Консультация для воспитателей: "Методические основы ФЭМП у дошкольников"
консультация

Скворцова Анастасия Александровна

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx185.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка»

Консультация для воспитателей

Методические основы ФЭМП у дошкольников.

Воспитатель: Скворцова А.А.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Цель математического развития дошкольников

• Всестороннее развитие личности ребенка.

• Подготовка к успешному обучению в школе. • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

#1060;ормирование предпосылок математического мышления. #1060;ормирование сенсорных процессов и способностей.

#1056;асширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

#1060;ормирование начальных форм учебной деятельности.

Значение обучения дошкольников математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то,

что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия Вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать

умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического

развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические

особенности развития математических представлений детей и методику работы.

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

•обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

•согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

•формулировка ответов полным предложением.

.

Пути возбуждения интереса к математике:

• связь новых знаний с детским опытом;

• открытие новых сторон в прежнем опыте детей; • игровая деятельность;

• словесное возбуждение; • стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу; • создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

• объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте

построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте

померяем!»);

• работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

• связь с близкой детям ситуацией ( «У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?

К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника ?» );

• интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

• посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике

• Сознательность и активность.

• Наглядность.

• Деятельностный подход.

• Систематичность и последовательность. • Прочность.

• Постоянная повторяемость. • Научность.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Развивающее обучение.

• Индивидуальный и дифференцированный подход. • Коррекционная направленность .

Особенности практического метода:

• выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий; • широкое использование дидактического материала;

• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

• использование математических представлений в быту, игре, труде .

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия. 7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя: • точность, конкретность, лаконизм;

• логическая последовательность; • разнообразие формулировок;

• небольшое, но достаточное количество; • избегать подсказывающих вопросов;

• умело пользоваться дополнительными вопросами; • давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

• краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

• на поставленный вопрос;

• самостоятельные и осознанные; • точные, ясные;

• достаточно громкие;

• грамматически правильные...

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный

ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и

похвалить правильно ответившего.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»

Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми....

Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по проведению игр-занятий с дошкольниками"

В статье даны методические рекомендации по проведению занятий на основе дидактических игр, игровых обучающих ситуациях. Даны практические рекомендации по организации игровой деятельности мальчиков и д...

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника....

Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников

Консультация для воспитателейМетодические технологии развития связной речи у дошкольников...

Консультация для воспитателей "Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников".

Консультация для воспитателей "Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников"....

Консультация для воспитателей"Этикет.Основы речевого общения дошкольников."

Этикет. Основы речевого общения дошкольников В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические на...