Экологический проект "Деревья - наши друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Проект для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_-_nashi_druzya.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Деревья-наши друзья» 

          Тема проекта: «Деревья-наши друзья».

Проблема проекта: Какие бывают деревья? Сколько им лет? Зачем нужны деревья?

Актуальность проекта: Взаимоотношения человека с природой- актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Тип проекта: исследовательско - познавательный.

По характеру: детско-взрослый.

По длительности (сроки реализации): краткосрочный (2 недели).

По количеству участников: средняя  группа № 1 «АБВГДейка».

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.

Цель проекта: формирование у детей представлений о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего  дошкольного возраста; воспитание  бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

Расширять у детей знания и представления о деревьях: характерных особенностях их строения; отличительных признаках деревьев, сезонных изменениях в строении лиственных деревьев; учить узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада, формировать представления о деревьях как о «легких нашей планеты», о доме и пище многих животных, о строительном материале.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей отвечать полными ответами на вопросы; развивать умение связно и последовательно рассказывать; активизировать внимание и память детей,

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мышление, творческие способности, воображение и коммуникативные навыки, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат: 

Дети: систематизация знаний о деревьях, формирование осознанно-правильного отношения к природе, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители:  расширится кругозор экологических знаний родителей.

Продукты проекта: выставка совместных работ родителей и детей «Чудо-дерево», изготовление коллекции шишек.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

 Выявить уровень знаний детей   о  деревьях.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация: метод 3-х вопросов.

Что мы  знаем о деревьях?

Деревья бывают высокие и низкие.

У каждого дерева есть своё название.

Деревья нельзя ломать.

Что мы хотим узнать?

  • Почему деревья надо беречь?
  • Какую пользу приносят деревья людям и обитателям леса?
  • Как человек заботится о деревьях?

Как узнаем?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Расскажет воспитатель.

Спросим у мамы и папы.

II этап – основной

1-2 день

Дети

Беседа-рассуждение 

«Что мы знаем  о деревьях?»

(деревья живые, они состоят из корня, ствола, веток и листьев. Каждая часть выполняет в жизни дерева определённую работу).

 Рассматривание коры берёзы через лупу. Какого цвета кора?

  • Каких насекомых можно на дереве увидеть?
  • Какая кора на ощупь?
  • Как можно узнать берёзу по коре среди других деревьев?

Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки».

Рисование деревьев по пооперационным картам.

Беседа с детьми «Как берёзу использовали в древности?»

Дидактическая  игра «С какого дерева листочек?»

Подвижная игра «Лесные пятнашки».

Чтение художественной литературы:

 А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую…»

Учим правила поведения в лесу.

Правило №1 «Соблюдай тишину!»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность данной темы.  

 Предложить по дороге домой из детского сада понаблюдать за берёзами и рассказать родителям о том, что узнали сегодня о берёзке.

 

3-4 день

Дети

Беседа-рассуждение «Из каких частей состоит дерево?»

Подвижная игра «1,2,3 к … дереву беги»

Дидактическая игра: «Разложи листочки», шнуровка «Чудо-дерево»

Экскурсия к ёлочкам.

Пластилинография  «Осенний листочек»

Раскрашивание раскрасок на тему «Деревья»

Чтение художественной литературы:

И. Демьянов «Ёж и ёлка»,

Пальчиковая гимнастика «Корни».

Выставка книг по теме проекта.

Учим правила поведения в лесу.

Правило №2 «Не руби деревья, не ломай ветки!»

Родители

 Помощь в организации выставки книг о деревьях.

Посмотреть, какие деревья растут около дома, где живёт ребёнок.

 Просмотр презентации «Деревья».

5 день

Дети

Беседа-рассуждение «Рябина».

Экспериментирование: «Деревянный брусочек». 

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева  (тонет - не тонет).

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»

 Дидактические игры по ФЭМП«Разложи листья по размеру», «Найди такой же листочек».

Чтение художественной литературы:

В. Рождественский «Рябина», «Ивовый росток» (японская сказка)

Учим правила поведения в лесу.

Правило №3 «Не рви цветы!»

 

Родители

Консультация для родителей «Лес-наше богатство».

  Спросить у ребёнка, что он знает про рябину.

6 день

Дети

Беседа «Кому в лесу нужны деревья?»

Заучивание стих-я И. Токмакова «Берёза».

Сюжетно-ролевая игра: сюжет «Друзья леса».

