Консультация для педагогов " Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"
консультация по развитию речи по теме

Рекомендации к проведению занятий по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.18 КБ
Файл 1.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Артикуляционная гимнастика ( для преодоления речевых дефектов)

  • Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
  • Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как  ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
  • Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

Пальчиковая гимнастика. ( для развития мелкой моторики рук)

  • Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
  • Сначала все упражнения выполняются медленно
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Скороговорки (для развития речевого слуха)

  • Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
  • Объясняют значение сложных слов
  • Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
  • Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

 При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.

Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.

Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.( можно  давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.

Активные приемы обучения:

1. Образец речи воспитателя

2. Мотивировка учебного задания

3. Сравнение

4. Сопряженная речь, отраженная речь

5. Исправление, подсказка

МЛАДШИЕ  ГРУППЫ

Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию).

Метод разговора – беседы.  Прием:  опора на натуральные объекты, и их модели ( игрушки), картинки.

Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации (на первоначальном этапе)

Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. ( «Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»).

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием:  словесные дидактические игры.

Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка ( лексика, грамматика, интонация), осваивается  связная речь.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа ( разбор произведения)

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ (3 – 7 человек)

Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию.

              По памяти, по воображению.

При планировании каждого занятия  определяются приемы работы с детьми.

 – восприятие и описание натуральных объектов и их моделей    ( игрушки)

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно  ( картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы).

 -словесные приемы (образцы речи воспитателя) -  художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Артикуляционная гимнастика ( для преодоления речевых дефектов)

  • Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
  • Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как  ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
  • Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

Пальчиковая гимнастика. ( для развития мелкой моторики рук)

  • Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
  • Сначала все упражнения выполняются медленно
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Скороговорки (для развития речевого слуха)

  • Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
  • Объясняют значение сложных слов
  • Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
  • Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

 При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.

Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.

Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.( можно  давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.

Активные приемы обучения:

1. Образец речи воспитателя

2. Мотивировка учебного задания

3. Сравнение

4. Сопряженная речь, отраженная речь

5. Исправление, подсказка

МЛАДШИЕ  ГРУППЫ

Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию).

Метод разговора – беседы.  Прием:  опора на натуральные объекты, и их модели ( игрушки), картинки.

Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации (на первоначальном этапе)

Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. ( «Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»).

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием:  словесные дидактические игры.

Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка ( лексика, грамматика, интонация), осваивается  связная речь.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа ( разбор произведения)

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ (3 – 7 человек)

Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию.

              По памяти, по воображению.

При планировании каждого занятия  определяются приемы работы с детьми.

 – восприятие и описание натуральных объектов и их моделей    ( игрушки)

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно  ( картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы).

 -словесные приемы (образцы речи воспитателя) -  художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи....

Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников....

"Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"

Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребёнком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры ег...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям общеобразовательных групп поречевому развитию....

Консультация "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность, безупречная  правильность формы, возрастная и педагогическая направленность...

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах" (презентация)

Консультация для педагогов "Рекомендации по проведению занятий по развитию речи в разных возрастных группах"....

Методические рекомендации к проведению занятий по развитию речи

Материал подготовлен для педагогов ДОУ при подготоке и проведении занятий по развитию речи...