Задание по теме: "Теоретические и методические основы реализации речевого развития дошкольников".
методическая разработка (старшая группа)

Павленко Наталия Валериевна

Во время учебы на курсах выполняла задание по речевому развитию. Предполагаю, что моя разработка может пригодиться в работе воспитателям.

Задания и критерии оценки для папки слушателя:

 

            1. Определить, чем отличаются понятия «язык» и «речь» с помощью Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля; Толкового словаря С.И.Ожегова, результат представить в таблице; подобрать пословицы, поговорки со словом «язык», «речь».

 

Название понятия

Содержание понятия

Пословицы

Поговорки

 

«Язык»

 

 

 

 

«Речь»

 

 

 

 

2. Составить картотеку дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по выбранной теме («Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Труд взрослых», «Школа») в форме таблицы с указанием возрастной группы и названием лексической темы  по обогащению словаря детей дошкольного возраста (количество: 5-7).

- Название лексической темы;

 - Название игры;

- Возрастная группа детей;

- Примерный словарь игры;

- Краткое описание игры.

Образец оформления картотеки в форме таблицы:

(Название лексической темы)

№ п/п

Название игры

Возрастная группа детей

Примерный словарь игры

Краткое описание игры

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3. Подобрать художественное слово (стихотворения, потешки, пословицы, поговорки, загадки), используемые при ознакомлении дошкольников с окружающим миром по одной из тем «Животные», «Птицы», «Растения». (Таблица  с указанием возрастной группы и названием лексической темы).

Образец оформления  таблицы:

(Название лексической темы)

№ п/п

Возрастная группа детей

Потешки

Пословицы

Поговорки

Загадки

Стихотворения

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

4. Подобрать игры для формирования грамматически правильной, интонационно-выразительной речи детей дошкольного возраста разных возрастных групп (на выбор)  по одной из лексических тем («Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Труд взрослых», «Школа»). (Таблица  с указанием возрастной группы и названием лексической темы). (Количество: 3-5).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_rechevoe_razvitie.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические и методические основы реализации речевого  развития дошкольников

Название понятия

Содержание понятия

Пословицы

Поговорки

«Язык»

Орудие (средство) общения, исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления,

используемая для

обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Отец слова – ум, мать слова - язык.

Забудешь родной язык – забудешь родную мать.

Язык разум открывает.

Язык дел яснее языка слов.

Великий язык не удержишь за зубами.

«Речь»

Вид общения, использование средств языка в говорении, умении  молвить, словесно выразить мысли.

Глупые речи - что пыль на ветру.

Недолгая речь хороша, а долгая поволока.

Всех речей не переслушаешь.

Красна речь слушаньем.

Дидактические игры для обогащения словарного запаса дошкольников.

Тема: «Одежда» для детей второй младшей группы.

№ п/п

Название игры

Примерный словарь игры

Краткое описание игры

1

«Назови одним словом».

Цель:

пополнение словарного запаса ребёнка обобщающими понятиями.

Майка, брюки, рубашка, шорты.

Воспитатель называет несколько предметов одежды, и просит ребёнка назвать все предметы одним словом (одежда).

Можно поиграть по-другому. Взрослый называет обобщающее слово, одежда, и предлагает малышу вспомнить и назвать как можно больше предметов одежды.

2

«Найди лишний предмет» Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.

Колготки, платье, юбка, рубашка.

Воспитатель показывает ребёнку картинку, просит назвать предметы, а затем найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний

(среди предметов одежды нарисован, например мяч, яблоко).

3

«Найди пару»

Цель: учить правильно составлять и называть пару одежды, обуви.

Носки, варежки, рукавицы, сапоги, ботинки, тапочки.

Воспитатель предлагает детям карточки с парными предметами одежды, ребенку надо составить пары и назвать эти предметы.

4

«Подбери куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, различать одежду для девочек и мальчиков.

Футболка, платье, юбка, брюки, кофта и т.д.

Воспитатель просит ребенка одеть бумажные  куклы (девочку и мальчика), последовательно называть предметы одежды.

5

«Запоминалка»

Цель: развивать внимание, упражняться в образовании форм родительного падежа мно-жественного числа существительных..

Штаны, пальто, платье, шорты и т.д.

Воспитатель в ряд выкладывает одежду, дети проговаривают ее название, потом закрывают глаза, воспитатель убирает одну карточку и просит назвать, чего не стало.

6

«Кто больше действий назовет»

Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам одежды. Неумейка спрашивает: Что можно делать с одеждой?

Тема: «Транспорт» для детей средней группы.

№ п/п

Название игры

Примерный словарь игры

Краткое описание игры

1

««Назови части целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали);

Грузовик - … (колеса, фары, кузов, кабина…);

Воспитатель показывает детям картинку с изображением транспортного средства, просит его назвать, затем предлагает назвать его части.

2

«Какие слова бывают?»

Цель: вызвать интерес к слову, учить детей самостоятельно называть разные слова.