 Чтение художественной литературы 

Ю. Ефимов «Спросите у белки», сказка «Спор деревьев»

Конструирование «Заповедник для лесных зверей»

Учим правила поведения в лесу.

Правило №4   

«Не разрушай муравейники!»

Родители

Помощь родителей в создании коллекции шишек.

 

7 день

Дети

Работа с мнемотаблицей «Опиши дерево».

Рисование листочков по пооперационным картам.

Чтение художественной литературы: сказка «Осинка и ветерок»

Отгадывание загадок о деревьях.

Просмотр мультфильма «Лунтик. Корзинка»  

Рассказывание детям интересных фактов о деревьях.

 Рассматривание раздела о деревьях в энциклопедии. 

Родители

Подготовка с ребенком небольшого сообщения о каком-либо дереве.

8 день

Дети

Беседа «Что за дерево каштан?»

Выкладывание деревьев из счетных палочек.

Дидактическая игра  по развитию речи «Какой листик?»

Рисование деревьев на манке.

Чтение худ-й литературы: В. Орлов «Каштанчик» 

Родители

Посмотреть в интернете  фотографии дерева каштан.

9-10 день

Дети

Беседа «Что такое хвойные деревья?»

Рассматривание веток ели, сосны и пихты. Сравнивание хвои.

Игры с шишками.

Дидактические игры по ФЭМП «Какой листочек по счету» (на гирлянде).

Повторение правил обращения с деревьями.

Коллективная аппликация 

«Дерево добра».

Оформление коллекции шишек.

Родители

Помощь родителей в оформлении коллекции шишек

Предложить сделать с детьми поделки из шишек.

III этап - заключительный

Дети и родители

Создание выставки детского творчества по результатам проекта.

Выставка совместных работ родителей и детей «Чудо-дерево».

                                                                                                                       

Приложение

 Беседа «Что мы знаем о деревьях?»
 Цель: Выяснение знаний детей о мире деревьев.    

1. Какие деревья вы знаете?
2. Какие деревья растут у нас в детском саду?
3. Какие деревья растут около вашего дома ?
4. Кто сажает деревья? Для чего?
5. Как называется место, где растёт много деревьев? (парк, лес)
6. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
7. Как может человек помогать деревьям? А они ему?

 Загадка

Творческая мозаика

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Берёзки).

Берёза

Красавицу берёзу можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Берёза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о берёзе. Цветёт берёза в апреле-мае, цветки у неё – серёжки. Семена похожи на маленькие золотые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния.

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»


Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Ознакомление с тем, как берёзу использовали в древности.

 Очень давно, когда люди ещё не научились изготавливать бумагу, на бересте (т.е. берёзовой коре) писали. Эти берестяные грамоты (так их называют), пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и учёные прочитали их.

Из древесины берёзы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины и делают веники. Берёзовый веник в бане всю болезнь выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарство от многих болезней. И сок у берёзы вкусный и полезный. А сколько грибов растёт в берёзовом лесу! Вот такая берёзка – людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.

Дидактическая игра «Найди дерево по листочку»

Цель: обучение детей нахождению дерева по листочку.

Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

Подвижная игра «Лесные пятнашки»

Цель: развитие координации движения, умения играть друг с другом, умея договариваться.

Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

 

Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Цель:
 тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели, 
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз.


Дыхательная гимнастика «Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Экспериментирование

Дети с помощью лупы рассматривают кору берёзы и ели и сравнивают их.

-Чем похожа кора берёзы и ели?

-Чем отличается?

-Какая кора на ощупь?

-Кого можно увидеть на стволе дерева?

Экспериментирование «Деревянный брусочек»

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.

Дети по очереди пытаются отпустить в воду веточки разных деревьев (тонут или нет?)

Пальчиковая гимнастика «Корни»

Друг от друга деревья росли далеко, (разъединить пальцы обеих кистей)

Человеку пройти этот путь нелегко, (пальцы шагают)

Только корни деревьев однажды сплелись, (переплести пальчики между собой)

Будто дерева два навсегда обнялись. (переплетённые кисти поднять вверх).

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Стихотворение

Есть у дерева крепкие корни, глубоко сохранились в земле,

Что бы дерево крепко стояло, что бы ветки и листья питало.

Есть ствол, а на стволе – кора, ствол защитит от мороза она.

Есть крона - если жара –то от солнца укроет она.

Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, сучья, ветки, листья).

