Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии на тему

Миклина Ольга Александровна

Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА № 1161

СП № 6 (д/с № 2683)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Тема: Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

провел: учитель-логопед

Миклина О.А.

                               Москва 2014

Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников.

Задачи:

- познакомить с основными требованиями к культуре  речи воспитателя;

- рассмотреть основные требования воспитателя к речи детей;

- показать необходимые требования к постановке вопросов детям.

                     

 Требования к культуре  речи воспитателя

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Требования воспитателя к речи детей

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

 Требования к постановке вопросов детям

  Вопрос воспитателя - действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:  

Первое требование

 Вопрос должен обладать определённым содержанием. 

В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

Например:

рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”.

 Правильный вопрос:

1. Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» А.К. Саврасов?

2. Докажите, что это весна.

3. Какая это весна, ранняя или поздняя?

4. Почему вы решили, что это ранняя весна?

5. Найдите в картине приметы ранней весны?

Второе требование

 Точность и конкретность.

 Ошибки: 

                 1. Расплывчатая формулировка.

 Неправильно:  Какие изменения произошли весной с растениями?

 Правильно:      Что появляется весной на деревьях?

2. Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.

Например: 1. Ты не знаешь, как называется этот цветок?

                    2. Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?

                    3. Не можешь сказать, что бывает после весны?

 3. Многословие.

Неправильно:  Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте      

                         хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?

Правильно:  Как вы думаете, что такое метель?

4. Словесное нагромождение.

Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что

                         наступила весна?

Правильно:     Как вы догадались, что наступила весна?

5. Недоступность пониманию детей.

Неправильно: Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете

                        светофора?

Правильно: (разделить на 2 вопроса)

                1.При каком свете светофора машины могут ехать?

                2.Кто следит, чтобы машины ехали правильно?

             6. Неточность словоупотребления.

Неправильно: Куда почтальон кидает письма?

Правильно: Куда почтальон  кладет письма?

Третье требование

Целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. 

Необходимо помнить, что цель постановки вопросов - усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном.  Примера  из отрывка занятия по картине "В школе”.

Неправильная последовательность вопросов:

Правильная последовательность вопросов, приучающая детей к логическому мышлению

1. Где находятся эти девочки?

1. Где находятся эти девочки?

2. Что они делают?

2. Как можно назвать девочек, которые учатся в школе?

3. Что видно за окном?

3. Кто учит школьниц?

4. Что делает девочка у доски?

4. Чем сейчас занимаются ученицы?

5. Что делает ученица у доски?

6. Почему две ученицы подняли руку?

Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения

сводятся к следующему:

-внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки;

- вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; - необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "В гости к леснику"

Цель занятия: учить различать на слух слова с определенным звуком;                            -упражнять в изменении слов при...

Мультимедийная презентация к занятию по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Домашние птицы"

Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здор...

Виды занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Цель занятий по развитию речи в детском саду - помочь ребенку освоить родной язык....

Конспект игрового занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему: Звездолетчики» В.Бороздин чтение рассказов (Космос)

Программное содержаниеДать детям первоначальное представление о космонавтах о Ю.А. Гагарине.Ввести в словарь детей слова, связанные с космосом.Развивать умение правильно воспринимать содержание расска...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Кролик Крош идет в школу"

Тема: «Кролик Крош идет в школу».Цель: Формировать навык звукобуквеннного анализа и синтеза, слияние звуков АУ, УА.Задачи:1.Закреплять знания о гласных звуках и буквах : А, О, У, Ы, Э.2. З...

Методические рекомендации “Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста”

quot;Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский.    Одним из основных направлений работы  детского сада является - социализация лично...