Консультация для воспитателей: "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике
Все мы прекрасно знаем, что речь занимает важное место в развитии ребёнка и является главным показателем умственного развития ребёнка. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Ведь только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре, а невнятная речь ребёнка затрудняет его общение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Галкина Т.А.
МДОУ «Детский сад «Березка»
Консультация для воспитателей:
"Рекомендации к проведению занятий по развитию речи в ДОУ"
Все мы прекрасно знаем, что речь занимает важное место в развитии ребёнка и является главным показателем умственного развития ребёнка. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Ведь только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре, а невнятная речь ребёнка затрудняет его общение.
Я не буду сегодня читать вам методику развития речи детей дошкольного возраста. Просто хотелось бы напомнить ещё раз об основных моментах при проведении занятий по развитию речи.
Можно отметить следующие недостатки:
• у детей связные высказывания короткие или вообще одно слово, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
• некоторые дети довольно успешно создают высказывания, однако многие испытывали значительные трудности в словесном выражении мысли. В результате получается противоречие: с одной стороны, дети обладают богатой информацией, а с другой – не могут эту информацию воспроизвести.
• но вне занятия, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, зато с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому он не может оформить их в связные речевые высказывания.
• Недостаточная подготовка к занятию.
• При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
• Очень важную роль в развитии речи играет, и культура речи педагога. Речь педагога четкая, ясная, отчетливая, то есть хорошая дикция, полная, грамматически правильная;
• Некомпетентность некоторых педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель не знает методику, не применяет современные технологии на занятии. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит и не слышит ребёнка.
• При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
• Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно, и воспитатель не хочет ею заниматься.
Рекомендации к проведению НОД по речевому развитию.
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах. «Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях:
а) воспитание звуковой культуры речи детей;
б) обогащение словаря;
в) формирование грамматических навыков;
г) обучение связной речи (монологу и диалогу);
д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.
Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для этого существуют дидактические требования.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения.
Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал, который должен соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер.
Структура занятий должна быть чёткой. В ней обычно выделяют три части: вводную, основную и заключительную.
В вводной части (оргмомнт) устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учётом возраста (создаю мотивацию и «не забываю» о ней на протяжении всего занятия). Например, если пришёл Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа. Также в НОД создается проблемная ситуация (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, дети будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) следим и побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» – это не правильно, т. к. педагог как бы «навязывает «предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…».
Также в соответствии с новым образовательным стандартом необходимо использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность (ТРИЗ- теорию решения исследовательских задач, игровые обучающие ситуации, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные при проведении НОД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Заключительную часть занятия организуется таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
Обязательно подводим итог всего занятия: даем оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.). Главное – это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).
Обязательно решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также молчаливым, малообщительным или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе идёт активная работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.
В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер НОД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. Усложняется содержание НОД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды НОД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.
В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения НОД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он теперь способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. НОД должна проходить непринужденно, живо.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому, на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.
2. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.
Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании
3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.
Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.
Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
Так, в работе с детьми младших групп применим метод имитации, или отраженной речи. Другие методы (метод разговора – беседы, метод пересказа, метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.
Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах – на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ, он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора – беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки, на картинки), а в старших группах – на словесные дидактические игры.
Метод пересказа широко используется в работе с детьми, начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений – отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.
При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:
– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей
– использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации, диафильмы)
– словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.
Выбор приемов работы обусловлен как содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.
Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал (сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки). Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).
Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми речевых задач.
Рекомендации для воспитателей по речевому развития детей 2 – 4 лет.
1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т. п.).
2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т. п.).
4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.
Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.
1. Развивать произносительную сторону речи:
• подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
• вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
2. Развивать и совершенствовать словарь:
• знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
• учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
3. Развивать грамматические навыки устной речи:
• упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т. п.);
• упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
• учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
• обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
4. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
• создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
• учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
• демонстрировать детям культуру ведения диалога;
• готовить к обучению связной монологической речи;
• посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
5. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
6. Создавать условия, способствующие активизации речи:
• рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
• создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.
В связи с вышесказанным, мы предлагаем использовать в работе комплекты методических разработок Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой. Поскольку здесь представлена система работы над всеми компонентами речи. В каждом комплекте наглядных пособий представлены сюжетные картинки формата А4, картинно-графические схемы и планы рассказов к ним. Картинный материал разработан для каждой возрастной категории по всем лексическим темам. Используются зрительные символы. В каждой тетради логопедических заданий содержится материал для закрепления дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи....

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС"
В выступлении раскрывается специфика работы воспитателя по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности....
Консультация для педагогов " Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
Рекомендации к проведению занятий по развитию речи...

Консультация "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность, безупречная правильность формы, возрастная и педагогическая направленность...

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)
Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...

Консультация для педагогов "Методика проведения занятий по развитию речи"
В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:- описанию игрушек и натуральных предметов;- описанию картин.Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в соз...