Найдите на территории детского сада ель? Как вы узнали, что это ель? Давайте её рассмотрим. У ели  есть ствол, сучья, ветки. Ребята, какие странные листочки у ели! Кто знает, как они называются? Это иголки. Потрогайте их, какие они на ощупь? А корни у неё где? Под землёй, они держат всё дерево.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

 Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
 

Загадка

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные наряды. (Рябина).

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Это рябина. Очень тонкий ствол у неё. Но даже под сильными ветрами она гнётся, но не ломается. У рябины красные ягоды горьковатого вкуса, а листья резные - разрезные.  

Какого цвета цветки у рябины? (мы наблюдали, вспомните). Правильно – они белые.

Ягодки клюют птицы и разносят её семена повсюду. Они падают у птички из клюва и прорастают. Так появляются новые деревья.

 

Беседа «Дерево Рябина»

Цель:

- расширить знания детей о птицах, их способ питания зимой;

- о целебных свойствах плодов рябины;

- поощрять малышей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям.

- развивать творческое воображение, память, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать, делать добро.

Предварительная работа: Наблюдение за рябиной, попробовать ягоды рябины на вкус, чтение и заучивание стихов, примет, загадок о рябине.

Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая», иллюстрации рябины в разные времена года.

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести беседу о дереве которое имеет необычайный дар - делать добро. Что это за дерево, угадайте.

Загадка о рябине

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

- Что это за красные бусы? (Показ грозди рябины)

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.

Дидактическая игра«Одень рябину»

- Что дарит весна рябине? (Белые, душистые цветочки, зеленые листочки)

- Что дарит лето рябине? (Красные «бусы» - ягоды)

- Во что надевает рябину осень? (В красные и оранжевые листья)

- Что делает зима для рябины? (Накрывает белым снегом и приглашает птиц, есть ягоды)

- Давайте поближе познакомимся с рябиной. Уже рано осенью тяжелые гроздья круглых оранжево - красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные.

- В народе говорят «Рябина является украшением нашей природы». Давайте спросим у рябины, почему ее так называют.

Рябина: Потому что я наделена волшебной силой. Ветка с ярко-красными ягодами способна защитить человека от всякого бедствия. А еще мое дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас, настойки.

Воспитатель: Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет.

Приметы.

- Поздно цветет рябина - будут морозы зимой

- Если много ягод рябины, то осень будет дождливая

- Цветение рябины - признак устойчивого тепла

- Поздно расцвела рябина - будет поздняя осень

Воспитатель: Но зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы,но и звери: белки, кабаны, куницы.

Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая»

Вопросы по тексту.

- Почему удивлялась Рябина?

- Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?

- Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?

- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей)

О рябине сложено немало песен. Народ любил рябину с глубокой древности. Люди издавна сажали ее у своих домов.

На далеком севере рябина достаточно долго была единственным плодовым деревом. Ее оберегали, ягоды заготавливали впрок, так как они содержат большое количество витаминов. Вот такое красивое и полезное дерево.

В. Рождественский «Рябина»

Я знал тебя, моя рябина,

Ты на околице села,

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода.

А ты – всем горестям назло –

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озёрное стекло.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо (покачивания в стороны)

Ветер тише, тише, деревцо всё выше, выше. ( присесть и встать, подняв руки ввех).

Пальчиковая гимнастика «Весенние  листья»  

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём, (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме красивый  букет принесём (шагают по столу средним и указательным пальчиками)

Дидактическая игра «Разложи листья»

Цель: обучение детей умению чередовать определённые листья по заданию воспитателя.

Разложить, чередуя листья берёзы и клена.

Беседа «Кому нужны деревья?»

Воспитатель: Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты.

Очень хорошим строительным материалом является сосна. Не зря из неё на Руси строили корабли. Сосна даёт пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, белкам, совам, глухарям. Белка устраивает своё гнездо в пышной кроне сосны, потому, что даже в сильный дождь капли стекают по хвое и не попадают в беличий домик.

В морозы в гуще молодых сосенок тепло и сухо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми веточками сосен.

Сосны, да и все деревья, полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

Дидактическая игра «Какой листик?».

Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый.

Если лист березы, то он – … (березовый).

Если лист рябины, то он – … (рябиновый).

Во множественном числе:

Листья на клене – кленовые.

Листья на рябине – рябиновые.

Листья на березе – березовые.

Листья на дубе – дубовые.

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.

На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.

Правила друзей леса

Давайте их повторим и запомним.

