Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по проведению игр-занятий с дошкольниками"
консультация по теме

Гребенникова Ольга Викторовна

В статье даны методические рекомендации по проведению занятий на основе дидактических игр, игровых обучающих ситуациях. Даны практические рекомендации по организации игровой деятельности мальчиков и девочек, по организации СРИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

Консультация для воспитателей

Методические рекомендации

по проведению

игр-занятий с дошкольниками

Провела воспитатель: Гребенникова О.В.

2018 г.

П. Малое Луговое

Гурьевский округ

Методические рекомендации по проведению

игр-занятий с дошкольниками

Важнейшим принципом организации игровой деятельности в  ДОУ является принцип осуществления образовательной деятельности в форме игры.  «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью.» (А,П,Усова). В связи с этим сегодня выделяют среди непосредственно-образовательной деятельности такие формы, как сюжетно-игровые занятия и занятия на основе комплекса дидактических игр или игровых обучающих ситуаций.

Особенностью сюжетно – игровых занятий выступает ведение детей в игровую ситуацию в начале занятия, определение хода занятия на основе игровой сюжетной линии, использование игровых действий для мотивирования детей к выполнению игровых упражнений, наличии кульминации занятия  и развязка сюжета, совпадающей с его окончанием и выходом из воображаемой ситуации.

Занятия на основе дидактических игр проводятся с использованием комплекса таких игр. При этом любая дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

  • Дидактическая (обучающая ) задача;
  • Игровые действия, характеризующие способы проявления активности ребенка в игровых целях;
  • Игровые правила, обеспечивающие реализацию игрового содержания всеми участниками игры.

Между всеми компонентами существует тесная связь: дидактическая задача определяет игровые действия, а игровые правила позволяют осуществить игровые действия и решить задачу.

Другой основой для объединения компонентов дидактических игр в структуре занятия может выступать дидактический материал и предметно-практическая деятельность детей. Эту идею для проектирования специальных игр-занятий предложила Е,И,Тихеева  еще в начале XX века. Она рекомендовала воспитателям проводить специальные игры-занятия с естественным дидактическим материалом (камушки, шишки, пуговицы и т.д.) и на базе специальных трудовых уголков с реальным трудовым инструментарием-уголок домоводства, прачечная, кухня, где теоретические математические знания детей воплощались в опыте практических действий. Обучение при этом проходило в совместной деятельности «игра-труд» ребенка и взрослого. Этот подход получил название «метод естественного математического развития Е.И.Тихеевой».

Занятия на основе игровых обучающих ситуаций (ИОС) предполагают, что каждая такая ситуация может быть отдельной формой организованной образовательной деятельности, направленной на обучение детей в детском саду. Например, игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой делятс на три типа, каждый из которых обладает различными дидактическими возможностями:

  • Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами;
  • Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, построенные на использование кукол – персонажей сказок;
  • Игровые обучающие ситуации – путешествия.

Обучение с использованием ИОС может выходить за рамки отведенного времени обучения на занятиях как формы непосредственной образовательной деятельности, переходя в самостоятельную игровую деятельность детей. С другой стороны, каждая такая ситуация педагогического взаимодействия может быть рассмотрена как ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение и ситуация-оценка, проблемная ситуация, что делает возможным ее использование как формы организации образовательной деятельности в ходе режимных процессов.

Например, один из подходов Н.В.Бутенко предлагает использовать проблемные ситуации в процессе формирования основ экологической культуры у дошкольников на основе деткой игры, в частности, режиссерских игр. Использование таких проблемных ситуаций направляет детей на решение определенных игровых задач с экологическими сюжетами. Игровые задачи-это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.

Проблемная ситуация «Ежик»

В выходной день папа с сыном пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа. Малыш попросил папу взять ежа домой, но папа отказал сыну в его просьбе.

Вопрос: почему папа не разрешил взять ежа домой?

Ответы детей:

Потому что ежик живет в лесу. Он там ловит мышей и лягушек, а может даже сразиться с гадюкой. А если ежа принести домой, то он может умереть, потому что дома нет лесной еды.

Папа не разрешил взять ежа, чтобы он никого не уколол иголками.

Если дошкольник затрудняется выполнить это задание, воспитатель сам начинает подсказывать решение сюжета, а затем, прервав рассказ, просит ребенка продолжить его.

Тематика и содержание подобных проблемных ситуаций направлены, в первую очередь, на овладение определенными правилами поведения в природе. Поэтому разыгрывание роли ребенком помогает формировать у него опыт экологических норм поведения, умение поступать в соответствии с этими нормами. Очень важным моментом обыгрывания проблемной ситуации является обсуждение с детьми возможных последствий деятельности человека в природе в результате неверных поступков и приемы «разговор с природой», «жалобна книга природы», которые способствуют усилению эмоционально-чувственного восприятия в процессе режиссирования.

