Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня с 2023 - 2028 «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
материал (младшая группа)

Алия Илшатовна Сафеева

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 74» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план

профессионального развития воспитателя

на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».

с 2023 – 2028 г.

 

 

 

 

 

Воспитатель: Сафеева Алия Илшатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижнекамск

Цель: создать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление;

- совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через игру;

- повысить интерес детей к упражнениям и играм, связанным с движениями рук и пальцев.

Актуальность

       На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Стратегия работы:

 Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

 I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

 Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

 II этап – диагностический

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

 III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
 Форма отчётности:

1.     Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

2.     Провести анкетирование родителей.

3.     Составить картотеку пальчиковых игр.  

    Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями - консультации и беседы.  

 

Год, месяц

 

Форма работы

Сентябрь – май 2023 – 2024 год

1.Разработать перспективный план по развитию мелкой моторики за 2023 –2024 учебный год.

2. Провести консультацию с родителями «Пальчиками играем – речь развиваем »

3. Разработать игры по мелкой моторике «Игры с прищепками», «Игры с пуговицами и бусинками»

4.Показ дидактической игры на педагогическом совете.

5.Разработать информационный лист «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать».

6. Консультация для родителей: «Как мы развиваем ребенка дома и в детском саду».

7. Создание предметно – развивающей среды для развития детей. 

Сентябрь – май 2024- 2025 год

1. Выступать с докладом на педсовете « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

2.Подготовить картотеку игр на развитие мелкой моторики «Игры с песком»  

3.Показ НОД на тему: «Путешествие на остров сюрпризов» на базе МАДОУ №74

4.Организация участия воспитанников в творческих конкурсах, в мероприятиях на базе ДОУ.

5. Повышение педагогической компетенции через самообразование. Повышение активности участия воспитанников в смотрах, конкурсах, выставках на базе МАДОУ №74

6.Мастер-класс для родителей ДОУ «Игры своими руками» на развитие мелкой моторики руки.

Сентябрь - май 2024 -2025год

1. Посетить семинар, посвященный на развитие мелкой моторики рук в детском саду.

2. Выступить с докладом «Развиваем наши пальчики» на методическом объединении.

3. Провести выставку работ «Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук» с участием родителей.

4. Создать проект на тему: «Ловкие пальчики»

5. Проведение мастер-класса для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду»

6. Показ  открытого занятия  на тему «Пальчиковые игры» на базе МАДОУ №74

7. Анкетирование родителей «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека»

Сентябрь – май  2026-2027 год

 

1.Оформление папки-передвижки «Ум ребенка – в пальчиках»

2.Оформление сборника консультаций для родителей «Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем!»

3.Показ интегрированного занятия по художественно-эстетическому и физическому развитию на базе МАДОУ

№ 74

4.Доклад на педагогическом совете «Пальчиковые игры в развитии речи детей» на базе МАДОУ №74

5. Участие в работе семинаров, научно-практических конференциях, муниципальных методических объединениях.

Сентябрь - май 2027-2028 год

 

1. Посетить семинар, посвященный на развитие мелкой моторики.

2.Участие в методических дистанционных интернет конкурсах.

3. Семинары-практикумы и практические занятия - ознакомление родителей и детей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики с которыми можно заниматься в домашних условиях.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» ,изготовить бизиборд.

5. Провести мастер – класс для детей и родителей «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка» с показом презентации.

6. Организация круглого стола для педагогов ДОУ - обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики руки.

7.Работа по обновлению информации на сайте детского сада

8.Самооценка профессиональной деятельности.

 

 

Используемая литература:

  1. Янушко-Мозаика Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), - Синтез, 2010.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
  3.  Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  4. Кислинская Г.А. Гениальность на кончиках пальцев - Генезис, М – 2008;
  5. Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  6. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007;
  7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
  8.  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы старшего воспитателя Гиндуллиной Гульнары Хайрулловны

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняна 2018 – 2023  годы старшего воспитателяГиндуллиной Гульнары Хайрулловны...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышениюпрофессионального уровняна 2018 – 2023  годы...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы воспитателя

Методическая тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня   на 2023-2028...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028 годы

индвидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028 годы...