  • Соблюдай тишину;
  • Не руби деревья, не ломай ветки;
  • Соблюдай чистоту;
  • Не разводи костры;
  • Не рви цветы;
  • Не разоряй гнёзда;
  • Не разоряй гнёзда птиц;
  • Не уноси зверей из леса домой.

Художественное слово

Ёж и ёлка  (И. Демьянов)

Покосился ёж на ёлку:

-У тебя иголок сколько?! –

Пригорюнился на пне:

«Может, больше, чем на мне?!»

Говорит лесов хозяйка:

- Лезь на ветки, сосчитай-ка!

Может, больше, может, нет –

Сосчитай и дай ответ!

                               

 «Сосны» (И. Токмакова)

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течении года

Ясной стояла погода.

 «Ели» И. (Токмакова)

Ели на опушке -

До небес макушки-

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

 «Рябина» (И. Токмакова)

Красненькую ягодку

Мне дала рябина,

Думал я, что сладкую,

А она, как хина!

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела.

 

 «Спросите у белки…»  (Ю. Ефимов)

Спросите у белки,

И скажет она:

Сосновая шишка

Отменно вкусна.

Спросите синицу,

Ответит синица,

Что с белкою можно

Вполне согласиться.

О шишках сосновых,

Добавлю я кстати,

Хорошего мненья и сойка, и дятел…

А. Прокофьев.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелёными серёжками…

 «Берёза»  (И. Токмакова)

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало глядя,,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Загадки про деревья

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Ответ: Береза

   * * *

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Ответ: Береза

 * * *

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Ответ: Береза

   * * *

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

Ответ: Береза

    * * *

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Ответ: Березки

 

 * * *

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

 * * *

Нам в дождь и зной

Поможет друг

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево

 * * *

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответ: Дерево

 * * *

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

Ответ: Дуб

 * * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Ответ: Дуб

 * * *

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

Ответ: Желудь

* * *

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

Ответ: Желудь

 * * *

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут.

Ответ: Желудь

* * *

В золотой клубочек

Спрятался клубочек.

Ответ: Желудь

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ответ: Ель

  * * *

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от…

Ответ: Елки

 * * *

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.

Ответ: Елка

* * *

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Ответ: Ель, сосна

* * *

Зимой и летом

Одним цветом.

Ответ: Ель, сосна

  * * *

Летом и зимой

В рубахе одной.

Ответ: Ель, сосна

* * *

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Ответ: Ива

 

 * * *

У речек и в низинах

Они всегда растут,

Их прутья на корзины

И коробы идут.

Ответ: Ивы

* * *

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Ответ: Липа

 * * *

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Ответ: Лиственница

* * *

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Ответ: Лиственница

 * * *

Малые детки

Сидят на поветке,

Как подрастут –

На землю спрыгнут.

Ответ: Орехи, жёлуди

 * * *

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане.

Богач невелик,

А орешками наделит.

Ответ: Орешник

  * * *

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Ответ: осина

* * *

Никто не пугает,

А вся дрожит.

Ответ: Осина

 * * *

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Ответ: Рябины

   * * *

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?

Ответ: Рябина

* * *

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

Ответ: Рябина

Весной зеленела,

летом загорела,

осенью надела

красные кораллы.

Ответ: Рябина

  * * *

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ...

Ответ: Сосна

    * * *

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.

Ответ: Сосна

    * * *

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.

Ответ: Тополя

    * * *

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?

Ответ: Пух тополя

    * * *

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает

Почему же он не тает?

Ответ: Пух тополя

Спор деревьев (сказка)

Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.

— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая...

— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!

Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.

А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!

— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.

Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.

Вот так, подружки! Убедила я вас?

— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.

Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:

— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?

Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.

Вопросы и задания

— Какой спор затеяли деревья?

— Какие деревья спорили между собой?

— Как хвалила себя Березка?

— Покажите, какая березка стройная. Похвалите себя в роли березки.

— Как хвалила себя Липа?

— Похвалите себя в роли липы. Покажите, как вокруг цветущей липы жужжат пчелы.

— Как себя хвалила Рябина в сказке?

— Возьмите веточки с ягодами, украсьте себя. Похвалитесь от имени Рябины.

— Как о себе рассказывал Клен?

— Кто будет кленом? Разбросайте и соберите кленовые листочки.

— Кто прекратил спор? Почему Дуб считается старейшиной леса?

— Покажите, как Дуб прекратил спор деревьев.