Практические рекомендации по организации игровой деятельности

мальчиков и девочек:

- в дошкольном периоде начинается и активно протекает полоролевая социализация, закладываются первоосновы полоролевых ценностых ориентаций и центральных качеств пола-мужественности у мальчиков и женственности у девочек;

- в процессе полоролевой социализации важную роль играют семья, группа сверстников и педагог;

- в половой социализации ребенка важное место занимает познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности;

- необходимость осуществления дифференцированного подхода к процессу руководства играми мальчиков и девочек в связи со специфическим характером их игрового взаимодействия;

- воспитателю необходимо организовать игры, отвечающие интересам мальчиков и девочек, т.е. сюжетно-ролевые игры по половому принципу и, весте с тем, совместные игры для мальчиков и девочек;

- при организации игровой деятельности мальчиков и девочек возможно обращение к сюжетам народных игр, через которые ребенок осваивает стереотипы мужского и женского поведения в семье и в обществе, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, умения взаимодействия полов;

- наиболее эффективная позиция воспитателя в игре - позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствует себя свободно и на равных, он по желанию включается в игру и выходит из нее, ощущает себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно-неправильно;

- воспитатель должен разворачивать игру так, чтобы дети «открывали» и осваивали новый, более сложный способ ее построения;

- необходимо ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику;

- вся игра должна носить характер свободной импровизации;

- соблюдение принципа индивидуально-дифференцированного подхода, обозначающего обязательный учет пола ребенка в организации игрового взаимодействия;

- соблюдение принципа учета детских интересов и игровой субкультуры мальчиков и девочек в ходе игрового взаимодействия воспитателя с дошкольниками;

- соблюдение принципа обеспечения эмоциональной комфортности, означающий создание в группе полифункциональной игровой среды для мальчиков и девочек.

Рекомендации для воспитателей по организации СРИ

Учитывайте, что для игр девочек нужно небольшое пространство – ограниченное, а для мальчиков – неограниченное, в связи с высокой двигательной активностью. Поэтому необходимо правильное «построение» игровой среды, которая должна:

- включать автономные небольшие, но богатые игровыми атрибутами уголки для статических игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия;

- обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, т.к. они более подвижны и именно оно необходимо им для выполнения ролевых действий.

Игровая среда должна постепенно становиться более насыщенной и оснащенной, учитывать интересы, потребности детей обоих полов. Включайте в среду игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек:

- для мальчиков различные машинки, как обычные, так и с дистанционным управлением, различные роботы, самолеты, пистолеты, конструкторы и т.п.;

- для девочек различные куклы – Барби, Кен, их семья, игрушечная мебель для них и игрушечные домики, современные пупсы, игрушечная косметика, детская посуда и т.п.

Включайте в среду игровые атрибуты, которые так же, как игрушки, необходимы для разных игр, например:

- для игры «Дочки-матери»: игрушечные пылесос, утюг, телевизор, магнитофон, плита, стиральная машина, которую можно сделать из большой коробки, разная крупа в баночках и коробочках, игрушечные сотовые телефоны;

- для игры «Парикмахер»: разные виды расчесок, заколочек и резиночек, украшения для волос, бигуди, игрушечные ножницы, игрушечный фен, баночки, коробочки, флаконы из-под шампуня, красок для волос, духов, журналы с прическами, журналы моды;

- для игры «Доктор»: белый халат и шапочка, игрушечные шприцы и градусники, вата, бинты, трубочка чтобы слушать больного, коробочки и баночки из-под лекарств, подобие медицинских карт, бланки для рецептов, рекламки лекарств;

- для игры «Магазин»: фартуки, бэйджи с изображение профессий (продавец, кассир, охранник, рекламный агент и т.д.), игрушечная рация для охранников, муляжи овощей и фруктов, самодельно сделанные конфеты, печенье, макеты контейнеров с мороженым разного цвета, деньги, похожие на настоящие, кассовый аппарат, коробочки из-под соков, пластмассовые стаканчики, весы, кошельки, сумки;

 Для игры «Корабль»: фуражка для капитана, матроски для моряков, колпак повара, несколько женских и мужских костюмов (или хотя бы отдельные его детали) для сказочных персонажей, водолазное снаряжение, «инструменты» для починки корабля, «аптечка», игрушечный фотоаппарат, спасательные жилеты, спасательные круги, игрушечный огнетушитель;

- для игры «Гараж»: самодельно сделанная мойка для машин из коробки, «инструменты» для починки машин.

Необходимо отметить, что выше названные игрушки, игровые атрибуты подходят и для других игр, например, для игры «Подводная лодка» можно использовать атрибуты для «Корабля» и т.д.

У девочек обогащайте представления о ролевых действиях: мамы, врача, парикмахера, продавца и т.д., развивайте умения комбинировать различные действия внутри одной роли. Для этого используйте ситуации игрового взаимодействия в индивидуальных играх с девочками.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....

Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи....

Консультация для родителей "Рекомендации по проведению домашнего речевого занятия"

В статье представлен материал по организации домашних занятий с детьми, расписана структура занятия, отмечаются моменты, на которые необходимо обратить внимание....

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы, или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего ...

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....