Машина, кататься, грузовик, самолет понесемся.

На прогулке воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в …

Кот …не привык-

Опрокинул …

…построим сами,

Понесемся над лесами,…над лесами,

А потом вернемся сами.

Потом воспитатель с детьми проговаривают стихи Агнии Барто польностью.

3

«Скажи ласково»

Цель: активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Машинка, трамвайчик, грузовичок,

паровозик, кораблик, велосипедик.

Воспитатель говорит, что они попали в страну, где живут ласковые дети. Машину они называют машинкой. Предлагает подумать, как они назовут трамвай и т.д.

4

«Скажи какой»

Цель: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме.

Водный транспорт, воздушный транспорт, наземный транспорт.

Воспитатель показывает ребенку картинку с тремя видами транспорта, просит их назвать и найти обобщающее слово.

5

«Домино»

Цель: развивать внимание, закреплять название транспорта в речи детей.

Машина, вертолет, самолет, поезд, корабль, автобус.

Воспитатель объясняет правила игры в домино и говорит о том, что прежде, чем положить костяшку к такой же, надо назвать транспорт.

Тема: «Мебель» для детей старшей группы.

№ п/п

Название игры

Примерный словарь игры

Краткое описание игры

1

Игра «Что это?»

Цель: развивать мышление, обогащать

 Словарный запас по теме «Мебель».

Ножки, крышка — стол. Спинка, сиденье, ножки —  стул. Сиденье, ножки — табурет. Дверцы, полки,  ручки — шкаф. Сиденье, ножки, спинка, подлокотники – кресло.

 Воспитатель называет части какого-либо предмета  мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

2

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цель:   обогащать словарный запас относительными прилагательными к существительному.  

Стол из пластмассы (какой?) – пластмассовый.

Кровать из железа (какая?) – железная.

Диван из кожи (какой?)  - кожаный.

Полка из стекла (какая?) – стеклянная.

Воспитатель   предлагает   детям   помочь   Незнайке  выполнить   домашнее   задание, подобрать прилагательные к словосочетанию. Например,

тумбочка из дерева  - деревянная.

3

Игра «Подскажи словечко»

Цель:  обогащение словарного запаса понятиями по теме, образными выражениями.

Буфет, шкаф, табуретка, полочки, дверки.

Воспитатель   читает   загадку,   а   дети  внимательно слушают и отгадывают ее, досказав последнее слово.

4

Игра «Один — много»

Цель:    учить  правильному   употреблению   родительного  падежа

существительных во множественном числе.

 Один стул. — Много стульев.

Много кресел, много столов, много диванов, много кроватей и т.д.

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч  ребёнку и называет предмет  мебели в именительном  падеже единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно  употребив слово с наречием «много».

5

Игра  «Большой  — маленький »

Цель: учить

употреблению   уменьшительно-ласкательных   суффиксов;  обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Стульчик, столик, шкафчик, креслице, табуреточка, кроватка.

Воспитатель спрашивает: «Какая мебель была в доме трёх медведей?»

Затем   воспитатель   предлагает   детям   назвать Мишуткину  мебель.

Например:

У   Михаила   Потапыча   большая   кровать,   а   у   Мишутки  маленькая кроватка.

Тема: «Школа» для детей подготовительной группы.

№ п/п

Название игры

Примерный словарь игры

Краткое описание игры

1

«Скажи наоборот»

Цель: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Новый – старый, старательный – ленивый, опрятная – неряшливый, хорошо – плохо, смелый – трусливый.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами- наоборот (противоположными по значению).

2

«Назови предметы ласково»

Принадлежности, тетрадочка, линеечка, карандашик, книжечка, альбомчик, пенальчик.

Воспитатель просит детей назвать школьные принадлежности ласково.

3

«Отгадай загадки»

Цель:  обогащение словарного запаса понятиями по теме, образными выражениями.

Заметка, кладет, вдоль и поперек, словечко, ранец.

Воспитатель   читает   загадку,   а   дети  внимательно слушают и отгадывают ее, доказывая свой ответ.

4

Игра «Один — много»

Цель:    учить  правильному   употреблению   родительного  падежа

существительных во множественном числе.

 Много учителей, много школьников, много уроков, много перемен, много учеников, много портфелей, много ручек и т.д.

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч  ребёнку и называет слово по теме в именительном падеже единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно  употребив слово с наречием «много».

5

«Назови предметы»

Цель: развивать связную речь, использование в высказывании слов по теме.

Пишут, складывают, рисуют, носят, стирают и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку назвать школьную принадлежность и рассказать о ее предназначении.

Лексическая тема: «Птицы» для ознакомления с окружающим миром детей старшей группы.

№ п/п

Потешки

Пословицы

Поговорки

Загадки

Стихотворения

1

Ходит по двору индюшка:

Брень-брень-брень...

Рядом с ней индюк гуляет –

Гребень набекрень.

Он индюшкою гордится,

Брень-брень-брень.