— Чем все деревья похожи друг на друга? Что у них общего?

— Как вы думаете, смогли бы деревья выбрать самое полезное и красивое дерево?

— Какие еще деревья могли бы вступить в спор?

— Попробуйте похвалиться от их имени.

— Какие стихи вы знаете о деревьях, споривших в сказке? Прочитайте их. Какие хороводы посвящены деревьям? Давайте поводим хоровод вокруг березки.

— Е. Алябьева сочинила стихотворение, в котором вы все можете превратиться в деревья. Называется оно «Станем мы деревьями». Каждую строку стихотворения можно не только прочитать, но и показать с помощью движений.

Станем мы деревьями (Е. Алябьева)

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

 (Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)

Ноги — это корни.

Их расставим шире?

(Ноги расставляют на ширину плеч.)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)

Из глубин далеких

Воду доставали.

(Нагибаются вперед, разгибаются.)

Тело наше — ствол могучий.

(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)

И своей верхушкой острой

(Делают из пальцев рук шалашик.)

В небо упирается.

(Поднимают руки вверх, опускают.)

Наши руки — это ветви,

(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)

Крону вместе образуют.

(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)

Вместе им совсем не страшно,

(Качают головой.)

Когда ветры сильно дуют.

(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)

Пальцы — веточками будут,

(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)

Листья закрывают их.

(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)

Как придет за летом осень,

(На кулак правой руки ставят кулак левой.)

Разлетятся листья вмиг.

(Резко расставляют руки в стороны.)

   

Осинка и ветерок  (М. Скребцова)

Спрашивают как-то деревья осинку: - Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть.

Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое - серовато- серебристое.

Деревья снова недовольны: - Сейчас не осень, что ты, осинка, наряды меняешь?

Задрожала осинка, а ветерок ей прошелестел: - Не обижайся на них, подружка, если бы они присмотрелись к тебе, то увидели бы, что листочки твои - необычные: с нижней стороны серебристо- сероватые, а с верхней - темно-зеленые.

Ветерок с осинкиными круглыми листочками давно дружил. Он им обо всем на свете рассказывал, а они вслед за ним в разные стороны поворачивались и шептали ласково: - Говори, говори... Ветерку осинкино внимание приятно.

Спрашивает осинка у ветерка: - Почему, ветерок, листочки других деревьев вслед за тобою не поворачиваются в разные стороны?

Отвечает ветерок: - Скучно им, осинка, рассказы мои слушать. К тому же твои листочки держатся на черешках, в верхней части сплюснутых, поэтому они и поворачиваются с такой легкостью в разные стороны. У других деревьев черешки - цилиндрические и неповоротливые.

Говорит тогда осинка деревьям: - Я с ветерком дружу. Увижу его и затрепещу от радости. Вот и кажусь со стороны дрожащим деревцем. Ничего деревья не ответили, но с тех пор к осинке приглядываться начали.
(Автор: Мария Скребцова)

Ивовый росток (Японская сказка)

Хозяин достал где-то ивовый росток и посадил у себя в саду. Это была ива редкой породы. Хозяин берёг росток, сам поливал его каждый день. Но вот хозяину пришлось на неделю уехать. Он позвал слугу и сказал ему: — Смотри хорошенько за ростком: поливай его каждый день, а главное — смотри, чтобы соседские дети не выдернули его и не затоптали. — Хорошо, — ответил слуга, — пусть хозяин не беспокоится. Хозяин уехал. Через неделю он вернулся и пошёл посмотреть сад. Росток был на месте, только совсем вялый. — Ты, верно, не поливал его? — сердито спросил хозяин. — Нет, я поливал его, как вы сказали. Я смотрел за ним, глаз с него не спускал, — ответил слуга. — С утра я выходил на балкон и до самого вечера смотрел на росток. А когда становилось темно, я выдёргивал его, уносил в дом и запирал в ящик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект Наши друзья – комнатные растения.

Тип проекта:   краткосрочный (3 недели), групповой.  Проблема:Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими ...

Экологический проект «Наши друзья – комнатные растения»

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатно...

Экологический проект «Наши друзья - деревья»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...

Экологический проект "Наши друзья - комнатные растения"

Экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых во...

Совместное развлечение детей и родителей Экологический квест «Наши друзья-зеленые великаны»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей.Задачи:Формировать экологическую культуру родителей.Показать  варианты интересной совместной деятельности родителей с деть...