Что у нас под ногами
опыты и эксперименты (средняя группа)

Хасанова Екатерина Юрьевна

Конспект занятия по эксперементированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_u_nas_pod_nogami.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?»

Конспект НОД «Какими бывают песок и глина» Часть I

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе.

Предварительная работа: Во время прогулок ребята отыскивают на земле палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Зайка, он принес нам волшебный мешочек. Давайте посмотрим что там?

Дети с воспитателем достают из мешка глину с песком.

Воспитатель: Зайка шел к нам, чтобы рассказать, чем отличается глина от песка. Только вот сам все позабыл. Давайте мы сами при помощи опытов определим и поможем вспомнить Зайке?

Ответы детей.

Опыт 1. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Воспитатель: Ребята, какой мы делаем вывод?

Дети: В отличие от глины песок — рыхлый.

Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

Дети: песчинки похожи.

Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Воспитатель: Теперь рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.

Воспитатель: Ребята, какой мы делаем вывод?

Дети: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Дети выполняют физкультминутку.

Воспитатель: давайте продолжим помогать Зайке вспомнить.

Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

Создайте в банке сильный поток воздуха — игрушечный ветер.

Воспитатель: Что происходит с песчинками?

Дети: Они легко двигаются, сдуваются. З

Воспитатель: теперь подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?

Дети: Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Подобные опыты можно провести и с увлажненными песком и глиной.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги. Что мы с вами сегодня выяснили?

Дети: В отличие от глины песок — рыхлый.

- Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

- кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Зайка очень благодарен вам! Он спешит, ему еще к другим деткам нужно рассказать, что у него в волшебном мешочке. Завтра он к нам снова придем и мы с вами продолжим.

Конспект НОД «Какими бывают песок и глина». Часть II

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе.

Предварительная работа: Во время прогулок ребята отыскивают на земле палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево».

Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный). Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам. Это важно, так как в природе глина и песок часто бывают перемешаны в разных пропорциях, и их смесь не даст желаемых результатов во время опытов.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел! Это Зайка, мы вчера с вами помогли ему вспомнить чем отличается песок от глины. Давайте вспомним чем?

Дети: Песок рыхлый, а глина – нет.

- Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

- Кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Воспитатель: Какие вы у меня все молодцы! А хотите узнать чем еще отличается глина от песка?

Дети: Да!

Опыт 4. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.

Воспитатель: Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Опыт 5. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок.

Воспитатель: Каким он стал?

Дети: Влажным, мокрым.

Воспитатель: А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый?

Ответы детей (в мокрый)

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

Воспитатель: как водичка впитывается: быстро или медленно?

Дети: Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Физкультминутка

Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород. (действия по тексту)
В лунках маленьких не густо,
Рассадили мы капусту. («сажают»)
Лето всё она толстела, (показывают руками круг перед собой)
Разрасталась вширь и ввысь. (руки в стороны, а затем вверх)
А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны)
Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте, еще посмотрим чем отличается глина от песка.

Опыт 6. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка.

Воспитатель: Что получается?

Дети: Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные.

Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать.

Воспитатель: Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка?

Дети: Куличики. (Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи).

Воспитатель: Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого?

Ответы детей: из мокрого.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь Зайка все вспомнил. Что мы сегодня с вами узнали?

Дети: Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче.

- Водичка впитывается в песок быстрее и легче, а глина впитывает воду медленнее, часть воды остается на поверхности глины.

- Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные.

Экспериментирование в лаборатории обязательно нужно связать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях:

1. Обратить внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке»? (Опыт № 6.)

2. Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложите детям пройтись в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось — песок или глина? (Опыт № 2.)

4. Внимательно исследуйте участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи — на песке или на глинистой почве? Проверьте предположения на примере вашего участка, парка, сквера. (Вспомните опыт № 5, когда вода впитывалась в песок и в глину.)

5. В ветреную погоду понаблюдайте за песком — уносит ли его ветер? (Опыт № 3.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ноги сами рвутся в пляс"

Серия теоретических занятий для детей старших и подготовительных групп. Задачи данных занятий следующие: Познакомить детей с одним из самых древних видов искусства танцем. Ввести понятия: темп, ритм. ...

Познавательные опыты для дошкольников "Что у нас под ногами живет?"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете, что ...

Красивые ноги

Для родителей девочек и мальчиков!В статье рассказывается об уходе за ногами детей...

Конспект развлечения для детей старшего дошколҗного возраста "Сау бул, Сөмбелә"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Сау бул,Сөмбелә!"....

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Мастер - класс "Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой"

Мастер-класс для родителей« Гимнастика вдвоем или в ногу с  мамой»( вторая младшая группа) Цели:·        Доставить детям удовольствие от совместной с родит...