Проект на тему: «Как хорошо воспитанными быть» В старшей группе (5-6 лет)
проект (старшая группа)

Светлана Васильевна Буторина

Изучить условия создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях.

Выявить уровень сформированности навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить динамику уровня сформированности навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_horosho_vospitannymi_byt.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Как хорошо воспитанными быть»

В старшей группе (5-6 лет)

Задачи:

- Изучить условия создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях.

- Выявить уровень сформированности навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

- Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

- Выявить динамику уровня сформированности навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Автор проекта: Буторина С.В.

Вид и тип проекта: краткосрочный (1 месяц), практико-ориентированный.

Место проведения: ст. группа, Таврический д\с №2

Сроки проведения: с 1.09.22 по 30.0922г.

Режим работы: в течение всего дня (в режимных моментах и во время проведения НОД).

Количество участников проекта: воспитатели, младший воспитатель, дети группы.

Форма проведения: беседы, занятия, игровые упражнения, консультации для воспитателей и родителей.

Ожидаемые результаты:

-по окончанию проекта дети научились различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ);

-пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать;

-овладели основами сервировки праздничного стола; научились складывать  салфетки, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.

Цель проекта:

-выявить актуальность разработки и внедрения программы дополнительного образования по углубленному изучению детьми этикета в детском саду.

- научно обосновать и экспериментально проверить, что при создании условий, эмоционально – мотивационной установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым, систематической работе всего коллектива, повысится уровень сформированности знаний и навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

  Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

•        Потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

•         Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста.

 

Исходя из поставленной проблемы, были определены следующие задачи по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста:

— пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения; создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;

— развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

— развитие потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия пищи;

— воспитание желания соответствовать эталонам красоты внешнего вида.

Таким образом, исходя из обоснованных нами педагогических требований, мы выявили уровень сформированности навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста

По результатам диагностики мы выявили, что у детей старшего дошкольного возраста низкий уровень сформированности навыков этикета, который составляет 10%, средний 60%, высокий 30%. Для усовершенствования навыков этикета я разработала Программу формирования навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2022-2023 уч. год.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение

Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Беседа

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Опросник

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Анкетирование

Анкетирование – опросник, составленный как система вопросов. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны и единообразны по форме. педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю- -что ненавижу»

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический апперцептивный тест

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

выявление этических отношений к другому человеку.

Тест «Фантастический выбор»

Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.

· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?

· Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Любую беседу с ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) Например:

· Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?

· Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?

· Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др.  

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% - ?) и на материальные(…% - ?), на потребление (…% - ?) и на созидание (…% - ?), на индивидуальные блага (…% - ?) и на общественные (…% - ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводн

ых таблиц, различных графиков и диаграмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы

Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...

План-проект на тему: «Что за чудные загадки» в старшей группе

План-проект на тему: «Что за чудные загадки»Руководитель проекта: Литвинова Е.В.Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.Вид проекта: среднесрочный.Сроки проведения: (январь- апрель2015г....

Проект по теме "Огонь-друг, огонь-враг" в старшей группе.

Проект "Огонь-друг. огонь-враг". Воспитатель Карпова Наталья Викторовна, МАДОУ "Детский сад "Тополёк", г. Советский ХМАО Тюменская область....

Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»

Нравственно-патриатичесое воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Проект-презентация по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе детей с ОВЗ «Буду Родину любить»

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриот...

Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России». Моя малая родина.

Автор проекта: воспитатель Линькова О.Ю.Продолжительность проекта: краткосрочный (8 декабря– 15 декабря).Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети, родители, воспитатели.Возр...