и классифицируют палочки по цвету;

    - Ознакомлены с последовательностью чисел натурального ряда;

    - Освоен  прямой и обратный счет;

    - Делят целое на части и измерять объекты;

    - Познакомлены с понятием величины, длины, высоты, ширины;

    - Развитие пространственных представлений;

    - Развитие овладения арифметическими действиями.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

     - повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

    - пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

    - повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

План саморазвития воспитателя

Месяц

Индивидуальная работа(педагогическая деятельность, самореализация по теме)

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь -

Октябрь

  1. Изучение методической литературы, статьи, ЭОР:
  2. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера ?», Москва, 2008
  3. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера»,Москва, Мозаика-синтез, 2010
  4. Р.Л .Непомнищая   Палочки Кюизенера средство познания логики и математики вдошкольном возрасте
  5. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
  6. Смоленцева А. А Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс», 2006.
  7. Игры, задания и упражнения математического содержания: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. – Иркутск, 2000.
  8. Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
  9. Логика и математика для дошкольников/Авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб
  10. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/12/15/metodika-raboty-s-blokami-e-denesha-i-palochkami-kh-kyuizenera 
  11. Изучение статей в журналах:
  12. «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
  13. «Обруч»
  14. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернет

Ноябрь

Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы)

Знакомство с палочками Кюизенера в процессе игровой деятельности.

Конструирование с помощью элементов набора палочек.

Выложи по образцу героев сказки «Колобок» и т.д.

Анкета для родителей тему «Палочки Кюизенера и их влияние на развитие мелкой моторики рук»

Декабрь

. Обогащение РППС

Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия

Задание на измерение

Длины и высоты предметов с помощью  эталона палочек Кюизенера и закрепление цвета.

Д/игра «Найди и покажи такую же по цвету и длине». «Отбери все красные (синие, желтые и т.д.)» Задания перечисли все цвета всех палочек на столе.

Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет»,

Санкт-Петербург.

Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера»

Январь

Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр при помощи счетных палочек Кюизинера, подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Д/Игра: «Составь число»

Выставка – презентация развивающих игр.

Семейный досуг

«На улице разноцветных палочек»

Выставка картотеки игр со счетными палочками Кюизинера

Февраль

«Шаг за шагом» подбор презентаций по теме самообразования.

Логические задачи с палочками.

Д/Игра: «Разведчик» 

Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Презентация развивающих игр с счетными палочками Кюизинера.

Март

Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайте детского сада.

.

Д/Игра: «Конструирование цифр»

Д/Игра: «Число — головоломка» 

Д/Игра: «Что пропустили?» 

Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера»

Посещение педагогами кружка "Палочки Кюзинера"

Апрель

Работа с ИКТ: оформление буклетов по теме самообразования

Занятие  с детьми «Мир творчества»

КВМ с участием родителей и детей «Играем вместе».

Проблемно-деловая игра «Ребёнок – исследователь и экспериментатор».

Май

Самоанализ (Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию).

Игры с детьми«Играем вместе», «Наши открытия».

Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.

Презентация на педсовете ДОУ «Обобщение опыта работы по изучаемой теме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...

План самообразования 2021 - 2022

Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования...

Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....

Программа самообразования 2021-2022 год

Программа самообразования 2021-2022 год...