Для него на свете птицы

Нет родней.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

Ответ: Цапля

Улетела ласточка

За тридевять земель.

Возвращайся, ласточка,

На дворе апрель,

Возвращайся ласточка,

Только не одна:

Пусть с тобою ласточка

Прилетит весна.

Б.Заходер

2

"Где была, сорока?"-

"Далеко-далеко!"-

"Что несешь?"- " Игрушки"-

"Где нашла?"- в Избушке,

На окошке - брошки,

На столе - сережки,

Колечки - на печке,

Гвозди - на крылечке,

Шпильки да иголки

Утащила с полки..."

Красна птица пером, а человек - умом.

Все курицы – красавицы, петухи молодцы.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Утром распевает,

Время считает.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

 Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Т. Зайцева

3

Ай, ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Сидит ворон на суку.

Сплетни собирает,

Всё на свете знает.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Всякая птица своим клювом сыта.

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя?

Ответ: Снегирь

Аист, Аист – долог,

 Аист – тонок,

Дом построил без крыльца. Поглядите – аистёнок

Уродился весь в отца.

 Он ещё похож на маму,

Та хлопочет допоздна.

 Дай им, дятел, телеграмму,

С новосельем их поздравь!

Виктор Боков

4

Две синицы – две соседки

Ели вишенку на ветке.

А из вишни червячок

Показал им язычок.

– Цвинь-цвилинь! – поёт синица. –

Так дразниться не годится!

Ням-ням-ням – на язычок...

Зря дразнился червячок!

Где птица не летает, а свое гнездо знает.

Всякая птица по- своему поет.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее ...

Ответ: Сорока

Вместе с весной в гости к нам прилетает,

Черною черточкой в небе мелькает.

 Быстрая птица, хвостик стрелой, Ловко охотится за мошкарой.

Татьяна Коваль

5

Синичка, синичка,

Весёлая птичка.

Летает ловко,

Щебечет плутовка.

Птичка – синичка

Ростом невеличка,

Наша синичка-

Воробью сестричка.

Синичка – воробью сестричка.

И без петуха рассветет.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Ответ: Гусь

Лишь утро в саду настаёт,

Ещё не проснувшись, я слышу:

 Hа ветке то громче, то тише

Без удержу зяблик поёт.

Kупается в алом рассвете, Прищёлкивает язычком,

Kак будто бы лучшим на свете, Позавтракал он Червячком! Тимофей Белозеров

Игры для формирования грамматически правильной, интонационно-выразительной речи детей подготовительной группы дошкольного возраста по теме: «Труд взрослых».

№ п/п

Название игры

Краткое описание игры

Комментарий

1

Игра «Кто чем занимается?»

Цель:  развивать грамматический строй речи, активизировать  словарный запас по теме «Профессии».

Воспитатель   предлагает   детям   ответить   на  вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель...

Повар...

Пожарный...

Портниха...

Дворник...

 Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер....Предложить детям эти профессии.

2

Игра «Объясняй-ка»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи,  словообразование:   учить   пониманию   и  толкованию   сложных  слов.

Воспитатель   предлагает   детям   объяснить,   из  каких слов получились названия профессий.

Слова для игры: рыболов,   лесоруб,   дровосек,   зверовод,   коневод,  овощевод, садовод и т. д.

3

Игра «Кому что нужно?»

Цели:  формировать  грамматический   строй   речи,   учить  употреблению существительных.

в  дательном падеже.  

Воспитатель   предлагает   детям   прослушать  предложение ,   найти    ошибку ,  исправить    ее ,   повторить предложение правильно.

Кастрюля нужна ... повар {повару).

Пила  нужна ... плотник (плотнику).

Станок  нужен ... токарь (токарю).

Мука нужна ...  пекарь (пекарю).

 Кисти нужны ... художник  (художнику).

Топор нужен ... лесоруб  (лесорубу).

Ножницы нужны ... портной  (портному).

Молоток нужен ... сапожник  (сапожнику)

«Скажи по-разному»

Цель: развитие интонационной выразительности речи.

Педагог напоминает детям, что одно и то же предложение может звучать по – разному, стоит только поменять интонацию. Просит сказать предложение «Бабушка варит суп». Радостно, лениво, вопросительно и т.д.

Сначала можно отвечать хором, потом усложнить игру, предлагая детям индивидуальные ответы. Интонации давать посложнее, например, хвастливо, завистливо, гордо и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Теоретические и методические основы реализации художественно-эстетического развития дошкольников".

Приемы изображения предметов детьми разного возраста Динамическая таблица изображения красками любого животного в разных движениях .3.Узор на квадрате.4.Образцы способов вырезывания из бумаги, пр...

Проект на тему: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников....

Теоретические и методические основы реализации познавательного развития дошкольников

Проектная работа в ходе которой дети получают определённые знания по теме "Бумага"...

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...

Консультация для воспитателей: "Методические основы ФЭМП у дошкольников"

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представл...